Вся представленная информация - личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Шаг второй
Дальнейшее глубокое погружение стоит проводить после появления подробной информации об исполнении бюджета за апрель 2022 года. Пока попробуем оценить не очень большой, но достаточно любопытный раздел доходной части: "Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации" или просто доходы бюджета от дивидендов госкомпаний.
Данный раздел предполагает объем выплат в размере 693 млрд руб. или 2,8% всех доходов бюджета. Доля не очень большая, но вполне значимая.
Наиболее вероятным источником дивидендов могут выступать госкомпании нефтегазового сектора, поскольку в 2021 году и первом квартале 2022 года рыночная конъюнктура была весьма позитивной.
Совет директоров Газпрома 26 мая рекомендовал выплату дивидендов по итогам 2021 года в размере 52,53 руб./акцию. Учитывая, что в собственности государства находится 11,9 млрд акций компании, размер полученных дивидендов оценивается в 625 млрд руб., что составляет 90% от планируемых поступлений от госкомпаний или 2,5% всех доходов бюджета. Вместе с рекомендованными по итогам 2П2021 года дивидендами Роснефти 23,63 руб./акцию, поступления в бюджет достигнут 726 млрд руб., что обеспечивает перевыполнение плана.
Роснефть за 1П2022 года (дивиденды выплачивались по итогам каждого полугодия) и Транснефть могут принести казне еще порядка 248 млрд руб.
Для сравнения показаны возможные выплаты со стороны Алросы и Русгидро.
В случае принятия положительных решений по дивидендам только со стороны компаний, представленных в таблице, суммарные поступления в бюджет могут превысить 1 трлн руб., оказавшись в 1,5 раза больше плана, составив 4,1% от всех доходов (25 трлн руб.).
Предполагая, что для наполнения бюджета в 2022 году будут использоваться все возможные источники, исключая компании из секторов с меньшими возможностями для выплат (например, госбанки: Наблюдательный совет Сбера рекомендовал не выплачивать дивиденды по итогам 2021 года), высока вероятность выполнения или перевыполнения плана по доходам от дивидендов госкомпаний. Данный факт несколько снижает потенциальное давление на курс российской валюты с целью наполнения бюджета нефтегазовыми доходами.
С учетом озвученных Михаилом Мишустиным бюджетных стимулов на 8 трлн руб., расходная часть бюджета становится объектом пристального внимания. Все ли запланированные траты будут реализованы в этом году? Будет ли использоваться перераспределение из других расходных статей?
Продолжение: "Рубль и бюджет - нефтяная математика. Часть 3". Подписывайтесь, чтобы не пропустить, и ставьте лайки...
Свежие публикации и актуальная информация в телеграм-канале SilenceAndMoney
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна. (с) Новик К.В., 2022
Источники:
- Минфин России: "Бюджет для граждан"
- Минфин России: "Федеральный бюджет"
- Минфин России: "Фонд национального благосостояния"
- Министерство экономического развития РФ: "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
- Счетная палата РФ: "Заключение на проект бюджета - 2022"
- Система обеспечения законодательной деятельности (Государственная дума): "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Предыдущие публикации:
- "Монетарный курс рубля как один из ориентиров"
- "Что рубль грядущий нам готовит?"
- "Рублевые думы"
- "Интересные факты о рубле"