Многие заметили, что за последние три месяца интернет стал дико перегружен цитатами философа Ханны Арендт. Такое ощущение, что кто-то вдруг неожиданно откопал на книжной полке ее работы, стряхнул с них пыль и давай забрасывать всех нас цитатами про «опасность тоталитаризма» и «ужасы диктатуры».
Создаётся впечатление, что место Иосифа Бродского как «поэта №1, которого все цитируют» теперь занято философом Ханной Арендт.
Если раньше хорошим тоном было по поводу и без писать про «не выходи из комнаты» и «лучше жить в глухой провинции у моря», то сейчас — хвастаться штудированием книги Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме» про судебный процесс над немецким военным преступником, идеологом «окончательного решения еврейского вопроса» Адольфом Эйхманом. Он скрывался в Аргентине, где его нашли израильские спецслужбы и тайно вывезли в Израиль на суд.
Ханна Арендт на этом суде присутствовала как американский корреспондент, итогом ее работы и стала книга, главная мысль которой заключалась в серьёзной философской и этической дилемме «банальности зла».
Арендт считала, что нацизм слишком демонизирован, а по сути, все функционеры и идеологи рейха — от самых мелких до величин типа Эйхмана, просто педантично выполняли свою работу и приказы, без какого-либо серьезного идейного осмысления.
«Это просто была моя работа», — в этом и есть банальность зла, вселяющая всем нам ужас, поскольку на месте Эйхмана, или коменданта Освенцима, или простого рядового может оказаться каждый из нас, считала Арендт.
Книга долгое время будоражила умы и вот сейчас вышла на новую волну прочтения.
Всё бы неплохо, если бы не несколько деталей, касающихся самой книги и жизни Арендт. В лучших традициях пропаганды и информационной войны любители цитат и демонстрации своей приверженности правильной стороне вырывают из контекста цитаты и факты биографии философа, при этом замалчивая много важных для понимания моментов. Быстро по ним пробежимся:
Ханна
- Ханна Арендт выросла в еврейской нерелигиозной семье (и это принципиально важно), потому что фактически за все время жизни, она постоянно металась: от романтизма, попыток писать любовные стихи и интереса к Античной философии до увлечения экзистенциализмом Кьеркегора, а потом неожиданно — учебы у протестантских теологов и написании диссертации по работам Блаженного Августина;
Немного про еврейство. Арендт, как уже говорилось выше, металась: от сотрудничества с сионистами во время Второй мировой до активной критики этих же сионистов за политику в отношении арабов, а также…самое важное — именно Ханна одна из немногих евреев-публичных персон, кто очень активно критиковал юденраты и вообще деятельность еврейских общин и организаций во время Холокоста. Фактически именно она первая в медиа заявляет о торговле евреями за спасение:
«Постоянные переговоры и компромиссы приводят к Холокосту», — пишет она в «Банальности зла».
- Ханна Арендт была очень красива в молодости (что тоже очень важно, суровая правда жизни: многим красивым женщинам неинтересен феминизм), выходила замуж несколько раз, крутила романы, самый яркий и обсуждаемый — с ее преподавателем, женатым философом Мартином Хайдеггером, который уже после их расставания стал членом НСДАП и сторонником нацизма. И здесь принципиальный момент: несмотря на физический разрыв и эмиграцию Ханны из Германии во Францию, а потом в США, она сохранила довольно близкие, даже интимные эпистолярные отношения с Мартином. После Второй мировой войны Арендт активно писала работы по политологии и тоталитаризму, но при этом всю свою жизнь защищала Хайдеггера.
- О биографии Арендт написано много статей, книг и даже снят художественный фильм. Но все равно есть некоторые белые пятна. Кто ее спас из французского концлагеря Гюрс? Каким образом небогатой еврейской девушке удалось перебраться из оккупированной Франции в Лиссабон, а оттуда — в США? На что она жила первое время? Кто помог ей с продвижением в Штатах и устроил в престижный New Yorker?
«Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме»
Главная «Книга Цитат», которой так удобно манипулировать и подпитывать информационную войну. Но вот незадача, цитируя красивые фразы про «банальное зло» и «тоталитарное общество», книгочеи упускают принципиально важную составляющую работы Арендт, ради которой и задумывалась книга.
Дело не в самой «банальности зла», в конце концов, это всего лишь философская гипотеза, а в неопровержимых фактах так называемого правосудия либерального демократического мира (кстати, сама Арендт себе не считала либералом).
Приведу некоторые выдержки из книги:
- Услуги адвоката Адольфа Эйхмана на суде оплачивало государство Израиль;
- Все нацистские преступники, которых не экстрадировали в Израиль и кто избежал Нюрнбергского трибунала, получили минимальные сроки или вовсе избежали наказания;
- Против смертной казни Адольфа Эйхмана и его ярыми защитниками (требовали проявить милосердие) выступали Центральный совет американских раввинов (!) и группа профессоров Еврейского университета в Иерусалиме (!).
- Ни один из немецких инициаторов депортации евреев в лагеря смерти из Венгрии не заплатил за это более чем несколькими годами тюрьмы.
Дорогие друзья, спасибо, что дошли до конца и прочитали этот большой текст!)