Живое воплощение американской мечты. Гордая, проницательная, глубоко несчастная и так большинством не понятая.
Как икона американской поп-культуры, Монро имеет мало конкурентов в популярности.
- Она самый фотографируемый человек XX века;
- Занимает 6 место в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет;
- О ней написано около 300 книг.
Она запомнилась необычной жизнью, нестабильным детством, борьбой за профессиональное уважение, трагической смертью, теориями заговора и тем, что стала первой, кто украсил обложку журнала Playboy.
А на деле была Нормой Джин Бейкер, которая писала стихи, очень много читала и имела приличный уровень IQ.
Монро принесла в прокат свыше 200 миллионов долларов, относясь при этом к числу наименее оплачиваемых звёзд Голливуда. Как так случилось?
Норма Джин Мортенсон родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе и была третьим ребёнком киномонтажницы Глэдис Пёрл Бейкер и отца, личность которого неизвестна. Из-за работы мать не могла уделять дочери достаточно внимания, поэтому вскоре после родов отдала ее в семью опекунов, где росли и другие приёмные дети, воспитываемые в соответствии с принципами евангельского христианства.
К лету 1933 года мать купила небольшой дом в Голливуде и забрала дочь, но несколько месяцев спустя Глэдис поставили диагноз — параноидальная шизофрения и поместили в больницу, где она провела остаток жизни, практически не общаясь с Нормой.
Тогда Норму Джин взяла к себе подруга матери — Грейс Мак-Ки, но, когда девочке было 9 лет, Грейс вышла замуж и ребенок оказался лишним. Норма попала в сиротский приют, где её несколько раз хотели удочерить, но мать отказывалась подписать документы.
В 1937 году Грейс все-таки решила забрать ее, но вскоре Норме пришлось переехать к своей двоюродной тёте Оливии из-за домогательства со стороны мужа Грейс. Но и там она прожила недолго - один из сыновей Оливии тоже не давал ей проходу.
В начале 1938 года Грейс отправила Норму к своей тёте. Там она была зачислена в среднюю школу и позже называла этот период жизни одним из немногих, когда она действительно чувствовала себя спокойно, хоть и была посредственной ученицей.
В 16 лет Норма вышла замуж за Джеймса Догерти и бросила школу.
Через год после свадьбы пошла работать на авиационный завод, а в июне 1945 года там появился армейский фотограф Дэвид Коновер, с заданием сделать пропагандистские снимки женщин на военных заводах. После съёмки Коновер предложил Норме позировать платно, и она согласилась, ушла с завода и начала карьеру модели. На этой почве тут же начались разногласия с мужем и годом позже брак распался.
Фигуру Нормы в модельном агентстве сочли подходящей для пин-апа, поэтому съемки были в основном в рекламе и мужских журналах. Девушка была весьма популярна и к началу 1946 года её фото украшало 33 обложки.
Под впечатлением от успеха агентство заключило контракт с «20 Century Fox». Тогда же был выбран псевдоним — Мэрилин Монро и начались изменения внешности: линию роста волос на лбу приподняли при помощи электролиза, а цвет изменили на платиновый блонд.
Был заключен контракт и с «Columbia Pictures», но единственным фильмом стал малобюджетный мюзикл, во время съёмок которого у Монро был роман с преподавателем по вокалу, оплатившем исправление её неправильного прикуса.
После этого Монро стала протеже Джонни Хайда, вице-президента актерского агентства. Хайд даже сделал ей предложение, но Мэрилин отказалась. Хайд заплатил за пластическую операцию на челюсти Монро и ринопластику, а также устроил совсем небольшую роль в кино.
В начале 50-ых Мэрилин стали активно приглашать на съемки и даже на главные роли. Её популярность у зрителей существенно возросла, она получала от фанатов несколько тысяч писем в неделю, и негласные титулы «самой молодой кассовой актрисы» и «пин-ап королевы».
В это же время, забросив все незначительные любовные связи, Монро начала роман с отставным нью-Йоркским «Янки» Джо Ди Маджо, одним из самых известных спортивных деятелей эпохи. Свадьба состоялась в начале 1954 года и брак начал разваливаться с самого начала: Ди Маджо страшно ревновал. Актриса подала на развод, однако до конца своей жизни Джо любил Мэрилин и лишь он один из всех её возлюбленных пришёл на её похороны.
Карьера Мэрилин шла вверх, но на съёмочных площадках находиться было трудно. Причин было много: перфекционизм, низкая самооценка, боязнь сцены, отсутствие контроля своей работы и откровенно предвзятое отношение коллег-мужчин. Чтобы развеять тревогу и хроническую бессонницу, она начала принимать запрещенные вещества и алкоголь.
После фильмов «Ниагара» и «Джентльмены предпочитают блондинок» Мэрилин стала одним из главных секс-символов и одной из самых рентабельных голливудских актрис. Её придуманный визажистами облик стоял перед глазами миллионов как ширма. Изогнутые брови, алые полуоткрытые губы, обтягивающие и излишне откровенные платья, голос с придыханием.
Зрители и кинокритики считали, что образ недалекой блондинки - её реальная личность.
В одной из сцен в «Джентльмены предпочитают блондинок» Монро сказала фразу, которая красной нитью прошла через всю ее карьеру:
«Я могу быть умной, когда это нужно, но большинству мужчин это не нравится».
Её раздирали противоречия, она мечтала о воплощении драматического образа, но панически боялась провала. Не находилось и режиссеров, способных провести рискованный эксперимент. И только в 1961 году, за несколько месяцев до своей кончины, она сыграет свою единственную серьезную роль в «Неприкаянных».
В 1956 году Мэрилин вышла замуж в 3 раз. Её мужем на 4 года стал драматург Артур Миллер, и их отношения вызвали негативные отклики в обществе.
Обе беременности в браке закончились печально. Когда они развелись, Мэрилин даже легла на лечение в психиатрическую клинику.
Чуть позже она познакомилась с Президентом США Джоном Кеннеди. Ходили слухи об их романе, а также о романе с его братом. Но явных доказательств этому нет.
Уже после смерти Мэрилин многие заявляли, что были её любовниками. В их числе, например, актеры Марлон Брандо и Тони Кёртис, даже писавшие об этом в своих биографиях. Выглядит это как танец на костях - как минимум не красиво.
В 1959 году вышел фильм «В джазе только девушки». Очень конфликтный в плане съемок, он был признан одним из лучших когда-либо созданных фильмов, а Монро получила «Золотой глобус» и звезду на Голливудской «Аллее славы».
Трумен Капоте предложил ей сыграть Холли Голайтли в «Завтрак у Тиффани», но, как известно, роль получила Одри Хепбёрн, многие опасались, что Монро усложнит съёмки.
К этому моменту здоровье Мэрилин было сильно подорвано, боли от камней в желчном пузыре и зависимости были очень серьёзны. Она часто брала больничные и срывала съемки. «20 Century Fox» предъявила ей иск в размере 750 тысяч долларов и стала распространять информацию о том, что Монро и вовсе душевнобольная.
Ночью 5 августа 1962 года домработница Мэрилин обнаружила ее, неподвижно лежащую, лицом вниз на кровати с телефонной трубкой в руке. Она тут же позвонила психиатру актрисы, который приехав, зафиксировал смерть, которую по многим причинам определили, как самоубийство. Ей было всего 36.
Это стало главной новостью в США и Европе, а Монро тут же стали называть одним из наиболее недооценённых в мире людей. Что-то я не удивлена. А вы?
И пока вы подписываетесь на КиноБуква (вы же подписываетесь?) вот вам несколько книг и фильмов о Мэрилин:
С удовольствием послушаю, нравится вам Мэрилин Монро? Если нет, то почему?