Найти тему

«Кто я? Зачем я?» – главные вопросы в жизни каждого человека

Оглавление

В психологии развития (акмеологии) большое место уделяется вопросу самоопределения личности в процессе её становления. Простыми словами: человеку нужно понять:

  • кто он в этом мире,
  • зачем живёт,
  • какова цель его жизнь,
  • кем он хочет быть,
  • чем заниматься, чтобы получать от этого удовольствие.

Долгое время в нашей стране работала практика профессионального самоопределения личности ближе к юношескому возрасту. Считалось, то лишь к 16-17 годам индивид может ориентироваться на рынке труда, соизмеряя свои способности с возможностями.

Я, как акмеолог, считаю такой подход в корне неверным.

Ранее на своем портале "Заметки на полях" я уже публиковала статью о профессиональном самоопределении ребёнка, где рассказывала, почему взрослым нужно обратить пристальное внимание на детские игры. Не повторяя всех положений, скажу коротко:

наше подсознание с рождении «знает», что для нас лучше и ближе.

Именно первые детские игры, когда сознание ребенка ещё чисто и нет подражания популярным героям мультфильмов, способно подсказать, кем ему надлежит быть в будущем.

Во что играет 2-3-летний ребёнок чаще, чему он отдаёт предпочтение субъективно, а не под воздействием прочитанного/просмотренного/пережитого, то и есть его предназначение.

Почему самоопределение в возрасте старше 5 лет – это самообман?

-2

Потому что на психику личности воздействует множество факторов из окружающей среды, как то:

  • одобрение обществом тех или иных специальностей (в 60-х почти все дети мечтали быть космонавтами, например, а в 90-х - предпринимателями);
  • наглядный пример родителей (работает как напрямую, так и от противного);
  • впечатление от просмотренных фильмов и прочтенных книг (идеализация привлекательного образа);
  • длительное нахождение в узких социально-бытовых условиях без возможности узнать иные стороны жизни (например, болезненные дети играют во врача, дети чересчур усердных прихожан – в священников);
  • прямое воздействие на сознание родителями (внушение ребёнку с детских лет, что «быть артистом плохо», а «быть инженером хорошо»).

Все эти факторы накладываются на сознание юного человека и переписывают заложенный в него код. Так, в итоге прямого и опосредованного воздействия на формирующуюся личность, последняя начинает ощущать неудобство и стыд за то, что ей нравится делать те вещи, которые не одобряют или не разделяют близкие люди в значимом кругу: сначала родители, потом друзья. Да и общество в целом.

Как показывает практика, от подобного воздействия в нашей стране чаще всего страдают творческие и гуманитарные специальности, где на протяжении 70 лет выкашивали интеллигенцию как класс, да и сейчас тенденция прославлять рабоче-крестьянское либо инженерно-техническое направление снова возрождается.

В результате человек выбирает социально-одобряемую профессию или же ту, к мысли о которой его приучили, навязав чужое мнение.

И вместо того чтобы стать гениальным агрономом, талантливым селекционером или генетиком, популярным артистом, профессиональным спортсменом, музыкантом и т.д., человек превращается в рядового менеджера, посредственного инженера, бездарного юриста, офисного клерка без инициатив или разнорабочего без желания думать и отвечать за себя и свои поступки.

Просто потому, что в детстве родители не разглядели его наклонностей. Просто потому, что эти профессии ему чужды и он занял место другого человека, который мог стать:

  • прекрасным менеджером,
  • гениальным инженером,
  • грамотным юристом,
  • идеальным исполнителем
  • или ответственным и честным разнорабочим.
Запомните: без наклонности нельзя достичь успеха в выбранном деле, нельзя развить способности до уровня таланта.

Значит ли это, что талант будет окончательно похоронен?

-3

Нет. Практика показывает, что современные люди, достигнув некоторых высот в нелюбимой профессии, в возрасте 35+ начинают задумываться о том, что для них действительно ценно. И многие стараются развивать спящие таланты, которым вовремя не был дан выход. Они идут на курсы живописи, становятся участниками арт-коллективов, внезапно начинают шить великолепные костюмы, раскрываются в написании книг, ухаживают за животными как волонтеры в питомниках и т.д.

Таким образом личность требует наверстать упущенное, закрыть те потребности, которые даны ей природой: потребности в самореализации и развитии таланта.

Да, талант есть не у всех, но если бы мы с детства развивали каждого ребенка правильно, то талантливых специалистов стало бы в разы больше.

О том, как совмещать популярные профессии, дающие стабильный заработок, и требования души, читайте в следующей публикации.

С ув., магистр-акмеолог Р.А. Аньярская