Речевое развитие ребенка - важнейший социальный навык, формирующийся у малыша исключительно при помощи других людей. Своевременное и правильное развитие речевых функций и речевой деятельности считаются важнейшим этапом в жизни человека, поскольку от того, насколько полноценно и грамотно он будет владеть умением говорить и строить предложения, напрямую зависит и развитие его интеллекта, и успех в общении с окружающими людьми, и его психологическое здоровье и верное восприятие себя и окружающих.
Малейшие изменения и задержки речевого развития и речевой деятельности стоит отслеживать максимально фанатично и выявлять дефекты еще в дошкольном возрасте, когда решить эту проблему намного проще. Это важно, как и для успешного обучения малыша, так и для его корректной социальной адаптации.
Влияние факторов на развитие речевой деятельности
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, однако логопедами и психологами выделяются четыре фактора, влияющих на речевое развитие дошкольников.
- Анатомический.
- Физиологический.
- Эмоциональный.
- Социальный.
Стоит отметить, что речь бывает как активной, так и пассивной. Активную малыш использует самостоятельно (произнесение заученных слов, звуков), пассивная же используется для понимания других (то, что ребенок не может произнести самостоятельно, но при этом понимает смысл). Развитие при этом должно быть направлено в оба аспекта.
Этапы развития речевой деятельности ребенка
Более детально будем рассматривать годовое речевое развитие. Развитие речи же до 12 месяцев представим в виде таблички-памятки. Как уже было сказано выше, формируется способность говорить намного раньше, чем дошкольник произнесет свое первое слово.
- 0-2 месяца - В этом возрасте формой коммуникации ребенка является крик. Он плачет, когда замерз, голоден, хочет спать или проснулся.
- 2-3 месяца - Начинается активное гуление, плач отодвигается на второй план. Произносятся звуки «а», «ы», «у» в сочетании с «г». Наблюдаются зачатки понимания речи, направленной в адрес ребенка, смена интонации в соответствии с ситуацией.
- 3-6 месяцев - Развивается лепетание. Ребенок может «разговаривать» сам с собой посредством произносимых звуков, реагирует на обращение к себе, поворачивает голову при оклике, начинает по-разному плакать, понемногу реагирует на свое имя.
- 6 месяцев - Произносятся первые слоги, отдача предпочтения таким слогам, как «ба», «ма», так как их запомнить и произнести проще всего. Малыш может бесконечно повторять их сам себе, так как ему начинает нравиться звучание и произнесение.
- 7-9 месяцев - Комбинируются слоги, прогрессирует лепет до повторения одинаковых слогов.
- 9-11 месяцев - Активно развивается подражание, имитируется речь, которую ребенок слышит от окружающих людей.
- 11 месяцев - Период произнесения первых коротких осмысленных слов. Отрицание, согласие, имена.
- 12 месяцев - Наблюдается внимание и интерес к разговорам, звуки и слоги комбинируются по-новому, соединяются в слова. Стабилизируется понимание односложных конструкций, согласие и отрицание. К речи добавляются жесты, направленные на привлечение внимания людей.
Здесь также стоить отметить, что распознать отклонения до года очень трудно, мало родителей, которые способны заподозрить неладное, поэтому крайне важно посещать неврологов, логопедов, смежных специалистов.
У кого быстрее развивается речевая деятельность: у мальчиков или у девочек?
Если обратить свое внимание на статистику, то станет понятно, что у мальчиков речь может развиваться несколько позже, чем у девочек. В первую очередь специалисты связывают это с особенностями физиологии. Фактически: созревание нейронных связей в головном мозге быстрее происходит у девочек, так как они по своей природе более эмоциональные и более контактные. В возрасте двух лет словарный запас между детьми разных полов может отличаться вдвое. Однако если мальчик очень подвижный и активный, то его речевое развитие может быть лучше, чем у сверстников его пола, поскольку, как уже было сказано выше, чем выше двигательная активность, тем быстрее развивается речь.
Причины нарушения речевого развития у детей
Нарушением речевой деятельности считают любое отклонение речи от общепринятых норм при сохранении слуха и нормальном развитии интеллекта в соответствии с возрастом. Сами по себе нарушения могут быть связаны как с неврологическими и физиологическими факторами, так и с психологическими. В действительности же, согласно статистике, на те или иные проблемы в речи у ребенка жалуются порядка 50% родителей. Влиять на это могут как травмы при родах, наследственность, заболевания в раннем возрасте, так и социологические аспекты, с которыми можно бороться:
- тревожность;
- гиперопека;
- дефицит общения;
- длительное применение подгузников (у ребенка, который круглосуточно в памперсах, отсутствует потребность в привлечении внимания родителей для устранения дискомфорта);
- длительное использование соски;
- повторение за взрослыми с дефектами речи;
- запреты на проявление эмоций.
Как помочь ребенку заговорить или исправить речевые дефекты?
Основным способом помочь ребенку заговорить можно считать общение. Когда малыш произносит первые слова, то ему самому это очень интересно и безумно нравится. Чем больше взрослые общаются с дошкольником, тем быстрее он развивается. Разумеется, стоит следить в первую очередь за тем, как и что говорить, стараться разнообразить в первую очередь свою речь и поставить правильное звучание, не допускать ошибок. Следует побольше читать ребенку или включать детские песенки, не пренебрегать развитием мелкой моторики, пополнением собственного словарного запаса. Ни в коем случае нельзя коверкать слова и менять словоформы, любой разговор с малышом должен быть правильно и грамотно выстроен.
Помните: чем раньше обнаружена проблема, тем проще от нее избавиться. Способность говорить — это одна из ключевых способностей и базовых потребностей любого человека, поэтому ни в коем случае нельзя допускать неконтролируемый процесс ее формирования.
Хорошим подспорьем станут и дополнительные занятия по речевой стабилизации у специалистов, которые помогут выявить проблемы на ранних этапах или же усовершенствовать имеющийся прогресс. Например, всевозможные практикумы в детской школе Kids MBA. Если возникают сомнения в целесообразности посещения таких мероприятий, то стоит обратить внимание на вводное занятие по ораторскому мастерству.
Наши специалисты с удовольствием расскажут о способах развития речевого аппарата, укреплении речевой функции, а также научат необходимым методикам говорения и грамотной речи.
Звоните прямо сейчас и отправляйте заявку на сайте, если так будет удобнее, а также делитесь своими мнениями в комментариях: это позволит нам сделать работу наших педагогов еще более эффективной.
☆ ☆ ☆
Подписывайтесь на канал! И создавайте грамотное будущее для своих детей:)