Смутное время
"Коктейль Грозного"
Кем был Иван Грозный? Жестоким тираном, страдавшим манией преследования? Палачом, на счету которого тысячи жертв? Или хитрым и харизматическим лидером, создавшим процветающее государство? В нем словно сочетались несколько характеров. В чем причина? Врожденные проблемы или тяжелая болезнь? Ответ на этот вопрос вот уже более 400 лет ищут историки и врачи.
Сейчас психиатры сказали бы, что истоки неадекватного поведения царя стоит искать в детстве. Которое у Ивана было отнюдь не счастливым. Во-первых, тайной окутано само происхождение младенца. Если с матерью все более-менее ясно (Елена Глинская отличалась нравом жестоким и необузданным), то отцовство Василия III историки давно ставят под сомнение. А среди современников ходили слухи, что тот, в силу какого-то недуга, и вовсе не мог иметь детей.
Иван рано вкусил горькие плоды сиротства. Бояре, призванные охранять наследника престола как зеницу ока, были жестоки с ребенком. В известном письме к князю Андрею Курбскому Иван Грозный сам рассказывает, как распоясавшиеся бояре унижали его, а порой даже забывали покормить. Иван вспоминает, как на его глазах разворовывалась государственная казна, как временщики захватывали имения царской родни, как издевались над памятью его родителей.
Так что хитроумие, недобрая подозрительность, презрение к человеческой личности, жестокость и прочие «прелести» характера Ивана Грозного имеют свои корни в этом периоде его жизни. Другой ребенок и не выжил бы в подобной атмосфере цинизма и обмана. Но Иван оказался крепким орешком.
Два царя
Жизнь Ивана IV разбивается на два периода: светлый и темный. Границей между ними служит тяжелая болезнь, приключившаяся с правителем в 1553 году.
Первые годы правления Ивана Васильевича были отмечены успехами как во внешней, так и во внутренней политике. Был принят «Судебник», упорядочивший власть на местах. Прошедший при участии царя Стоглавый собор устранил хаос в церковном управлении и обрядах. Была серьезно реформирована армия, что позволило Москве завоевать сначала беспокойное Казанское ханство, а затем и Астраханское. В этот период у молодого государя никак не проявлялись какие-либо признаки умственного нездоровья. Да и в личной жизни царило благополучие. Он был женат по любви на простой боярыне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.
Но в 1553 году Иван серьезно захворал. Версий того, что это была за болезнь, немало: от энцефалита до тяжелой формы сифилиса (воздержанием царь действительно не отличался). Недуг скрутил его так сильно, что, не надеясь уже на выздоровление, он хотел оформить завещание в пользу своего первого сына — Дмитрия. Но бояре отказались присягать младенцу, в крови которого текла «подлая» кровь матери незнатного происхождения. У постели умирающего они открыто начали делить власть. Выдержать такое предательство было трудно. И как только смерть отступила, Иван вступил в открытую конфронтацию с ближним окружением. Именно тогда он стал по-настоящему Грозным - жестоким, беспощадным и мстительным.
В 1560 году умерла любимая жена Анастасия. Иван был уверен, что ее отравили бояре, стал нелюдимым и подозрительным. Через четыре года царь покинул Москву, отказался от царского венца и обосновался в Александровской слободе. Правда, вскоре царя уговорили вернуться на престол. Иван согласился, но при одном условии - он будет править так, как ему заблагорассудится. Александровской слободы Иван Грозный не покинул: он выставил заградительные кордоны, облачился в монашеские одежды, сутки напролет проводил за чтением Евангелия. Церковные службы чередовались в его жизни с пытками и казнями врагов. Иноземные гости не раз замечали, с каким сияющим лицом переходил царь из застенков в церковь и обратно. Расправы царя были не только беспощадными, часто они носили извращенный, глумливый оттенок. Из всех бывших приближенных он признавал только палача Малюту Скуратова.
Миф о французской болезни
Некоторые исследователи выдвигают версию, что русский государь был болен сифилисом. Тем более что летописцы бесстрастно отмечали похотливость монарха. По словам англичанина Джерома Горсея, занимавшегося в Москве торговыми делами, Иван «хвастал тем, что растлил тысячу дев». Есть свидетельства, будто в покоях самодержца всегда стоял чугунок, наполненный ртутью - единственным в то время известным средством против венерической болезни. Эти ядовитые пары приводили к судорогам. При передозировке препаратов ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение. Такие симптомы были и у Ивана IV. Очевидцы передают, что он страдал припадками, во время которых приходил «как бы в безумье», на губах его выступала пена...
Что же до сифилиса, то он действительно имеет ряд проявлений, которые современники наблюдали у Грозного. При запущенной форме на теле больного появляются язвы с обильными зловонными гнойными выделениями. И очевидцы пишут, что в начале 1584 года тело царя Ивана издавало нестерпимое зловоние. Кроме того, сифилис нередко сопровождается прогрессирующим нарушением обмена веществ, стреляющими болями в коленных суставах. В периоды обострения они лишают больного возможности ходить. В последние годы жизни Иван Грозный сильно располнел, не мог сам передвигаться, и его носили в кресле. Еще царя мучил непременный спутник сифилиса — цирроз печени, который обычно сопровождается накоплением жидкости в брюшной полости.
Однако эта версия имеет ряд существенных недостатков. Сифилис, как известно, был завезен моряками Колумба в Испанию из Америки в 1493 году. В конце XV века срамная болезнь только-только появилась в Польше, и московские власти пытались задержать эпидемию на границе. Многие сомневаются, что ко времени Ивана IV заболевание уже обосновалось в России. Хотя свидетельства об этом есть даже в знаменитом «Домострое». Кроме того, на костях скелета Ивана Васильевича ученые не нашли следов венерических заболеваний. Так что, возможно, искать причину безумия надо в чем-то другом.
По законам Борджиа
После того как в сере дине XX века был проведен химический анализ останков Ивана Грозного, исследователи обнаружили в них превышение предельного содержания ртути в 32 раза, а мышьяка - в 1,8 раза. Такой чудовищный коктейль может говорить лишь об одном - царя целенаправленно травили. Об этом стали говорить сразу после смерти Ивана Грозного. Главными подозреваемыми были Борис Годунов и племянник Малюты Скуратова Богдан Бельский. Оба они были весьма близки к царю и оба стремились захватить власть. В XVII веке о виновности Годунова и Бельского как об общеизвестном факте писали как российские, так и иностранные авторы. Однако прямых доказательств нет.
Некоторые ученые выдвигают версию, что Грозный отравил себя сам. Царь настолько боялся своего окружения, что приучал свой организм к ядам, принимая их маленькими дозами. Возможно, что так оно и было. Тогда можно говорить о «невольном самоубийстве» царя.
Многие историки, доверяя иностранным источникам, приходят к заключению, что Иван в 1570 году был на грани сумасшествия. Однако через два года он написал завещание своим сыновьям, полное разумных советов. Он предлагал им лично вникать во все дела и никогда ни в чем не доверять другим, потому что в противном случае останется только видимость власти. Это слова отнюдь не сумасшедшего, а прозорливого политического деятеля.
Возможно, еще одной причиной изменения личности были соляные отложения на позвоночнике - остеофиты, которые могут возникать на почве эндокринных нарушений и при злокачественных опухолях. При этом заболевании боли бывают резкими и мучительными, повторяющимися вновь и вновь, днем и ночью. Излечить царя — при тогдашнем уровне врачебного дела — было невозможно. Именно эти непрерывные мучения могли привести к зловещим изменениям в характере Ивана Грозного, что объясняет многие его поступки. Находясь в непрерывном болевом стрессе, он был совершенно непредсказуем.
Умер Иван Грозный 18 марта 1584 года, во время игры в шахматы с тем самым Богданом Бельским. Хотя за два дня до этого царь чувствовал себя хорошо — боль удалось унять с помощью горячих ванн. С собой в могилу он унес все загадки, связанные со временем его правления.