Карелия – само слово звучит как загадка. Что же оно значит для русскоязычного человека? Как пишет исследовательница карельского лингвистического текста И.А. Разумова: «Со словом “Карелия” и обозначаемым им регионом связан ряд устойчивых ассоциаций, которые вербализируются в фольклорных и литературных произведениях, повседневном дискурсе. В российском культурном пространстве у Карелии свое, отмеченное место. <…> Фонетический облик слова “Карелия” влияет на характер образа и, в свою очередь, оценивается сквозь призму восприятия края. По мнению респондентов, это “красивое, мелодичное название”; “звучит древне, красиво, как-то необычно”; оно “благозвучно, это, может быть, имя юной девушки, живущей в лесу среди природы”; “Карелия богата елями, слово “ели” присутствует в слове “Карелия”». Для приезжей (из Мурманской области) в слове заключено нечто «твердое, холодное, отталкивающее и даже страшное»; для коренной петрозаводчанки – «суровое и мягкое одновременно».
«По праву и закону – наши!..»
В стихотворении «Её Карелией зовут» (1942) поэта-фронтовика Александра Коваленкова мы видим восторженное отношение к реалиям этого северного края:
Лес до небес… Средь мхов, песков
Играют в прятки полустанки.
Так говорят… Но не таков
Портрет прекрасной северянки.
Красавица – она строга,
Но нам с тобой родны и любы
Её осенние снега,
Её рябиновые губы.
В наряде зимнем хороша,
Она скромна весной и летом:
Её лицо, её душа
Сродни России по приметам.
Ведь синева её озер,
Где сосны окунают хвою,
Как нашей Волги синий взор,
Как наше небо над Москвою.
Её Карелией зовут –
Сестру Кавказа и Урала.
И наших дедов тяжкий труд
Она ещё ребенком знала:
Их труд, их пот, который тёк
С могучих плеч на белый камень,
На белый камень, на песок,
Где деды были рыбаками.
Их внуки дали им простор –
Дорогу к славе показали.
Она глядит с лесистых гор
В морские северные дали.
И беспокойная вода
Тех рек, что нет на свете краше.
Ее заводы, города –
По праву и закону – наши!
Мы не щадили сил своих,
Чтоб своенравную осанкой
Вся в искрах солнца золотых,
Сердца пленяла северянка.
Электростанций корпуса,
Зеленые квадраты пашен,
Громады скал, лесов краса –
По праву и закону – наши!
И, правда, прекрасна Карелия – страна серебряных сумерек, золотистых сосен, извилистых шхер, низкого и широкого перламутрового неба, холодного блеска Ладожского и Онежского озер, ветров на горе Нуорунен, Калевалы и мельницы Сампо… Звучат волшебной нездешней музыкой карельские названия – Костомукша, Кондопога, Сортавала, Кемь, Сегежа, Питкяранта, Суоярви, Олонец… Похьёла, Гиперборея – так еще можно назвать Карелию...
Волшебная природа
Магическая красота карельской природы притягивает людей на протяжении многих веков.
Вот водопад Кивач стал героем оды «Водопад» Гавриила Романовича Державина, который в середине 80-х годов XVIII века был губернатором Олонецкого края:
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
Комплекс Кижи, расположенный на одном из островов Онежского озера, привлекает туристов со всего мира – так красивы и необычны храмы, сделанные, по легенде, без единого гвоздя и одним топором, суеверно выброшенным после окончания работ в озеро, чтобы было невозможно повторить такую красоту.
Несколько десятилетий назад был открыт карельский Стоунхендж – комплекс на горе Воттоваара – где находятся около тысячи особых культовых камней – сейдов. Поражает и древнее языческое святилище времен каменного века в деревне Пегрема Медвежьегорского района. А уж карельские онежские петроглифы – древние наскальные рисунки (им 5-6 тысяч лет!) – давно стали поводом для туристского паломничества на Русский Север.
Тайны Карелии – загадочной земли – пытались открыть многие. Художники Николай Рерих, Иван Билибин, Игорь Грабарь искали здесь Красоту и Истину. Будем разгадывать Карелию и мы…
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #карелия
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»