Найти тему
Группа РСО20-3

Мотивация по потребителей

Оглавление

Мотивация — структура, система мотивов деятельности и поведения субъектаРазличают внутреннюю (когда побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта) и внешнюю (когда стремление к деятельности обусловливается целями, заданными извне). Внешнюю мотивацию называют стимулированием.

Компоненты мотивации потребителя

Мотив – совокупность внутренних побуждений к активности, основанных на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересе и представлениях о ценностях. Как правило, человек совершает действия под влиянием ряда мотивов, среди которых можно выделить ведущий. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на них влияет внешняя среда и особенности личности.

Виды мотивов:

  1. Функциональные (рациональные) — желание ощущать комфорт (сытость, хорошее самочувствие, удобство передвижения и т. д.);
  2. Эмоциональные — необходимость в переживании положительных эмоций, связанных с обладанием товаром, обретением желаемого имиджа, принадлежностью к социальной группе и т. д. Данная группа делится на:
  • внутренние эмоциональные (психологические) потребности, возникающие на базе личных переживаний и страхов (например, желание быть признанным и любимым, уверенным в себе);
  • внешние эмоциональные (социальные) потребности, исходящие из представлений потребителя об успешности (желание приобрести статус и положение, сформировать имидж).

Стимул – побуждение к деятельности, связанное с воздействием внешних по отношению к личности факторов и субъектов.

Интерес — мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, которое возникает на основе познавательного желания и, развиваясь, может перерасти в потребность, активность или склонность.

-2

Виды мотивации

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Взаимосвязи мотивационного процесса

Ценности, связанные с потребностями и интересы, обладающие известной самостоятельностью. В мире ценности происходит как бы усложнение причин поведения и социального действия. Ценности обладают не меньшей побудительной силой, чем потребности и интересы. Они затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них нет понимания общественных интересов, нет подлинного самоутверждения личности

Потребности, интересы и ценности участвуют в формировании мотивов, вопрос состоит в том, какой из этих структурных элементов оказывает наибольшее влияние. А это зависит, во-первых, от того, насколько развита личность, во-вторых, от той ситуации, в которой она пребывает.

Личность находится под постоянным давлением со стороны внутренних сил, психических свойств и состояний и со стороны среды, которую мы условно называем "внешними стимулами". В непрерывной борьбе, непрерывном согласовании внешних и внутренних сил и вызревает тот или иной мотив, который, с одной стороны, становится побудителем активности и ее направленности, с другой стороны, средством объяснения и обоснования этой активности.

В процессе мотивации участвуют и цели. Цели, строго говоря, не входят в структуру мотивации, главным образом потому, что они чаще задаются человеку извне (хотя и кажутся его собственными).