В России такого закона, к сожалению, нет. В Америке есть. Все что касается безопасности государства в Америке предусмотрено законодательно. Смена руководства страны подробно расписана. Закон определяет, кто может стать или исполнять обязанности действующего, или избранного президента. Предусмотрена очередность преемственности президентства по разным причинам (болезнь, импичмент, смерть и другие) и тогда, согласно закона, исполнять обязанности будут в порядке очередности:
1) Вице-президент США;
2) Спикер Конгресса США;
3) Вице-спикер Конгресса США;
4) Генеральный атторней США;
5) Председатель Верховного Суда США;
6) Губернаторы штатов США, в порядке учреждения (заселения) штатов, начиная с самого раннего;
И т.д. таких преемников перевалило за сто.
В России, согласно Конституции, вопрос передачи верховной власти сводится к юридической процедуре и практике избрания президента на должность и прекращения исполнения полномочий президента РФ. Порядок выборов определяет Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (с изм. от 01.12.2014) «О выборах Президента Российской Федерации».
Учитывая, что Россия президентская республика и что в руках одного человека сосредоточена, как гражданская, так и военная власть, то при любых, особенно непредвиденных обстоятельствах условия и механизм передачи таких высших полномочий достойному гражданину должен быть законодательно четко и подробно прописан. Для такой огромной страны иметь у власти сильного, умного, порядочного верховного, это жизненная необходимость. И в этом аспекте граждане России хотели бы быть уверенными, что случайности в преемственности исключены.
Сегодняшняя передача в Законе имеется, но гарантий правильности, полезности не дает. Почему? При ней исполнять обязанности президента начинает премьер-министр, а опыт уже показал, что с вероятностью 90% он и будет следующем президентом. А всегда ли это равноценно? Нет. Когда два высших должностных лица фигуры самодостаточные, как в политическом, так и экономическом плане Путин-Мишустин, тогда все нормально. А если нет, как было недавно Путин-Медведев, то вся политическая, экономическая конструкция государства может начать непредсказуемо меняться, а это для страны катастрофа. Преемственность прервется и не потому, что плохой человек, а потому что он просто не знает, или не решается идти курсом своего предшественника. Если сейчас фигуры сбалансированы, то до этого было не так. Как сказал кто-то «Как часто на первом месте бывает тускл и незаметен тот, кто блистал бы на втором». Это как раз про Медведева. Став замом Совета безопасности, он показал себя решительным, грамотным, инициативным, умеющим работать на опережение. Сразу видно, человек на своем месте.
Депутаты должны думать, советоваться со общественностью и выбрать тот присущей только России механизм передачи по сути верховной власти. Ошибки тут недопустимы. Варианты могут быть разные. Например. Действующий президент совместно с Федеральным собранием ежегодно составляет резерв кандидатов, как возможных претендентов. Президент может оставлять Наказ о кандидатуре на его пост. Здесь речь идет о легитимности пролонгации власти, а каким будет формат и механизм должны решать депутаты.
В свое время Ельцин назначил Путина премьером, потом сам отказался от власти. Но это способ передачи власти в ручном режиме, а должен быть Закон, не вызывающий никаких сомнений у граждан.
Народ должен изначально понимать, что человек пришедший на смену – это достойный продолжатель предыдущего правителя.