Найти тему
Новая Опера

Сегодня в Новой Опере – первый акт оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» и концертное исполнение оперы-оратории И.Ф. Стравинского «Царь

Сегодня в Новой Опере – первый акт оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» и концертное исполнение оперы-оратории И.Ф. Стравинского «Царь Эдип».

Билеты и информация – по ссылке.

На первый взгляд между двумя частями программы нет ничего общего. Где Чайковский с его огромной grand opera, а где Стравинский и его неоклассицизм?

Но если углубиться в вопрос, то можно найти интересные подробности о тесной взаимосвязи Стравинского и Чайковского. Одним из первых это заметил выдающийся хореограф Джордж Баланчин.

Вот несколько его наблюдений, которые приводятся в книге Соломона Волкова «Разговоры с Джорджем Баланчиным».

Баланчин подробно анализирует, как музыкальный язык Чайковского повлиял на творчество молодого Стравинского:

🔹 «Стравинский говорил: “Какие замечательные вещи можно найти у Чайковского и Гуно!”

“Моцартиана” Чайковского, конечно, имела значение для пастишей Стравинского. И конечно, из этих пастишей один из самых знаменитых – это “Поцелуй феи”, балет, который был “Чайковскианой” Стравинского. Сюжет Стравинский вычитал в сказке Андерсена, но он не важен, а важно, что этот балет – оммаж Чайковскому. В нем Стравинский использовал темы из дюжины сочинений Чайковского, в основном фортепианных пьес, но и романсов тоже и даже кое-что из опер…»

🔸 «Кое-что от Чайковского я слышу и в балете Стравинского “Аполлон”. В Прологе струнные звучат “по-чайковски”, также и в некоторых других местах. Мне кажется, сочиняя “Аполлона”, Стравинский вспоминал “Спящую красавицу” Чайковского. И в других сочинениях Стравинского я иногда слышу отзвуки Чайковского, иногда в самые неожиданные моменты».

Кстати, Стравинский видел Чайковского. 10-летний Игорь случайно встретил Петра Ильича в фойе Мариинского театра – буквально за несколько месяцев до его смерти. Впоследствии Стравинский говорил, что «встреча с живым Чайковским сделается одним из самых дорогих для меня воспоминаний».

Это незримо личное между двумя композиторами улавливается в рассказе Баланчина:

🔹 «Не все знают, что Игорь Федорович Стравинский любил музыку Чайковского. Стравинский говорил мне о своем почитании Чайковского много раз…»

🔸 «Как это хорошо, какая в этом справедливость, что Чайковский, вместе с Пушкиным, со Стравинским, – петербуржец»

🔹 «Чайковский и Стравинский – это два композитора, которые писали великую музыку специально для нас, балетных»