Найти тему
Антон Беляков

Проект закона о внешнем управлении: будут ли национализированы иностранные компании в России?

Спикер Госдумы Вячеслав Володин анонсировал перечень российских законопроектов по противодействию санкциям, которые будут приняты в самое ближайшее время. Наиболее, пожалуй, ожидаемый из них - «Закон о внешнем управлении», он же так называемый «Закон о национализации». Трехмесячный срок, на который взяли паузу множество иностранных компаний в России, вот-вот подойдет к концу. Понятно, что ждать до бесконечности их возвращения страна просто не сможет. Предполагается, что законопроект даст ответ на вопрос, что делать с их имуществом и законсервированными производствами, тем более что корпоративные конфликты уже разгораются один за другим.

Но, мне кажется, что говорить здесь о национализации не совсем верно. В пока внесенной редакции все же есть механизмы, предусматривающие для иностранных владельцев возможность вернуться к управлению своими предприятиями. Национализация же по сути является масштабным изъятием активов без каких-то «промежуточных» вариантов. Правда, соглашусь, что сейчас в Думу внесена действительно наиболее жесткая редакция законопроекта из всех обсуждаемых с минимальными уступками иностранным владельцам компаний.

Так, пока проект Закона содержит упрощенный механизм приобретения активов зарубежных акционеров в РФ российскими игроками по заниженными ценам. Это не означает, что такой механизм будет применяться всегда, но что основы для передела рынка в «Законе о внешнем управлении» заложены – это очевидный факт. Вероятно, именно это позволят СМИ говорить о национализации.

Применение особого порядка управления покинутыми нерезидентами компаниями предусматривается для организаций, в которых более 25 процентов принадлежит акционерам недружественных стран, если их действия или бездействие привели к нарушению работы. Обсуждался вариант с порогом хотя бы 50 процентов, но пока внесена именно такая, наиболее жесткая версия.

Коснется Закон только организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов россиян. Далее дается более чем обширный список критериев отнесения к таким организациям:

-любая организация, производящая социально значимые товары и товары первой необходимости, товары, цены на которые регулируются государством;

- естественные монополии и доминирующие на рынке организации;

- организации, которые являются единственным производителем определенных видов продукции, в том числе лекарственных препаратов или медицинских изделий, либо единственным поставщиком продукции, не имеющей российских аналогов;

- организации, где численность работников составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта;

- организации, чье прекращение работы грозит техногенными катастрофами, гибелью людей, остановкой работы энергообъектов, транспорта и т.п..

Тут все относительно понятно.

А вот дальше среди организаций, на которые распространяется Закон, называются все предприятия, прекращение деятельности которых может привести к соцальной дестабилизации, росту цен, нарушению цепочек поставок для значимых производств, прекращению деятельности «иных организаций». А это уже менее четкие критерии. И таким образом, круг «покинутых» недружественными странами компаний, которые могут перейти к РФ, заметно расширяется.

►Из-под действия Закона ожидаемо были выведены оффшорные структуры, принадлежащие россиянам. Но на этом защита интересов именно российских владельцев иностранных компаний, которые могут совместно с «недружественными иностранцами» входить в число акционеров, вообще-то тоже заканчивается. Никакого преимущественного права выкупа далее они иметь не будут.

►Не получат его и иностранные акционеры, реши они вернуться, хотя на этом сейчас и настывает РСПП.

Такое право получит только внешняя администрация. И это существенный момент, позволяющий говорить о грядущем перераспределении активов не только от иностранных акционеров к российским, но и между российскими игроками рынка. Грубо говоря, если 25 процентов акций принадлежит нерезидентам, которые покинули РФ из-за санкций, а 75 процентов – россиянам, то в пролете окажутся обе стороны. Никаких преференций российские владельцы не получат, когда актив пойдет с молотка.

►Все решения о введении внешнего управления и все последующие решения принимаются только Московским Арбитражем (место регистрации и нахождения предприятия не имеет значения).

Но решению суда всегда предшествует решение специальной Межведомственной комиссии, которая играет главную роль в судьбе «оставленных» зарубежных компаний в РФ. Пока она еще не создана. Известно только, что образована она будет при Министерстве экономического развития. Таким образом, перераспределение «покинутых» иностранных активов передано полностью на федеральный уровень, что уже вызвало протест регионов, желающих расширить свои полномочия в этом вопросе. Пока же они могут только давать информацию о «сложившейся» ситуации и просить «федералов» о помощи в ее разрешении.

По общему правилу с прошением о введении внешнего управления в Межведомственную комиссию обращается или уполномоченный федеральный орган, или власти субъекта РФ, где находится компания, подпадающая «под критерии». Еще до решения суда Комиссия принимает решение о введении внешней администрации, после чего прошение подается в Суд.

Дальше о внешнем управлении, так как именно внешняя администрация и получит все «карты в руки» по новым активам. По начальной версии только государственный ВЭБ и его структуры могли брать на себя внешнее управление такими организациями. В нынешней версии ФНС все же смогла добиться, чтобы такое право предоставлялось любой организации, выбранной Межведомственной комиссией. Как будет выбираться претендент, пока не ясно. На данный момент среди критериев отбора значится только, что такое управление не может осуществляться компанией с иностранными акционерами. Но именно внешняя администрация потом будет иметь преимущественное право выкупа акций, если актив выставят на торги.

Для попавшего в сложное положение предприятия есть два пути:

Внешнее управление с последующим замещением активов и распродажей их при полной потери прав владельцев на актив.

Передача в доверительное управление с сохранением прав владельцев с неясным конечным исходом. Грубо говоря, распродажа активов не обязательно следует и после введения внешнего управления. Законопроект содержит не императив, а возможность такого варианта развития событий, но при этом другие в нем все же не прописаны. И в случае доверительного управления владелец сможет хоть что-то получить с нее.

За 18 месяцев (если, конечно, активы не будут пущены с молотка до их истечения) акционеры могут запросить доверительное управление.

За 5-7 дней до начала заседания суда по вопросу введения внешней администрации (а именно такой срок установлен между подачей Межведомственной комиссией заявления в суд и назначением даты суда) у иностранцев есть шанс начать работу и предотвратить всю последующую неделю. Далее уже только через доверительное управление.

Первый вариант с внешнем управлением более жесткий.

Судом по представительству Межведомственной комиссии внешняя администрация вводится на срок не более 18 месяцев с возможностью продления полномочий на эти же 18 месяцев. За это время она занимается инвентаризацией имущества компании, «принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества организации, находящегося у третьих лиц», ведет оценку имущества. На этот период все сделки с активами замораживаются, как и требования кредиторов. После завершения «собирания имущества» проводится процедура замещения активов: все активы вносятся во вновь созданную компанию с другим названием, но сохраняющую все авторские права, права на интеллектуальную собственность и пр. от своего предшественника. Уже это предприятие распродается. Процедура установлена своя, не схожая с применяемой при банкротстве и, кстати, без учета интересов кредиторов. Важно отметить два момента:

-при отсутствии повышения ставок, начинается их понижение, пока оно не доходит, до начальной оценочной цены,

- преимущественное право всегда остается за внешней администрацией и при понижении цены актива она становится собственником почти по умолчанию.

Второй вариант – доверительное управление, более «мягкий», так как оставляет иностранным (и российским) владельцам какой-то шанс на возвращение. В начальной версии законопроекта он, кстати, отсутствовал. Как на стадии вынесения решения суда о введении внешней администрации, так и во время уже реализации ее полномочий собственник с долей не менее 50 процентов акций может инициировать передачу компании в доверительно управление. Решение будет приниматься все тем же Московским Арбитражем. Подавая такое ходатайство в суде, акционер представляет доказательства возможности устранения всех нарушений работы.

Внешняя администрация при осуществлении деятельности по доверительному управлению не вправе производить отчуждение акций и действует в интересах владельца. Средства от деятельности организации в этот период поступают на специальный счет владельца. Таким образом, на срок реализации доверительного управления у акционеров компании есть шанс сохранить ее и даже получать доход от ее деятельности. Каким может быть этот срок? Точно в Законе это не указывается, но ряд отсылочных норм позволяют говорить о тех же 18 месяцах.

Что важно отметить, не вдаваясь во все детали пока еще все же не принятого Закона?

Первое, что лично меня несколько озадачило, что при « распродаже» актива владелец обязан сохранять 2/3 рабочих мест и деятельность организации только на период в течение 1 года. После этого вообще никаких обязательств у него нет: может распродать собственность и сдать в аренду земли, может уволить всех сотрудников и т.д.. Если мы говорим о предприятиях значимых и с большой долей занятого на них населения, то их интересы вообще-то защищаются весьма слабо.

Второе, что смущает, что внешняя администрация уже через месяц может начать процедуру банкротства, а никакого оздоровления по общему правилу именно для таких компаний не предусмотрено. Согласитесь, есть в этом какая-то притягательность для новых собственников. И дело даже не в том, что шанс как-то возобновить работу иностранцам обрезается со скоростью света (а ряд производства слишком тесно связана с поставкой иностранных комплектующих и пр.), а что создается законное основание для весьма «интересных» захватов собственности. А кто поручится, что новые владельцы будут заинтересованы в поддержании производства?

Не могу однозначно оценить и просто мизерный срок от 5 до 7 дней, когда нерезидент имеет право предоставить информацию о возобновлении работы и предотвратить передачу предприятия под внешнее управление. Чисто технически за это время сложно будет даже подать документацию на рассмотрение в суд. При этом у России нет цели изгнать всех зарубежных игроков. Хотя бы для ряда случаев, скажем, для фармпроизводства, имеет смыл продлить этот срок.

Проблема соотношения местных и федеральных полномочий тут тоже не решена. С одной стороны, передача всех вопросов на федеральный уровень дает шанс хоть как-то предотвратить волну обычных рейдерских атак на лакомые активы, с другой - если речь идет о бюджетообразующих региональных предприятиях, участие местных властей в урегулировании сложившейся ситуации имеет смысл. Формально требуется их одобрение назначенной внешней администрации. Но какие-то реальные рычаги влияния на этот выбор в законопроекте для них не предусмотрены.

Еще даже не было первого чтения, в котором представленный законопроект, вероятнее всего, примут. Но основания борьба начнется ко второму, когда будут вноситься те самые поправки, которые уточнят и определят логику передачи собственности от нерезидентов к российским владельцам. Пока же я вижу очень сырой текст с огромными возможностями нового передела активов в масштабе всей страны. А хотелось бы видеть в нем гарантии сохранения бесперебойного производства и сохранения рабочих мест, ведь именно эти цели ставятся во главу угла в официальной пояснительной.