Здравствуйте, дорогие мои любители волшебного пластика. Сегодня, рассмотрим еще одну на первый взгляд простую, но как оказалось не всем известную тему, которая напрямую связана с модельным хобби. Речь идет о схемах окраски советских истребителей.
Советские схемы камуфляжной окраски истребителей были просты, эффективны и довольно последовательны. Это вам не германское разнообразие, где есть и пятнистые паттерны, и волнообразные. И пустынные, и серые и просто неокрашенный метал. На фоне этого раздолья советские схемы кажутся даже немного скучными. И я сам долгое время так думал. Но со временем проникся лапидарной логикой советского командования и промышленности. Подчинить все массовым стандартам, упростить там где возможно, добиться эффективной повторяемости. Прекрасный замысел.
Начнем с того, что нижняя часть советских истребителей красилась голубой краской АМТ-7. Однотонная поверхность, без других цветов. Эта схема просуществовала всю войну без изменений.
В основе типовой камуфляжной окраски советских истребителей лежит зеленый цвет. Если посмотреть на предвоенные схемы массовых И-16 и И-153 то окажется, что большинство из них по мирному времени красились в однотонный зеленый цвет АМТ-4.
Самолеты первых военных лет уже несли более сложную камуфляжную окраску. Поверх АМТ-4 наносились волнообразные широкие полосы черной краской АМТ-6. С этой краской есть нюанс. На цветных схемах она читается как темно-зеленая и вводит в заблуждение начинающих моделистов. Но это все же черная краска. Просто у нее низкая укрывистость, и нанесенная поверх зеленого базового цвета она как раз и приобретает темно-зеленых оттенок.
В 1943 году произошла радикальная смена паттерна. Из зеленых, советские истребители превратились в серые. По поводу причины этого решения есть разные гипотезы, и то что сама схема была более совершенная по незаметности и то что зеленая краска сильно упала в качестве. Трудно сказать, что из этого более правдиво. Однако, есть нюанс, сильно позднее американцы из своего разноцветья тоже перешли к современной серой окраске. Я где-то читал, что эти оттенки цветов универсально маскируют и в небе и на разных ландшафтах. Человеческий глаз хуже воспринимает серый.
Новый паттерн в общих чертах повторял предыдущий по типу начертания. Это все еще были широкие двуцветные волны. В качестве базового был взят светло-серый АМТ-11 в качестве добавочного темно-серый АМТ-12. Эту схему можно увидеть на всех поздних истребителях СССР которые производились в стране.
Самолеты Ленд-лиза как правило шли в заводской окраске. Перекраска была явлением нечастым.
Были еще и нестандартные схемы. Почему-то наиболее часто в нестандарте идут Чайки. Например видел И-153 в пятнистых камуфляжах, или трехцветный песчаный. Но они так же не являются массовыми. Остальные типы самолетов гораздо более предсказуемы.
Еще интересная особенность, на ранних самолетах фюзеляж под стабилизаторами красился в зеленый. А на поздних был изящный изогнутый переход в голубой.
Что касается модельного хобби. Сейчас уже не проблема найти аутентичные краски. На любой вкус и кошелек. Производители выпускают их и в наборах на соответствующий период и порознь под соответствующими наименованиями. Лично я пользуюсь недорогими отечественными линейками. Но тут дело вкуса.
А какими красками пользуетесь вы?