Сцены - это, пожалуй, самые мощные компоненты фильма или сериала. Помимо развития сюжета, сцены имеют равную задачу параллельно раскрывать персонажа.
Опытный автор бережно вплетёт моменты раскрывающие персонажа в сюжетное повествование. Эти личные моменты персонажей необходимы для изучения более глубоких слоев ваших героев. Вот несколько инструментов в сценах, которые помогут это сделать:
1) Ответная реакция
Это может показаться элементарным, но то, как персонаж реагирует на действие, раскрывает многое о них. Не каждый персонаж может быть супергероем Marvel или звездой боевиков 80-х, уничтожающим сразу нескольких злодеев. На поверхностном уровне их действия демонстрируют силу, мужество, стратегию, мораль и решительность.
Используйте моменты за пределами большого действия, когда почти ничего не происходит. Что может выйти на первый план персонажа?
Его рана/недостаток даёт о себе знать? Герой выбирает тактическое отступление? Он ошеломлён? Персонаж может быть парализован страхом, не уверен, что делать дальше, или просто набирается сил для следующего крупного столкновения со своим заклятым врагом.
Персонаж усваивает уроки, извлечённые ранее, или тренирует новые навыки перед следующей большой последовательностью действий?
Рассмотрим сцену из "Людей Икс", где происходит слом Логана/Росомахи (Хью Джекман). Он в отчаянии пинает дверцу машины, потому что не может завести машину. Он понимает, что стареет, теряет свои супергеройские способности и превращается в простого смертного. Он с грустью вспоминает свои лучшие годы.
Если не считать ворчания и вздоха, здесь нет ни диалогов, ни многого другого с точки зрения развития сюжета.
Также обратите внимание на решение персонажа НЕ действовать. Когда кто-то предпочитает оставаться спокойным и стойким перед лицом провокаций - это тоже реакция.
Возможно, вам помогут в усвоении этого приёма множество полицейских сериалов, где патрульная машина проезжает мимо плохого парня, которого избивают. Полицейский за рулём целую вечность пытался прижать этого парня, но обвинения не были приняты судом, поэтому он позволяет избиению продолжаться.
А как насчёт адвоката, который должен защищать кого-то, совершившего серьёзное преступление? Защищают ли они в меру своих возможностей без предубеждения или даже не пытаются, потому они знают, что судья назначит максимальное наказание. Эти ситуации многое рассказывают о характере человека.
2) Среда обитания
Покажите места, в которых персонаж живёт, работает или отдыхает. Он аккуратный или грязный? Организованный или нет? Во что он одет? На что похожа обстановка у него дома? Что это говорит об их ценностях?
Эти экспозиционные кадры, позволяют зрителям составить мнение о том, что это за персонаж. И всё это без диалога. Здесь минимум сюжета, но много деталей раскрывающих персонажа.
3) Давление
Отличный способ заставить персонажа проявить свою глубину - это наблюдать за ним в периоды дискомфорта. Сосредоточьтесь на том, как они реагируют на ситуацию под давлением обстоятельств.
Они принимают всё спокойно и делают всё, что в их силах, или расстраиваются? Подумайте о тех фильмах, где ученик ждёт у кабинета директора после драки на школьном дворе. Как он себя ведёт, когда ожидает своего наказания.
4) Секреты
Может ли ваш персонаж хранить секреты? Должен ли он это делать?
Не самый оригинальный пример, но пусть герой замечает своего начальника-семьянина, который целуется с девушкой лёгкого поведения в баре.
Подумайте о том, как может разыграться эта сцена. Начальник может осознать, а может и не заметить, что его видели. Как он реагирует, как реагирует девушка и как реагирует человек, который их поймал?
Самым простым ответом было бы то, что начальник не знает, что его видели, и герой решает сохранить это в тайне ради сохранения репутации и семьи начальника.
Это больше говорит о человеке, который их видел, чем о начальнике.
Второй вариант развития событий состоял бы в том, что герой фотографирует начальника, возможно, чтобы шантажировать его.
Подумайте, как меняется поведение персонажей. Эти изменения раскрывают больше слоев личности начальника и героя. Угрожают ли они герою, крадут ли телефон, фотографируя его, или делают публичное заявление, прося прощения?
Величина секрета, досадные промашки, когда секрет почти раскрывается случайно, усиливают напряжение и испытывают персонажей.
5) Созерцание
Это тихие, нежные сцены, в которых персонаж размышляет о своей жизни или ситуации. Всё прошло хорошо или что-то пошло не так. Моменты радости и триумфа или моменты сожаления.
Представьте себе заключённого в камере смертников в ночь перед казнью. Почему они могут улыбаться? Что они чувствуют? Счастье, печаль, облегчение, покой, принятие или что-ещё надеются изменить?
В качестве альтернативы, подумайте о сценах гордых родителей, которые наблюдают за своими детьми у алтаря, которые готовы дать свои супружеские обеты. Слёзы текут по их лицам, они переполнены гордостью.
6) Уязвимость
Это могут быть болезненные ситуации и моменты эмоционального очищения. Основные препятствия преодолеваются, когда главный герой должен избавиться от своих страхов, тревог и недостатков. Эти откровения могут укрепить или разрушить их отношения с собой и другими.
Когда персонаж находится на самом низком уровне, он обращается к тому, кому доверяет. В такие моменты два или более персонажа могут сблизиться сильнее или безвозвратно потерять свои отношения.
7) Неудача
Это критическое событие с серьёзными последствиями, которое проверяет характер персонажа.
Помните пословицу о том, что друг познаётся в беде. Это хорошо иллюстрирует данный инструмент. Неудача может быть невосполнимой, например, смерть, развод, увольнение. Неудача может быть ожидаемой (или частично ожидаемой) или совершенно неожиданной.
Рассмотрим отборочную гонку к большому чемпионату – любую гонку – автомобильную, конную или пешую. Что-то случается - спустило колесо, лошадь споткнулась или вывихнула лодыжку. Проиграют ли они гонку или продолжат движение?
Посмотрите на первоначальную реакцию вашего главного героя – шок, гнев, отрицание или принятие, и это лишь некоторые из реакций.
Тратят ли они время на зализывание ран и оценку ситуации или действуют немедленно, чтобы вернуться в нужное русло? Они лидеры или ведомые? Пробуют ли они что-то новое для решения проблемы или действуют как раньше?
Эти приёмы помогут создать объёмных персонажей и проявить их глубину без лишних диалогов и предысторий.
by creativescreenwriting
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.