Найти тему
Автомобиль года в России

Езда в тоннелях: по правилам и безопасно

Езда в тоннеле регулируется специальным разделом ПДД. «Автомобиль года в России» напоминает об основных его пунктах и дает важные практические советы, как сделать езду по подземным дорогам города максимально комфортной и безопасной.

Не секрет, что аварии в тоннелях бывают более тяжелыми, чем на открытых участках дорог. В то же время ДТП в замкнутом пространстве неизбежно создает заторы, сложности с доступом к месту аварии спасательных служб и эвакуации пострадавших. Поэтому каждый водитель должен знать и помнить все нюансы движения в тоннелях.

Российская и мировая практика учитывает целый ряд требований, которые соотносятся с рекомендациями экспертов ООН по безопасности в автодорожных тоннелях. Прежде всего, вне зависимости от времени суток и степени освещенности в тоннелях все автомобили и мотоциклы обязаны перемещаться с включенными фарами ближнего света. Иными словами, только дневные ходовые огни или отдельно горящие противотуманки не подойдут. Кроме того, прицепы и автомобили на буксире должны следовать с зажженными габаритными огнями.

Эти особенности необходимо учитывать прежде всего тем водителям, чьи машины не оснащены датчиками света. Последние должны не забывать включать «ближний» вручную, как только машина начнет заезжать на территорию тоннеля. Такая практика, к слову, совершенно логична. Ведь если в тоннеле по той или иной причине выключится освещение, водителям, не включившим фары, будет трудно сориентироваться, куда ехать. Отметим также, что ПДД России допускают использование в тоннелях дальнего света, но только в том случае, если водитель абсолютно уверен, что не ослепит других участников движения. Кроме того, напомним, что при движении в тоннелях не допускается целый ряд маневров. Прежде всего, здесь категорически запрещены остановка и стоянка транспортных средств. Если это все же произошло по экстренным причинам, водитель должен немедленно выключить двигатель, включить аварийку, по возможности транспортировать автомобиль к обочине и выставить знак аварийной остановки.

-2

Также ПДД РФ строго запрещают на подземных трассах обгоны (в некоторых странах они разрешаются), движение задним ходом и разворот. Напомним также, что до 2020 года в тоннелях было строжайше запрещено перестраиваться, о чем, собственно, сигнализировала сплошная разметка. Однако в сентябре 2020 года в двух десятках подземных дорог столицы изменили разметку со сплошной на прерывистую. Соответственно, таким образом было узаконено перестроение в тоннелях с минимальным показателем аварийности.

В то же время, хотя эта рекомендация и не прописана в ПДД РФ, в тоннелях чрезвычайно важно соблюдать безопасную дистанцию. Все дело в том, что из-за повышенной влажности на подземных дорогах нередко уменьшается сцепление колес с покрытием, поэтому привычную для обычных дорог дистанцию, как правило, следует увеличить. Для справки: в Испании водителям легковушек рекомендуется держаться на расстоянии не менее 100 м от впереди идущего транспортного средства, а при управлении автомобилем массой свыше 3,5 т – в 150 м. Также, согласно рекомендациям ООН, на подземных трассах следует поддерживать дистанцию как минимум 20–50 м даже в случае глухого затора, разумеется, в целях безопасности и предотвращения ДТП.

-3

Если ваш автомобиль попал в серьезную аварию в тоннеле, необходимо выключить зажигание, включить аварийку и покинуть тоннель через ближайший аварийный выход. Информация о направлении эвакуации указана на знаках, обозначающих такие пути выхода. Инструкции монтируются на боковых стенках тоннеля через каждые 50 м на высоте 1,5 м. Идти по тоннелю нужно по специально выделенной для этого дорожке или, в случае ее отсутствия, максимально прижимаясь к обочине или стенке сооружения.

Продолжая тему безопасности движения в тоннелях, отметим, что следует заранее подготовиться к выезду на свет, а именно – исключить или минимизировать ослепление ярким светом из-за перепада освещенности. Для этого перед выездом из тоннеля имеет смысл опустить солнцезащитный козырек или, как вариант, надеть заранее приготовленные солнечные очки. Не будет лишним в этот момент также замедлить скорость и быть готовым к экстренной ситуации, поскольку сложности с перепадами в освещенности испытывают в это же время и ваши соседи по потоку.

Также перед въездом в тоннель возьмите за правило переводить систему вентиляции в режим рециркуляции. Так вы исключите или минимизируете попадание в салон воздуха, загрязненного выхлопом. Такая предосторожность вдвойне оправдана, если в тоннеле образовалась глухая пробка.

-4

К списку новостей