ФТС в лице первого заместителя руководителя Руслана Давыдова выступила за полную отмену запрета параллельного импорта абсолютно для всех товаров. Действительно, дискуссия об этом идёт ещё с средины нулевых, однако сторонники такой полной свободы, судя по всему, так и не выработали сколько-нибудь убедительные аргументы. Г-н Давыдов сослался лишь на практику некоторых стран.
Слепое копирование чужого опыта, пусть даже успешного, говорит лишь о полном отсутствии собственной экспертизы и понимания сути процесса. Конечно, очень соблазнительно не напрягаясь, одним щелчком решить все проблемы и насытить рынок всевозможными товарами. К большому сожалению, так не бывает, а подобный подход приводит лишь к потере времени и нагромождению бессмысленных решений.
Давайте попробуем оценить последствия тотального параллельного импорта на основе простого анализа процессов.
Сначала о положительных следствиях.
- Очевидно, что в текущих условиях прекращения поставок товаров правообладателями параллельный импорт должен смягчить возникающий острый дефицит. И это тот случай, который можно возводить в систему: если и пока товар, выпущенный в свободное обращение в какой-либо стране, не ввозится в Россию правообладателем или уполномоченным им импортёром, параллельный импорт в его отношении должен быть разрешён.
- Есть мнение (например, у ФАС), что благодаря конкуренции многочисленных импортёров цены на товар снизятся, и это благотворно скажется на потребительском рынке. Собственно, это главный и единственный аргумент сторонников идеи. Но любой предприниматель, работающий на конкурентном рынке, скажет, что конкуренция хороша в меру. Избыточная конкуренция приводит к демпингу, ценовым войнам и разрушает бизнес. За этим следует деградация качества обслуживания клиентов и качества самого товара.
Теперь подробнее о противопоказаниях.
- Каждый производитель, локальный или глобальный, выстраивает систему сбыта товара. Естественно, что на его бизнес влияет эффективность всей цепочки вплоть до конечного потребителя. И совершенно нормально, что производитель для создания своих конкурентных преимуществ определяет всю сбытовую стратегию: целевую аудиторию, ценовое позиционирование, имидж продукта, послепродажную сервисную поддержку и т.д.
- Производитель подбирает торговых партнёров, готовых следовать избранной им стратегии и выполнять его стандарты. При этом производитель осознанно ограничивает количество таких партнёров, т.е. ограничивает конкуренцию между ними, соблюдая разумный баланс между стремлением к максимальной доле рынка и росту продаж и обеспечением достаточной прибыльности бизнеса партнёров.
- Это абсолютно правильный механизм балансировки рынка, поскольку, с одной стороны, находясь в конкурентном окружении аналогичной продукции других производителей, никто из них не имеет доминирующего положения и, соответственно, не может им злоупотреблять. С другой стороны, партнёры, имея достаточную рентабельность, могут инвестировать средства в новое оборудование, обучение персонала, автоматизацию процессов и т.д.
- Производитель таким образом контролирует глобальный рынок своей продукции. При этом, в зависимости от уровня конкуренции, налогообложения и других особенностей каждого рынка он поставляет туда определённый ассортимент своей продукции и назначает цену. Невозможно организовать параллельный импорт с какого-нибудь рынка так, чтобы производитель об этом не узнал. При желании он легко такие поставки заблокирует.
- Даже если представить, что параллельный импорт заработал, это не приведёт к заметному снижению цен, т.к. альтернативные каналы поставок содержат значительно большее количество посредников и неоптимальную логистику. А вот бизнес партнёров производителя пострадает существенно, поскольку даже небольшое снижение цен, например, на 5% может привести к падению маржинального дохода на 50%. Партнёры теряют возможность инвестировать, их бизнес деградирует.
- Кроме того, периодически случающиеся в нашей стране большие колебания курса рубля будут создавать огромные спекулятивные трансграничные потоки товара, создавая неприемлемую напряжённость на рынке. Этот процесс можно сравнить с оттоком средств вкладчиков с банковских депозитов, угрожающим устойчивости всей банковской системы.
- Отдельной большой проблемой является гарантийная поддержка. Особенно это касается технически сложных товаров. Гарантийное обслуживание и ремонт выполняется партнёрами в соответствии с гарантийной политикой производителя, где подробно описаны все условия и требования к эксплуатации товара владельцем, квалификации и технической оснащённости партнёра, а также процедуре ремонта, включая, в частности, условие о покупке товара и деталей для его ремонта исключительно по официальным каналам у производителя. Только при условии строгого соблюдения политики производитель выплачивает партнёру компенсацию его расходов на гарантийный ремонт. Таким образом, при параллельном импорте невозможно будет обеспечить существующий уровень гарантийной поддержки товара.
Суммируя все аргументы, становится, надеюсь, очевидным, что идея о пользе тотального параллельного импорта является не более чем наивной фантазией. Тем более странно слышать такие предложения из высоких кабинетов без внимательного анализа и обсуждения с отраслевыми экспертами.
А вот чем бы следовало заняться точно, так это взаимоотношениями внутри «допустимых вертикальных соглашений» (термин закона «О защите конкуренции»), т.е. между производителем и сбытовой сетью. Там, мягко говоря, справедливости мало.