Найти тему
КиноБуква

Культовый образ в мировом кино и отчаянное одиночество в жизни. Рассказываю про главную блондинку и легенду 50-ых Мэрилин Монро

Живое воплощение американской мечты. Гордая, проницательная, глубоко несчастная и так большинством не понятая.

Как икона американской поп-культуры, Монро имеет мало конкурентов в популярности.

  • Она самый фотографируемый человек XX века;
  • Занимает 6 место в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет;
  • О ней написано около 300 книг.
Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 год, режиссер Ховард Хоукс
Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 год, режиссер Ховард Хоукс

Она запомнилась необычной жизнью, нестабильным детством, борьбой за профессиональное уважение, трагической смертью, теориями заговора и тем, что стала первой, кто украсил обложку журнала Playboy.

А на деле была Нормой Джин Бейкер, которая писала стихи, очень много читала и имела приличный уровень IQ.

Монро принесла в прокат свыше 200 миллионов долларов, относясь при этом к числу наименее оплачиваемых звёзд Голливуда. Как так случилось?

Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера», 1953 год, режиссер Жан Негулеско
Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера», 1953 год, режиссер Жан Негулеско

Норма Джин Мортенсон родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе и была третьим ребёнком киномонтажницы Глэдис Пёрл Бейкер и отца, личность которого неизвестна. Из-за работы мать не могла уделять дочери достаточно внимания, поэтому вскоре после родов отдала ее в семью опекунов, где росли и другие приёмные дети, воспитываемые в соответствии с принципами евангельского христианства.

К лету 1933 года мать купила небольшой дом в Голливуде и забрала дочь, но несколько месяцев спустя Глэдис поставили диагноз — параноидальная шизофрения и поместили в больницу, где она провела остаток жизни, практически не общаясь с Нормой.

Кадр из фильма «Займёмся любовью», 1960 год, режиссер Джордж Кьюкор
Кадр из фильма «Займёмся любовью», 1960 год, режиссер Джордж Кьюкор

Тогда Норму Джин взяла к себе подруга матери — Грейс Мак-Ки, но, когда девочке было 9 лет, Грейс вышла замуж и ребенок оказался лишним. Норма попала в сиротский приют, где её несколько раз хотели удочерить, но мать отказывалась подписать документы.

В 1937 году Грейс все-таки решила забрать ее, но вскоре Норме пришлось переехать к своей двоюродной тёте Оливии из-за домогательства со стороны мужа Грейс. Но и там она прожила недолго - один из сыновей Оливии тоже не давал ей проходу.

В начале 1938 года Грейс отправила Норму к своей тёте. Там она была зачислена в среднюю школу и позже называла этот период жизни одним из немногих, когда она действительно чувствовала себя спокойно, хоть и была посредственной ученицей. 

Кадр из фильма «Река не течёт вспять», 1954 год, режиссер Отто Перминджер
Кадр из фильма «Река не течёт вспять», 1954 год, режиссер Отто Перминджер

В 16 лет Норма вышла замуж за Джеймса Догерти и бросила школу. 

Через год после свадьбы пошла работать на авиационный завод, а в июне 1945 года там появился армейский фотограф Дэвид Коновер, с заданием сделать пропагандистские снимки женщин на военных заводах. После съёмки Коновер предложил Норме позировать платно, и она согласилась, ушла с завода и начала карьеру модели. На этой почве тут же начались разногласия с мужем и годом позже брак распался.

 

Фигуру Нормы в модельном агентстве сочли подходящей для пин-апа, поэтому съемки были в основном в рекламе и мужских журналах. Девушка была весьма популярна и к началу 1946 года её фото украшало 33 обложки. 

Под впечатлением от успеха агентство заключило контракт с «20 Century Fox». Тогда же был выбран псевдоним — Мэрилин Монро и начались изменения внешности: линию роста волос на лбу приподняли при помощи электролиза, а цвет изменили на платиновый блонд.

Кадр из фильма «Зуд седьмого года», 1955 год, режиссер Билли Уайлдер
Кадр из фильма «Зуд седьмого года», 1955 год, режиссер Билли Уайлдер

Был заключен контракт и с «Columbia Pictures», но единственным фильмом стал малобюджетный мюзикл, во время съёмок которого у Монро был роман с преподавателем по вокалу, оплатившем исправление её неправильного прикуса. 

После этого Монро стала протеже Джонни Хайда, вице-президента актерского агентства. Хайд даже сделал ей предложение, но Мэрилин отказалась. Хайд заплатил за пластическую операцию на челюсти Монро и ринопластику, а также устроил совсем небольшую роль в кино.

В начале 50-ых Мэрилин стали активно приглашать на съемки и даже на главные роли. Её популярность у зрителей существенно возросла, она получала от фанатов несколько тысяч писем в неделю, и негласные титулы «самой молодой кассовой актрисы» и «пин-ап королевы».

В это же время, забросив все незначительные любовные связи, Монро начала роман с отставным нью-Йоркским «Янки» Джо Ди Маджо, одним из самых известных спортивных деятелей эпохи. Свадьба состоялась в начале 1954 года и брак начал разваливаться с самого начала: Ди Маджо страшно ревновал. Актриса подала на развод, однако до конца своей жизни Джо любил Мэрилин и лишь он один из всех её возлюбленных пришёл на её похороны.

Кадр из фильма «Автобусная остановка», 1956 год, режиссер Джошуа Логан
Кадр из фильма «Автобусная остановка», 1956 год, режиссер Джошуа Логан

Карьера Мэрилин шла вверх, но на съёмочных площадках находиться было трудно. Причин было много: перфекционизм, низкая самооценка, боязнь сцены, отсутствие контроля своей работы и откровенно предвзятое отношение коллег-мужчин. Чтобы развеять тревогу и хроническую бессонницу, она начала принимать запрещенные вещества и алкоголь. 

После фильмов «Ниагара» и «Джентльмены предпочитают блондинок» Мэрилин стала одним из главных секс-символов и одной из самых рентабельных голливудских актрис. Её придуманный визажистами облик стоял перед глазами миллионов как ширма. Изогнутые брови, алые полуоткрытые губы, обтягивающие и излишне откровенные платья, голос с придыханием.

Зрители и кинокритики считали, что образ недалекой блондинки - её реальная личность. 

Кадр из фильма «Ниагара», 1952 год, режиссер Генри Хэтуэй
Кадр из фильма «Ниагара», 1952 год, режиссер Генри Хэтуэй

В одной из сцен в «Джентльмены предпочитают блондинок» Монро сказала фразу, которая красной нитью прошла через всю ее карьеру:

 «Я могу быть умной, когда это нужно, но большинству мужчин это не нравится».

Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 год, режиссер Ховард Хоукс
Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 год, режиссер Ховард Хоукс

Её раздирали противоречия, она мечтала о воплощении драматического образа, но панически боялась провала. Не находилось и режиссеров, способных провести рискованный эксперимент. И только в 1961 году, за несколько месяцев до своей кончины, она сыграет свою единственную серьезную роль в «Неприкаянных». 

Кадр из фильма «Неприкаянные», 1961 год, режиссер Джон Льюстон
Кадр из фильма «Неприкаянные», 1961 год, режиссер Джон Льюстон

В 1956 году Мэрилин вышла замуж в 3 раз. Её мужем на 4 года стал драматург Артур Миллер, и их отношения вызвали негативные отклики в обществе. 

Обе беременности в браке закончились печально. Когда они развелись, Мэрилин даже легла на лечение в психиатрическую клинику. 

Чуть позже она познакомилась с Президентом США Джоном Кеннеди. Ходили слухи об их романе, а также о романе с его братом. Но явных доказательств этому нет. 

Уже после смерти Мэрилин многие заявляли, что были её любовниками. В их числе, например, актеры Марлон Брандо и Тони Кёртис, даже писавшие об этом в своих биографиях. Выглядит это как танец на костях - как минимум не красиво.

В 1959 году вышел фильм «В джазе только девушки». Очень конфликтный в плане съемок, он был признан одним из лучших когда-либо созданных фильмов, а Монро получила «Золотой глобус» и звезду на Голливудской «Аллее славы».

Кадр из фильма «В джазе только девушки», 1959 год, режиссер Билли Уайлдер
Кадр из фильма «В джазе только девушки», 1959 год, режиссер Билли Уайлдер

Трумен Капоте предложил ей сыграть Холли Голайтли в «Завтрак у Тиффани», но, как известно, роль получила Одри Хепбёрн, многие опасались, что Монро усложнит съёмки. 

К этому моменту здоровье Мэрилин было сильно подорвано, боли от камней в желчном пузыре и зависимости были очень серьёзны. Она часто брала больничные и срывала съемки. «20 Century Fox» предъявила ей иск в размере 750 тысяч долларов и стала распространять информацию о том, что Монро и вовсе душевнобольная.

Кадр из фильма «Принц и танцовщица», 1957 год, режиссер Лоуренс Оливье
Кадр из фильма «Принц и танцовщица», 1957 год, режиссер Лоуренс Оливье

Ночью 5 августа 1962 года домработница Мэрилин обнаружила ее, неподвижно лежащую, лицом вниз на кровати с телефонной трубкой в руке. Она тут же позвонила психиатру актрисы, который приехав, зафиксировал смерть, которую по многим причинам определили, как самоубийство. Ей было всего 36.

Это стало главной новостью в США и Европе, а Монро тут же стали называть одним из наиболее недооценённых в мире людей. Что-то я не удивлена. А вы?

И пока вы подписываетесь на КиноБуква (вы же подписываетесь?) вот вам несколько книг и фильмов о Мэрилин:

С удовольствием послушаю, нравится вам Мэрилин Монро? Если нет, то почему?