29 мая 70-летие отмечает Александр Ермаков – народный артист России, лауреат премии Правительства России, один из ведущих мастеров нашего театра. Поздравляем Александра Юрьевича с юбилеем и предлагаем вспомнить первые годы его работы в Малом, а также одну из лучших ролей Ермакова – Геннадия Несчастливцева в пьесе А.Н.Островского «Лес».
Войти в труппу Малого оказалось и легко и трудно одновременно. С одной стороны, Александр Юрьевич пришёл в Дом Островского уже довольно опытным артистом, успешно работавшим и в провинциальных театрах, и в известном московском, с самыми талантливыми режиссёрами. С другой стороны, необходимо было влиться в коллектив с полуторавековой историей, где свято чтят традиции и трепетно относятся к слову, звучащему со сцены.
Ермаков, несмотря на свой актёрский опыт, испытывал большое волнение. По его словам, он не знал, что такое традиции Малого, потому что Горьковское училище по творческой направленности ближе к МХАТу. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» нужно было с первых минут сценического действия прочитать длинный монолог, который артист повторял, пока его гримировали. Видимо, волнение дебютанта стало слишком заметно. Вот как вспоминает об этих незабываемых мгновениях сам Ермаков:
Впервые в жизни мне клеят бороду, костюмеры помогают одеться, а я почти трясусь от волнения. Все говорят: «Думайте о роли!» Потом, уже в костюме и гриме, меня пригласили в Ермоловское фойе, там сидели артисты, занятые в спектакле. Ко мне подошёл Вячеслав Езепов со словами напутствия: «Ты первый раз выходишь на сцену Малого, я понимаю, это очень ответственный момент. Если ты даже ничего не скажешь, мы за тебя всё скажем, не волнуйся. А сцена Малого театра тебя поддержит». И Езепов меня в буквальном смысле слова под руки вывел на сцену. Несмотря на мандраж, удалось почти без ошибок исполнить роль, и меня приняли.
Артист сыграл так, что не только доброжелательные, но и требовательные собратья по актёрскому цеху, с любопытством наблюдавшие за дебютантом, приняли Ермакова как равного. С тех пор, с 1995 года, он служит в Малом.
Вот что говорит об Александре Юрьевиче художественный руководитель театра, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин: «Про Ермакова я могу сказать только хорошее. Он добрый, отзывчивый, верующий человек, готовый в любую минуту прийти на помощь, он любит не только людей, но и «братьев наших меньших». Кормит кошек, птиц, беспокоится, как они переживут зиму. Думаю, что его так воспитали с детства. Что касается его актёрских качеств, то для меня они неотделимы от человеческих. Я посмотрел несколько его работ на сцене театра им. Пушкина и принял решение пригласить Александра Юрьевича в труппу Малого. Я почувствовал, что его актёрское дарование вписывается в наши многолетние традиции. В Малом театре одна из самых удачных его работ – роль Несчастливцева. Он играл актёра со всеми его сложностями и радостями. Эта роль раскрыла в Ермакове новый потенциал. У него очень много театральных работ, и каждую Александр Юрьевич наполняет душевной теплотой. Самое главное, что человеческие качества артиста украшают каждое его сценическое создание, в них чувствуется доброта и внимание к партнёру. Многие артисты говорят, что любят с ним работать. Моя наставница, великая актриса Вера Пашенная, говорила, что актёр обязан оставлять кусочек своего сердца на сцене. Каждый раз Александр Юрьевич так и поступает. Одним словом, за все эти годы я ни разу не пожалел о том, что позвал Ермакова в театр».
Руководителю Малого вторит одна из самых известных его актрис, народная артистка России Ирина Муравьёва, с которой Ермаков не раз выходил на сцену: «Саша – настоящий православный русский человек, преданный своей жене, с которой знаком с ранней молодости. Как только он пришёл в театр, его сразу все полюбили, он сумел подружиться со многими, и это неудивительно, потому что Саша – человек обаятельный, весёлый и приятный. Он с успехом играет и серьёзные роли, и характерные, он лёгок и остроумен в водевиле, в комедийных ролях у него есть азарт. Есть в нём ещё одно замечательное и редкое качество – он никогда не бросает своих. Я люблю с ним играть, он хороший партнёр, тонко чувствующий, всегда готовый прийти на помощь. Иногда я советуюсь с ним по жизненным вопросам. То, до чего я не могу додуматься, он постигает своим мужским честным умом, он мудрее меня».
Исторически сложилось так, что в искусстве Малого театра всегда был главным артист и то слово, которое он нёс со сцены зрителям. Режиссёр И.С.Платон, работавший в этих стенах, любил повторять: «Актёр должен за своё жалование играть так, чтобы его было слышно, а уж остальное – что Бог дал...» Ермаков каким-то чутьем и актёрским опытом уловил особый тон Малого театра и стал здесь «своим».
«Я благодарен замечательным партнёрам, с которыми играл и играю до сих пор. С Александром Михайловым мы партнёрствовали в «Царе Фёдоре Иоанновиче», Василий Бочкарёв стал мне большим другом и помог ввестись в спектакль «Царе Борис» А.К.Толстого. В «Свадьбе Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина у нас тоже был прекрасный тандем с Бочкарёвым, который играл Расплюева. Одна из самых дорогих для меня ролей – Несчастливцев в спектакле «Лес». Мы с Витей Павловым, который играл Аркашку Счастливцева, придумали такую игру. В день спектакля приходили в гримёрку задолго до начала, проговаривали некоторые эпизоды, шутили, постепенно входили в образы своих героев – комика и трагика. Крепла не только наша дружба, мы ещё каждый раз находили какие-то новые штрихи к портретам персонажей».
Спектакль этот действительно замечательный, но порой бывает, что некоторые, даже самые интересные постановки имеют неудачную сценическую судьбу. К сожалению, так случилось и с «Лесом». Спектакль получил хорошие отклики в прессе, зрительскую симпатию, награды. Но в 2006 году ушли из жизни замечательные артисты Евгений Самойлов, игравший Карпа, и Виктор Павлов... Вскоре и сам Александр Юрьевич из-за проблем со здоровьем был вынужден на время покинуть сцену. Вернуться в театр и быстро обрести форму ему помогла не только любовь к выбранной профессии, но ещё несгибаемость и твёрдость характера.
Геннадий Несчастливцев в «Лесе» – одна из самых удачных работ Ермакова в Малом. Редкое совпадение жизненных принципов актёра и его героя дало прекрасные результаты. Была в этой роли ещё одна тема, очень близкая артисту, почти автобиографическая. Как и Несчастливцев, в своё время он ушёл, рано оторвался от своей семьи, чтобы вернуться уже совсем в другом качестве, с другими взглядами на жизнь.
В этом персонаже тесно переплелись два начала – актёрское и человеческое, иногда непонятно, где проходит грань между лицедейством и реальностью. Даже в его поношенной одежде, слегка помятой шляпе, в которой Несчастливцев появлялся на сцене, сквозило какое-то благородство и театральность. Высокий, усталый, немолодой человек не знает, где преклонить сегодня голову. Не хочется идти на поклон к старой тётке. С другой стороны, тянет горемычного скитальца отдохнуть, хоть «немного погреться у чужого огня». В нём чувствуется неугасимая вера, упрямая надежда. Ермаков играл странствующего провинциального трагика с непростой судьбой, театральный пафос актёра он наполнял душевными переживаниями живого человека. В образе Несчастливцева у Ермакова не было ни одной фальшивой интонации. Своей ролью он утверждал, что истинно высокое заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных монологах, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей.
«В спектакле «Лес» я впервые встретился с Островским на сцене. Меня поразило, насколько тонко он чувствовал актёрскую природу! Я вижу Несчастливцева цельной и мощной натурой, неисправимым романтиком, человеком, страстно любящим театр и беззаветно преданным ему. Меня привлекает увлечённость людей, отдавших свою жизнь искусству. Слова Несчастливцева «И у нас есть горе, но есть и свои радости, о которых не знают другие» определяют сущность всего этого образа», – говорит артист.
Действительно, для Несчастливцева театр, прежде всего, воплощение прекрасных и героических устремлений, романтического отношения к жизни. Герой в исполнении Ермакова нёс зрителям возвышенные, благородные чувства, согревал их своей радостью от соприкосновения с искусством. Зрители очень тепло принимали спектакль, в котором артист проявил в полной мере не только романтический дар, но и редкой красоты голос, поистине завораживающий.
(По материалам буклета Екатерины Амирхановой «Александр Ермаков» из серии «Библиотека Малого театра»)
Свой юбилей Александр Юрьевич отметит на сцене. 29 мая он сыграет роль кардинала Мазарини в спектакле «Молодость Людовика XIV».
Текст подготовлен ведущим редактором Малого театра Ольгой Петренко