Найти в Дзене
Ammonia!

Как русский японист помог Киото спасти или очерк о судьбе русского эмигранта.

Вы, конечно, знаете про знаменитые московский и петербургский магазины купцов Елисеевых. Был у последнего законного владельца этих магазинов сын - Сергей Елисеев. Он в 11 лет в Париже побывал на выставке японского искусства и с тех пор был влюблен в эту страну. Юноша решил посвятить жизнь изучению “Страны восходящего солнца”, в Берлине выучил язык, а потом поступил в Токийский Императорский университет. После обучения там, он вернулся на родину и стал профессором Петроградского университета. После революции большевики пленили Сергея Елисеева, чтобы давить на его отца (стандартная практика для них после Октябрьского переворота). После освобождения японист бежал в Париж и там какое-то время бедно жил на сбережения. Помогла случайность: на улице Елисеев встретил однокурсника по Токийскому университету Асида Хитоси (между прочим, после войны этот человек стал премьером Японии). Тот ему помог устроиться в посольство, а после и стать хранителем японской коллекции парижского музея Востока и преподавателем Сорбонны.

Молодой Елисеев
Молодой Елисеев

Вторую Мировую войну Елисеев встретил будучи профессор Гарварда. Во время войны он стал одним из главных консультантов американского командования по вопросам японской истории и культуры. К тому же, он активно обучал американских солдат вражескому языку. В списке на бомбардировку как обычным оружием так и атомным у американского командования были три древние столицы Японии: Нара, Камакура и Киото. Согласно опубликованной переписке между военного министра Стимсона и президента Гарри Трумэна, именно Стимсон лично вычеркнул древнюю столицу из списка. У министра в Киото проходил медовый месяц, поэтому он из сентиментальных чувств и вычеркнул город из списков на уничтожение. Остальное командование не очень поняло причины такого поступка (для них то Киото был просто точкой на карте). Начались мощнейшие споры, поэтому Стимсону потредовалось экспертное подтверждение его решения. Тут и пригодился японист Елисеев, которые смог аргументированно доказать американскому командованию, что древнии столицы лучше не трогать, ибо они являются культурным наследием всего человечества. К тому же, уничтожение японских святынь могло еще сильнее разжечь ту ярость, с которой солдаты Хирохито сопротивлялись по всему Тихому океану. В итоге, от бомбардировок Киото, Камакура и Нара не пострадали.

-2

В конце небольшой курьезный эпизод из жизни Сергея Елисеева времен Токийского университета. Елисеева стал первым европейцем, окончившим это учебное заведение. В 1912 году дипломы выпускникам вручал сам император Мэйдзи. Он сразу обратил внимание на “бледнолицего” студента и спросил кто это. Императору с поклоном кто-то из приближенных ответил, мол студент из России.

-3

Мэйдзи был немного шокирован, и чтобы больше не смущать “божество” диплом Елисееву решили не вручать. В том же 1912 году император умер, и только после этого Сергей смог получить диплом Токийского университета.