Такая ситуация. Идете вы, к примеру, по школьному коридору. И что характерно – идете не только вы, но еще идет и урок.
За дверью одного класса – тишина, будто бы там и нет никого. За дверью другого класса – смех. За дверью третьего класса – говорят восемь голосов одновременно. За дверью четвертого класса – слышно только громкий голос учителя.
Какие выводы сделает человек, который никогда не проводил урок? За первой дверью идет самостоятельная работа. За второй дверью учитель рассказывает анекдот. За третьей дверью – на уроке нет дисциплины. За четвертой дверью – учитель-молодец.
А какие выводы сделает человек, который сам проводил уроки? А никаких он выводов не сделает, так как исходных данных мало.
Тут ведь можно взять и другие крайности. За первой дверью – просто переписывают текст с учебника. За второй дверью – географический казус был настолько хорош, что вызвал смех даже у тех, кто не отличает Колумба от капитана Врунгеля. За третьей дверью – проходит историческая викторина «А ну-ка, парни!», где все без исключения участвуют в обсуждении вопроса. За четвертой дверью – учитель просто использует авторитарный стиль, при котором нельзя высказывать мнение и спрашивать.
Как-то уже принято, что слово «шум» в школе является чем-то отрицательным.
К примеру, говорят – «шумный класс». У меня были такие «шумные классы». А были еще «тишайшие классы». И это вовсе не про дисциплину.
Вроде бы как «в тишайшем классе» работать легко – никто не мешает вести урок, но при этом нет и отдачи. Пытаешься растормошить их вопросами, уточнениями, нестандартными ходами. Нет. Просто смотрят на тебя и молчат. В глазах - туман.
В «шумном классе» работаешь иначе – там вовлеченность чуть ли не стопроцентная. Шум ведь тоже бывает разный.
«Рабочий шум» - используется такое словосочетание в школах.
Когда я сам был еще школьником, как-то на уроке открывается дверь, заходит завуч.
- Я проходила мимо. А почему у вас так шумно, даже в коридоре слышно?
- У нас рабочий шум, - сказала наша пожилая учительница.
И это так и было – мы участвовали в обсуждении, высказывая свое мнение. Высказывать свое мнение – это хорошая черта человека. Гораздо лучше, чем просто сидеть, кивать головой и со всеми соглашаться, лишь бы не трогали.
И вот это у меня отложилось в памяти – «рабочий шум».
Он должен быть. Нельзя, к примеру, в тишине играть в баскетбол. Также и нельзя в тишине проводить «обобщающую игру» или же использовать прием «обсуждения».
Кто-то может сказать: можно же детям говорить по очереди, чтобы не было шума. Детям по очереди? У нас взрослые не умеют говорить по очереди (достаточно включить любой политическое телешоу на ТВ).
- Маша, выскажи свое мнение.
- Я считаю, что главный герой поступил подло, так как не женился на девушке.
- Петя, выскажи свое мнение.
- Я считаю, что главный герой поступил правильно, так как нельзя жениться без любви.
- Григорий, а ты как считаешь?
- Я уже никак не считаю, я уже забыл, что хотел сказать. Я больше вообще руку тянуть не буду. Вы все равно сначала отличников спрашиваете.
Если у всех детей есть мнение, значит, им интересно, значит, они работают, а не ждут звонка.
Конечно, становится шумно. Но уж лучше так, чем услышать чей-то храп пофигизма.
Но шум это понятие относительное. Нужно уметь жонглировать им. А еще – его нужно контролировать.
Еще раз напишу – нужно контролировать.
Бывают, конечно, ситуации, когда шум искусственно убираешь.
- А это что за тети с модными чемоданами к нам в школу приехали?
- Это из "районо". Давайте сидеть и работать тихо, чтобы нас никто не слышал. Вдруг они по школе пойдут.
- Давайте.
Дети соглашаются. Они, как тот кондуктор, понимают. «Рабочий шум» может быть воспринят отрицательно. Не будешь же каждому «работнику образования» объяснять, что такое урок.
А еще есть такое словосочетание - "шумный ребенок". Шумных детей не любят, так как зачастую просто уравнивают две ситуации: шумный от того, что нет царя в голове, и шумный от того, что на уроке ему интересно, а потому он тоже хочет участвовать в этом уроке, а не быть пассивным слушателем.
Это же прекрасно, когда ребенок слушает учителя и имеет не только свое мнение, но и имеет желание делиться информацией по теме.
Всегда такие дети нравились, так как, с помощью их урок превращался в урок, а не в обычную лекцию по типу "провел и ушел". Спорить, обсуждать и находить истину.
В фильме "Окно в Париж" главный герой преподаватель музыки Николай Чижов был весьма профессиональным учителем. Он даже поругался с начальством, которые убеждали его во вторичности музыкального и эстетического образования для учеников.
Но в фильме сразу обращают на себя внимание дети. Это, конечно, мастерство режиссера, но было интересно смотреть, что есть дети, которые настолько активно предаются занятиям, что даже не верится в их существование. Они обсуждают, они высказывают мнение, они борются за правоту.
Шумные дети. Слишком активные.
Но именно их учитель и взял с собой в Париж, так как прекрасно видел, что именно этим детям там будет интересно. Он хотел показать им прекрасный город, который не просто заграничный город со своими ништяками, а целый Париж.
Ну, а иным учителям, конечно, проще, когда все молчат и не мешают выдавать план урока.
***
Сноска для тех, кто читает отдельными словами:
Не нужно путать понятия «рабочий шум» и «баловство ребенка». Это разное.
Как-то однажды я описал деревенскую ситуацию, да и вообще жизнь в провинции. Человек, который прочитал заголовок, мне написал в комментариях, что мне следовало бы выехать за МКАД, чтобы посмотреть реальную жизнь в деревне.
До этого меня не называли «москвичом».