Найти тему
Международная панорама

Справа налево всего за шесть недель

Оглавление

Вчера еще говорили, что Франция склоняется вправо. Сегодня в заголовках доминирует старый левый Жан-Люк Меланшон. Выборы все больше становятся похожими на лотерею.

Неистовый Меланшон.
Неистовый Меланшон.

Немного странно, не правда ли? Только в апреле стало казаться, что Франция политически может сдвинуться далеко вправо. Марин Ле Пен баллотировалась на пост президента, а за националистку проголосовало более 13 миллионов человек — больше, чем когда-либо прежде. Сейчас май, и многие говорят о возможном сдвиге в стране влево. Потому что вслед за президентом во Франции избирается и новый парламент, и вместо Ле Пен в заголовках этой избирательной кампании доминирует Жан-Люк Меланшон. Старый левый ветеран хочет стать премьер-министром; для этого левым потребуется большинство в Национальном собрании.

Справа налево всего за шесть недель, как это может быть? Или это мошенничество?

Судя по текущим опросам, во Франции мало что изменилось. Почти треть избирателей хотят проголосовать за кандидата, поддерживающего Макрона, в первом туре парламентских выборов 12 июня; Почти треть поддерживает кандидатов от крайне правых; последняя почти треть стремится влево.

Очень похоже было и в первом туре президентских выборов: Эммануэль Макрон набрал 28 процентов голосов; две правые Марин Ле Пен и Эрик Земмур набрали около 30 процентов; и все левые кандидаты вместе взятые также набрали немногим более 30 процентов. Поэтому газета Le Monde пишет о «новом балансе политической власти».

Правые разобщены

Изменились не столько политические намерения избирателей, сколько формация, с которой политические силы идут в бой. На президентских выборах за голоса боролись в общей сложности шесть левых кандидатов, которые в итоге отобрали их друг у друга. Теперь Меланшону удалось сплотить под своим флагом зеленых, социалистов и коммунистов.

Политические правые, с другой стороны, разобщены; в некоторых округах между собой будут соревноваться три, четыре, то даже и пять правых или крайне правых кандидатов. Недостаток, который вряд ли можно компенсировать, поскольку в каждом из 577 округов, как и на президентских выборах, решения принимаются в два тура и большинством голосов. Это означает, что чем больше баллотируется правых кандидатов, тем меньше шансов у каждого из них. В отличие от них, левый альянс пришел к соглашению и будет выставлять на выборах только одного кандидата в каждом округе.

Меланшону удалось значительно улучшить шансы левых и позиционировать себя как самого важного соперника президента. Умный стратегический маневр — многие не поверили бы, что он на такое способен. Только это никакой не сдвиг влево. Согласно опросам, число французов, которые с энтузиазмом относятся к левым партиям, пока не увеличилось. И даже среди левых, особенно среди зеленых и социалистов, многие скептически относятся к объединению с противником НАТО и ЕС Меланшоном. Если бы этому союзу когда-нибудь пришлось править вместе, центробежные силы были бы огромными.

Вдали от большинства

Но это все еще неопределенно. Чрезмерно точные прогнозы на всеобщие выборы затруднительны из-за избирательной системы; во многих округах политические соглашения заключаются между первым и вторым туром голосования. Но для достижения большинства в Национальной ассамблее коалиции Меланшона необходимо получить более 280 мест. Последний опрос, проведенный исследовательским институтом выборов Ipsos & Sopra Steria, предполагает, что левые получат от 165 до максимум 195 мест — это в любом случае было бы большим приростом, но все же далеко не большинством.

Раньше все было просто. Были левые партии и были правые партии, либо та, либо другая имела большинство. А ныне во Франции довольно непримиримо противостоят друг другу три политических лагеря. Правые сдвинулись еще дальше вправо, левые — еще дальше влево. А Макрон пытается найти золотую середину, натравливая одних на других.

Так вот страна и колеблется из одной крайности в другую. Система «первых прошедших», которая должна создавать стабильность, увеличивает неопределенность. Вчера качели качнулись вправо, сегодня — влево: выборы во Франции все больше превращаются в лотерею.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Приглашаю также на мои Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире» и официальный сайт https://www.zhabskiy.ru