Культ личности определяется как «преувеличенная преданность харизматическому политическому, религиозному или другому лидеру».
Авторитарные фигуры часто ассоциируются с культами личности, как и тоталитарные режимы, такие как Советский Союз при Иосифе Сталине, Германия при Адольфе Гитлере и Северная Корея при Ким Чен Ыне.
Лидеры культов личности часто используют образы и манипулирование средствами массовой информации для формирования в сознании своих последователей возвышенной, даже сверхчеловеческой версии своей личности. Последователи принимают личность и авторитет лидера, что приводит к их преданности лидеру и его миссии по достижению воображаемого будущего.
История культов личности
Термин «культ личности» был популяризирован после того, как советский политик Никита Сергеевич Хрущев использовал его в 1956 году в речи на 20-м съезде КПСС, в которой он осудил продолжающийся культ личности вокруг Иосифа Сталина, умершего за три года до этого.
Однако в современных европейских языках этот термин впервые был использован гораздо раньше, в первой половине 1800-х годов. Хрущев даже не был первым, кто использовал этот термин в Советском Союзе. Преемник Сталина Георгий Маленков впервые использовал его в 1953 году для описания Сталина и его последователей, как и Хрущев три года спустя.
И все же, хотя этому термину всего 200 лет, есть примеры культов личности, которые восходят к древним временам. Один из них включает Августа, первого римского императора, и его династию, которая начала обожествлять мертвых и, в конечном счете, живых императоров.
В наше время культы личности стало легче создавать и поддерживать, поскольку СМИ становятся все более совершенными и доступными, что позволяет лидерам легче распространять и контролировать свое влияние на народ.
Некоторые ученые относят первый современный культ личности к 1851 году, когда Наполеон III захватил власть во Франции и в итоге объявил себя императором. Однако многие относят его к 1924 году, когда Сталин решил забальзамировать труп Владимира Ленина и выставить его на всеобщее обозрение, что положило начало посмертному культу личности, посвященному советскому лидеру.
Харизматичный лидер
Социолог Макс Вебер ввел понятие харизматического авторитета, которое, по мнению большинства исследователей культа личности, является важным для понимания этого вида лидерства. Согласно Веберу, харизма — это «определенное качество личности человека, при котором его считают необычным и относятся к нему как к наделенному сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, особенно исключительными способностями или качествами».
Между тем, харизматический авторитет зависит от преданности и доверия отдельных последователей к индивидуальному лидеру. В этом контексте восприятие лидера последователями имеет решающее значение для поддержания его легитимности, поэтому средства массовой информации используются для создания и продвижения образа лидера больше, чем жизнь.
Еще одна особенность харизматического авторитета заключается в том, что он часто критикует существующие институты и стремится привнести изменения в той или иной форме, которые могут представлять собой что угодно — от предыдущего идеализированного времени до революционных реформ.
Эта миссия по нарушению установленного порядка является ключом к успеху харизматического лидера, поскольку чем больше последователей верят в то, что в обществе существует кризис, который существующие институты не могут преодолеть, тем больше вероятность того, что они возложат свои надежды на харизматического лидера. Те же основные принципы применимы и к фигуре, вокруг которой формируется культ личности.
Как культы личности набирают и удерживают последователей
Реальные или воображаемые качества харизматического лидера, которые утверждаются через СМИ, могут положить начало созданию культа личности, но в конечном счете именно реакция потенциальных последователей делает культ личности возможным.
В то время как всеобъемлющая миссия харизматического лидера — например, создание новой утопии — часто настолько возвышенна, что нереальна, поддержка последователей обычно строится на включении более реалистичных, практических целей — таких как повышение заработной платы или снижение конкуренции за рабочие места, — которые помогают последователям представить себе улучшенное будущее.
В культе личности лидер укрепляет и легитимизирует свой авторитет с помощью манипуляций в СМИ и пропаганды, которые заставляют последователей поверить, что лидер — единственный, кто может достичь заявленной миссии. Однако постоянная вера и преданность последователей культу личности поддерживаются не только его лидером и миссией, но также членством в группе и преданностью другим членам группы.
Преданность индивида другим членам культа личности может быть ключом как к продолжению его членства, так и к специфическим для группы убеждениям, которые он принимает, и действиям, которые он готов совершать. Это можно объяснить следующим образом.
1. Внутренние группы и потребность в принадлежности
Чтобы харизматический лидер нашел отклик, он должен говорить на языке своих последователей, чтобы убедиться, что последователи понимают и принимают миссию лидера. Если лидеру это удается, то это может укрепить преданность и веру в него последователей.
Эта внутренняя группа затем разрабатывает свои собственные визуальные отличия, убеждения и ритуалы, которые укрепляют преданность лидеру и культу личности в целом. Выполнение таких ритуалов или высказывание убеждений, соответствующих культу личности, может стать лакмусовой бумажкой для определения принадлежности к группе.
Члены культа личности удовлетворяют свою потребность в принадлежности, хотя это также увеличивает необходимость поддерживать свой статус в группе, соответствуя ее нормам. Это может подтолкнуть членов ко все более радикальному поведению и убеждениям, особенно когда лидер разжигает предрассудки против чужих групп (особенно групп, к которым у последователей практически нет возможности принадлежать, например, групп по национальному происхождению, расе, полу или классу).
2. Слияние идентичностей и преданный деятель
В конечном счете, когда преданность лидеру и его миссии перерастает в преданность культу личности в целом, последователи могут испытать слияние идентичности, при которой социальная идентичность и индивидуальная самоконцепция человека сливаются воедино. Это может привести к тому, что последователи почувствуют семейную связь с другими членами группы, побуждая их к экстремальному поведению, вплоть до борьбы и смерти, от имени группы.
Согласно теоретической схеме «преданного деятеля», эти действия не имеют ничего общего с ожидаемым риском или вознаграждением, но являются результатом безоговорочной приверженности морали, ценностям и идеологии группы.
В культах личности это может означать преданность группе, а послушание лидеру становится важнее, чем более устоявшиеся ценности. В результате слияние с культом личности может привести к тому, что привязанность к группе будет даже сильнее, чем к собственной семье.
Таким образом, хотя люди со стороны могут видеть, как лидер манипулирует и эксплуатирует своих последователей, и задаваться вопросом, почему члены группы продолжают становиться жертвами этого, их последователи будут становиться все более преданными культу личности.
Освобождение от культа личности
Поскольку культы личности так успешно удовлетворяют социальные потребности, самостоятельно освободиться от них может быть непросто. Более того, если человек живет в стране, где культ личности был создан для укрепления политической власти авторитарного лидера, у него может не быть возможности сделать это.
Для людей, ставших жертвами культов личности, действующих в демократических странах, скорее всего, потребуются обеспокоенные друзья и семья, чтобы начать процесс открытия глаз близкого человека на его участие в этом культе.
Однако друзья и родственники не смогут достучаться до близкого человека, который является членом культа личности, обзывая его или прямо говоря ему, что им манипулируют. Вместо этого важно проявить сочувствие и задавать вопросы без снисхождения или осуждения.
Каким бы преданным культу личности ни казался человек, в его преданности обязательно найдутся трещины, даже если поначалу их трудно заметить. Друг или член семьи может обнаружить эти трещины, начав дружеский диалог, а затем очень мягко указывая на них.
Этот процесс требует терпения, но в итоге он может помочь человеку осознать и освободиться от влияния культа личности на его жизнь. Однако, так или иначе, это должен быть выбор самого человека, и друзья и родственники должны принять тот факт, что этот процесс не сработает, если их близкий человек не придет к осознанию того, что он больше не хочет быть частью культа личности.
По материалам статьи «What Is a Cult of Personality?» Verywell Mind