Бытует ошибочное мнение, что работая в режиме многозадачности, можно гораздо быстрее достичь поставленных целей. Но есть ли польза от многозадачности и самое главное, насколько эффективно работает мозг в этом режиме? Я проверила на собственном опыте и сегодня поделюсь результатами своих наблюдений и мнением экспертов в этом вопросе
Вред многозадачности
Человеческий мозг не может работать в режиме многозадачности. Вам только кажется, что вы выполняете два или даже больше дел одновременно. На самом деле ваш мозг постоянно переключает свой фокус внимания с одной задачи на другую. Поначалу такие переключения занимают лишь доли секунды, но с каждым разом временной промежуток необходимый для переключения внимания, увеличивается. К концу рабочего дня эффективность работы настолько падает, что исполнитель потратит на 40% больше положенного времени только из-за этих долей секунд, которые нужны для переключения с одной задачи на другую
Кроме того, постоянное переключение внимания нарушает концентрацию. Кратковременная память имеет ограниченный запас ресурсов. Выполнение сложных задач в один временной отрезок снижает эффективность. Например, многие знают, что управляя автомобилем и разговаривая по телефону, можно навредить себе и другим участникам дорожного движения при возникновении нештатной ситуации
Сперва может показаться, что сознательная блокировка внимания увеличивает нагрузку. Но при регулярном переключении концентрации внимания, мозг начинает пожирать глюкозу. Это приведет к ощущениям сильного стресса и усталости. Кроме того, при активной многозадачности в передней части мозга снижается плотность серого вещества. Очень символично, что именно эта часть мозга отвечает за восприятие окружающей среды, принятие решений, проявление эмпатии, самоконтроль над эмоциями и побуждениями человека. Повышается уровень адреналина, накапливается стресс, сужаются артерии, увеличивается уровень сахара в крови
Как научиться управлять своим вниманием
Для начала необходимо избавиться от массовых бесполезных занятий. Чтобы не работать в авральном режиме, заведите блокнот и ведите учёт времени пребывания в социальных сетях и при просмотре телевизора или видеохостингов
Мозг легче усваивает четкую и структурированную информацию. Поэтому после утренней планёрки на работе составьте для себя список из важных дел и поэтапно приступайте к их выполнению
Используйте трехступенчатую стратегию Уоррена Баффетта для повышения концентрации внимания. Если вкратце, инвестор попросил своего личного пилота составить список из 25 главных карьерных задач, которые нужно завершить до конца карьерной недели. Затем, необходимо выбрать пять приоритетных задач для выполнения. И самый ключевой шаг – способ достижения поставленных целей. По словам Уоррена Баффетта, нужно с головой погрузиться в процесс выполнения 5 важных задач и не отвлекаться на второсортных задачи. Да, может показаться, что с точки зрения статистики выполнение 20 менее приоритетных задач будет выглядеть солиднее в сравнении с 5, но если сравнить ценность, всё станет более очевидным
Не помешает и итоговая оценка результатов. Корректный самоанализ поможет понять, стали мы лучше или наша планка стремится к нулевому значению продуктивности. Задачи, которые отслеживаются со стороны исполнителя, остаются в центре внимания, что помогает повысить продуктивность в карьере и в личных бытовых вопросах
Наконец, научитесь говорить "нет". Например, коллега по работе просит помочь подготовить презентацию. Но прежде чем соглашаться, взгляните на собственный список задач и уже после этого либо соглашайтесь, либо отказывайтесь от выполнения. Существует две проблемы. Первая: если презентацию нужно подготовить в рабочее время, снижается ваша продуктивность и концентрация внимания. Вы потеряете время, которое могли бы потратить на собственные поставленные цели. В итоге вашего коллегу могут похвалить за выполненную работу, а вам сделают замечание. Вторая проблема: если вы намерены помогать коллеге в нерабочее время, у вас на то должны быть личные интересы. Помимо основной работы, которая приносит доход, у вас есть бытовые обязанности и потребность в отдыхе. Поэтому прежде чем соглашаться, проанализируйте дальнейшее развитие событий и своё состояние. Есть ли у вас внутренний ресурс на это?
Итак, что мы имеем? Многозадачность – зло для профессиональной карьеры. Теоретически, её можно применять для выполнения менее важных дел, например, гуляя с собакой, можно слушать музыку. В остальном рекомендуется структурировать задачи и выполнять их поэтапно
#психология #продуктивная работа #многозадачность #концентрация внимания