Найти тему
BULBS. Всё про бизнес.

От наглядности к мотивации и … к УСПЕХУ (11 — 20 главы)

Глава 11. СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА.

Когда мне случается проводить собеседования с соискателями на любые должности (кроме продажников - это «творческая» профессия) я всегда смотрю оценочный лист в дипломе.  Правда, этот вкладыш часто оставляют дома или теряют, поэтому приходится верить на слово. Для некоторых должностей недопустимы тройки по русскому языку, для других – по математике.

Но, когда я вижу красный диплом или аттестат с отличием, многие вопросы отпадают…

В общем, отличники - особые люди, и эта характеристика для меня лично огромное конкурентное преимущество!

Человек, который учился на пятерки в школе и институте, абсолютно точно знает, что такое самодисциплина, ответственность и не уйдет домой, бросив незавершенное задание.

Отличник умеет найти нужную информацию самостоятельно, быстро освоить новый участок и навести порядок.

Отличник вряд ли будет звездой в продажах, потому что все делает правильно и структурированно, но хорошим бухгалтером, юристом или координатором – с большой вероятностью!

Тройки по математике у финансиста – это постоянные ошибки, потому что цифры нужно любить. А вот продажник-троечник может обладать невероятной харизмой и нестандартными подходами к своему делу.

Сотрудников, пишущих без ошибок или абсолютно грамотных, я встречала крайне редко. Их почти нет, к сожалению. Поэтому ничего не остается, как снизить эту «проходную» планку и улыбаться многочисленным ляпам в переписках.

Несмотря на мою особую любовь к обладателям красных дипломов и золотых медалей, в нашей компании работают не только они. И это люди, ставшие ОТЛИЧНЫМИ сотрудниками.

Да-да, сотрудник, не ставший отличником в школе или институте, может стать таковым на работе.

Сотрудник-отличник это особая категория людей, особая модель поведения и тот стандарт, на который равняются остальные.

В отличие от школьного «ботана» сотрудник-отличник не стесняется и не скрывает свою любовь к работе и лояльность к руководству. Или в вашей школе не дразнили таких?

Сотрудник-отличник самостоятельно наводит порядок вокруг себя и в отсутствие «учителя» выполняет его роль и … следит, чтоб не шалили. Или в вашей компании нет неприязни к таким «выскочкам»?

Короче, если удается убедить отличных сотрудников и остальной коллектив, что работать эффективно и на совесть это правильно и честно – ЭТО ОЧЕНЬ КРУТО.

А помните старый добрый фильм «Большая перемена»? Когда герой Ролана Быкова Петрыкин стыдился быть хорошим? Нестору Петровичу приходилось даже в воду прыгать, чтобы быть им спасенным. Чтобы закрепить стандарт правильного человека! Помните, как изменился Петрыкин? Потому что, став отличником, поневоле поддерживаешь этот имидж.

В общем, не стесняйтесь, люди, любить работу, уважать руководителя и не проходить мимо лентяев!

Демонстрируйте образец для подражания, и мир станет лучше.

-2

Глава 12. РЕЙТИНГИ.

Порассуждав о страхах и дипломах, закроем на минутку книгу, прочтем название и вернемся к наглядности и мотивации.

Открытые рейтинги не всегда приятная и небезопасная вещь. И все-таки я ЗА их применение в бизнесе, и даже в школе. И объясню, почему.

В прошлом году моя дочь поступила в один из московских лицеев, и, как в других школах, в электронном дневнике велся рейтинг класса по успеваемости. Но, какие бы хорошие оценки не получала она, после пропусков по причине болезни «съезжала» на последнее место и очень расстраивалась, считая себе худшей в классе. Я поехала к директору лицея разбираться в системе подсчета и формирования данного ТОПа. Моему удивлению не было предела, когда он посоветовал «не обращать внимания на эти показатели, и никто уже их не воспринимает всерьез» и пообещал пригласить психолога для работы с теми детьми, которым небезразлична их позиция в классе.

И это вместо того, чтобы разобраться и настроить справедливую систему оценки!

Другими словами, в данном случае мы уничтожаем здоровые амбиции деток и формируем полное равнодушие к своему развитию. А тех, кто хочет быть в лидерах – бережем нервную систему и советуем «забить».

В моем детстве не было рейтингов, но были явные отличники и явные двоечники. По 2-3 человека с каждого края. И на этих «крайних» годами работала репутация: лучших тянули и оставляли на пьедестале, худшим не давали никакого шанса. «Середина» жила себе спокойно, в большинстве, не признавая ни первых, ни последних.

А ведь можно соревноваться на любых уровнях! Шаг за шагом улучшаясь, получая удовольствие от своих маленьких побед, побед в «своем классе».

Наблюдая не первый год за реакцией сотрудников на свое положение в рейтинге, я вспоминаю именно школьные годы. Как и тогда, ТОПы активно следят и комментируют положение дел, а некоторые отстающие делают вид, что им плевать.

К счастью, в нашей компании нет советского наследия, мы работаем на всех уровнях, стараемся к каждому подобрать нужные слова и мотивировать. И, прибавив однажды, человек начинает интересоваться рейтингом! И тогда его уже не остановить.

Знаете, мне всегда было интереснее выиграть шахматную партию, вытащив ее при численном преимуществе противника. И в бизнесе, как и в жизни, таких случаев предостаточно. Наши менеджеры могут подтвердить это лучше меня.

Учитывая все вышесказанное, прежде чем вводить рейтинги внутри компании нужно соблюсти как минимум три принципа:

- справедливая и прозрачная система оценки, желательно по одному показателю – основному в работе сотрудника. Если их несколько – крайне осторожно, после анализа статистики и прогноза!

- работать с отстающими больше, чем с ТОПами, мотивировать и подбадривать чаще, отмечать любые успехи! Потому что повышать уровень нужно по нижней границе, а не по верхней. Потому что новые ТОПы всегда нужны. В общем, нужно сделать так, чтоб в рейтинге люди не застаивались на одних и тех позициях, лидеры не расслаблялись, а остальные стремились.

- руководству компании свято верить, а сотрудникам постоянно напоминать и поддерживать уверенность в том, что цель компании – РАЗВИТИЕ, а цель каждого сотрудника – БЫТЬ ЛУЧШЕ С КАЖДЫМ ДНЕМ.

-3

Глава 13. ПЕРЕМЕНЫ.

Я знаю много людей, которые боятся перемен.

А самое интересное, что большинство из них не попивают коктейли на тропическом острове и не прогуливаются ежедневно вдоль побережья какого-нибудь океана… Нет, все они пашут с утра до ночи, воспитывают детей, помогают родителям, уезжают к морю раз в год, потихоньку стареют и …  боятся, что может быть хуже.

Перемен требовал мой кумир Виктор Цой, перемены всегда требует 1) молодежь, 2) те, кому нечего терять и 3) истинные предприниматели.

В эпоху перемен рождаются новые герои. И становятся ими как раз те, кто требует и кому терять нечего. А кто боится, к сожалению, оказывается прав – становится только хуже. Но к этому «хуже» можно снова привыкнуть и бояться дальше. И так далее.

В бизнесе аналогично: кто-то не просто зарабатывает на любых переменах, но и открывает новые направления, в том числе, с нуля, а кто-то теряет и даже становится банкротом. Потому что так боится изменений, что впадает в ступор и ждет, сдавая свои позиции без сопротивления.

(Олигархов с активами по всему миру, естественно, оставим за скобками - у них запас прочности огромный).

Я вот честно не понимаю, отчего люди, которые однажды придумали, открыли и развили свой бизнес, через какое-то время превращаются в рабов своего же детища? Почему многие компании или ИП перестают расти, меняться, а разоряются, если управляют ими те, кто когда-то были так активны и предприимчивы?

Может, обросли активами и теперь есть что терять? Разленились, разважничались? Что?

В общем, какая разница. Главное – дело не в том, что люди разные, а в том, что одни с годами меняются, а другие остаются верны самому себе и жажде перемен.

Нельзя забывать детские мечты и юношеские клятвы самому себе.

Нельзя считать, что тот двадцатилетний уверенный, предприимчивый лидер и сегодняшний ты – две разные личности, которые разошлись по жизни, не выполнив обещаний.

Вот в чем дело! Быть в тонусе, не успокаиваться! Быть на гребне волны перемен! Вместе с ними меняться и развивать свое дело. Потому что собственнику, директору, руководителю особенно нельзя быть одинаковыми из года в год. Да и никому не рекомендую.

Вот и все, так просто.

А ваши сердца требуют перемен?

ОВ.

-4

Глава 14. ЗНАНИЯ.

Кто-то считает, что его обучение закончилось в средней школе, кто-то «отучился» в одном или двух институтах, а кто-то учится всю жизнь.

Банально? Надоело?..

А я люблю ворошить обычное и находить там интересное, люблю брать классические призывы с поверхности и раскрывать их глубину именно для этого времени и места. Именно для нас с вами.

«Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания», говорил очень крутой человек - Стивен Хоккинг.

В своей жизни я видела и продолжаю встречать много людей, которые «все знают». В этой главе я могу смело описывать их, так как они не будут читать эту книгу, они уверены, что не нуждаются в моей «пропаганде».

Всезнающие, но при этом не разбирающиеся во многом на деле, имеют всегда и на все свое мнение, они не восприимчивы к другим видениям и даже к аргументированным, доказанным на практике.

Уверенные в себе, но не достигшие даже поставленных для себя целей, поставили толстенную броню для всех, кто пытается, как они думают, учить их. Однако, эта же броня работает и против новых знаний и опыта, которые чаще всего приходят именно от окружающих людей.

А вы замечали, что больше всех самых умных и уверенных в этом среди детей, особенно младшего возраста? С годами и приобретаемым багажом знаний эта иллюзия улетучивается и …

«Я знаю, что ничего не знаю»!

Прекрасно, если эта одновременно простая и сложная истина настигает ребенка в начальной школе – тогда он искренне тянется к знаниям, и, чем больше постигает наук и приобретает опыта, тем …

«Я знаю, что ничего не знаю»!

И, ура, процесс самообразования запущен!

Бывает, что момент прозрения наступает в юности или даже в зрелом возрасте, и есть предостаточно примеров, как человек резко меняет свое мировоззрение. Он буквально встает с дивана и начинает учиться в прямом или переносном смысле, открывает свое дело или меняет свою жизнь, не изменив при этом своей семье, друзьям и работе. Только себя. Только свое отношение к миру. Наконец, он понимает, что …

«Я знаю, что ничего не знаю»!

К сожалению, с годами этот график прозрения напоминает горизонтальную параболу в диапазоне положительных x и y – чем дальше, тем меньше вероятность. Но она есть всегда. Хотя при больших значениях х(годы) вместе с пониманием одолевают неприятные вопросы типа «Ах, почему ж я не учился?» или «Ну почему я не слушал/не слышал/не воспринимал?»

Достаточно легко определить, в какой фазе находишься сам или окружающие тебя. Достаточно сравнить две версии себя или тестируемого: на сегодняшний день и год назад. Этого периода достаточно для начала. Продолжать не буду, и так все понятно – версии должны иметь много отличий, и, разумеется, последняя – лучшая.

«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься» - гласит китайская поговорка, и я от всей души желаю вам бояться правильно.

-5

Глава 15. ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ.

Уверена, что на вопрос «Что лучше: победить или проиграть?» ответ будет однозначный.

А если копнуть глубже?

Предлагаю это сделать и увидеть, что победы и поражения – понятия относительные, стоят рядом и являются всего лишь элементами одного непрерывного процесса. Если над этим хорошенько подумать, то можно извлечь огромный опыт из неудач и не падать духом, а после очередного достижения не вешать на себя лавровый венок и не расслабляться.

Начну с того, что в жизни не бывает одной победы или одного поражения. Даже у чемпионов мира. Не говоря уже о таких достижениях как победа в споре, в решении задачи или проблемы, и даже над самим собой…

Наши решения и действия склоняют чашу весов то в сторону успеха, то в сторону провала. В любой момент стрелка находится не в состоянии равновесия, наш организм постоянно ощущает эмоциональный перевес удовлетворенности над недовольством собой и наоборот.  Конечно, количество перевесов в позитивную сторону должно быть всегда больше за любой продолжительный отрезок времени. Но на 100%ом позитиве живут только дураки.

Успех, на мой взгляд, это когда

- побед больше, чем поражений

- неудача дает опыт и новый старт, а не причины для отказа

- после триумфа устанавливается более высокая планка

С одной стороны, легкие победы способствуют излишней самоуверенности и не настраивают на дальнейшую борьбу, но с другой – первый успех очень важен для уверенности не только ребенка, но и человека в любом возрасте.

Так же обстоит и с поражениями. Они, несомненно, закаляют характер (среди выдающихся людей большинство преодолевали множество препятствий, связанных с тяжелыми диагнозами или неприятием окружающими). Однако, продолжительная черная полоса может привести к нежеланию бороться, апатии…

Видите, есть две стороны медали, впрочем, как у большинства категорий в мире. Научиться балансировать и не впадать в крайности очень важно и для душевного равновесия, и для развития как личности.

И в бизнесе абсолютные параллели!

Любые внешние и внутренние кризисы в правильных компаниях запускают оздоровление и развитие, а трудности и поражения анализируются и корректируют бизнес-процессы. И постепенно дела идут в гору. Кстати, бонусом трудных периодов служит избавление от «лишних» сотрудников, которые или не любят компанию, или не хотят напрягаться.

А вот выдающиеся показатели расслабляют, растрачивают ресурсы, расслаивают, сеют в сотрудниках чувства зависти и несправедливости, а компания обрастает ненужным «жирком».

Меня лично очень пугает «хороший год» и, понимая, что за ним последует «плохой», если вовремя не поставить новые цели, не поднять планку и не превратить этот пик в ступеньку.

И я думаю, что цикличность развития экономики и отдельных предприятий, смена подъемов и спадов обусловлены именно влиянием побед и поражений.

Итак, сглаживаем острые углы, не распускаем нюни из-за проигрыша, не превозносим свои былые победы, превращаем пики в ступени и уверенно по ним движемся к новым вершинам!

ОВ.

-6

Глава без номера. МЕЧТА.

Если нет конкретной цели, нет мотивации.

Заработать кучу денег – это невозможно визуализировать. Знаю, что вы тысячи раз слышали про все это, возможно, даже расклеивали на стене фото шикарных домов или автомобилей, яхт или самолетов. Делали? Я – нет. Расскажу почему.

«Какая у тебя мечта?» - когда вас спрашивали об этом? Не помните? Или не задумываетесь об этом?

А ведь в детстве и спрашивать не надо было – мечта была всегда! Одна, вторая, третья…

Ради мечты мы готовы были на все! Хорошо учиться, мыть посуду, делать зарядку, слушаться старших… Мечта визуализировалась сама собой – она снилась, рисовалась, раскрашивалась, сидела навязчиво в голове.  Хотелось все побыстрее и сразу. А когда родители говорили «подожди пару лет, вот подрастешь и…», слезы и головой в подушку, хотелось разрушить все! Получать двойки, бить посуду, лениться и кричать на родителей! Потому что надо СЕЙЧАС, потому что пара лет – это НИКОГДА.

Неужели заработать кучу денег, купить яхту или самолет похоже на МЕЧТУ?

Разве ваша рука тянется нарисовать эти деньги? Нет! Вас учат расклеить картинки и вдолбить в голову, что это мечта.  Разве мечту нужно стараться не забыть и искусственно визуализировать?

Цели ставятся нами самими или кем-то еще, чтобы усилить мотивацию. А мечта сама двигает нами, совершаются открытия и прорывы, открываются новые звезды и запускаются гениальные идеи. Все выдающиеся личности в истории и в современности были очарованы тем, чем занимались.

У меня лично множество целей в разных направлениях бизнеса и не только. Как их достичь и двигаться дальше – именно об этом моя книга, но все это не похоже на мечту. Поэтому у этой главы нет номера.

Цели заставляют нас работать, а мечта – жить!

Моя мечта сейчас это вторая собака. Да-да! Собака! И я так рада, что я мечтаю так же одержимо, как и в детстве. Она мне снится, она сменила болиды F1 на фотообоях, я готова жертвовать своей свободой, временем и даже путешествиями ради Dorothy Wizardess of Oz, маленькой (пока) девочки породы ксолоитцкуинтли. В нашей семье уже есть одно такое чудо природы, всеобщая любимица по имени Джоанна, но, к сожалению, не все еще разделяют мою мечту о второй собаке. Но, если это случится, я буду очень счастлива и благодарна всем, кто помог мне в этом. Мне кажется, собака это одно из средств Бога послать добро и любовь в наши сердца.

Последние годы были настолько насыщены бизнесом, что, честно говоря, я тоже не могла ответить на тот самый вопрос про мечту. Неужели с годами мы так редко горим и сходим с ума или вовсе перестаем это делать?

Закройте глаза, погрузитесь в себя и… Мечтать не вредно! 😉

Хочу всем пожелать мечтать, воплощать в жизнь и помогать в этом своим близким и просто всем, кто нуждается в вашей поддержке.

И сегодня я прошу поддержать меня…

ОВ.

-7

Глава 16. ВЫЗОВ.

Жизнь бросает нам вызовы ежедневно и глупо не замечать их.

Когда мы видим более успешного человека – это вызов.

Если есть проблема, задача - это вызов.

Нужно сделать сверх того, к чему привыкли – это вызов.

Одни замечают, принимают эти вызовы и становятся успешнее, другие не видят их в упор и живут себе спокойно.

Но мы поговорим сегодня о третьей группе, самой многочисленной.

Подавляющее большинство все прекрасно видит и слышит. Но, увы, находится множество оправданий и причин не отвечать даже зову собственного сердца!

При виде хорошего музыканта или танцовщицы наша душа поет и танцует, мы мечтаем научиться этому искусству, представляем, как однажды удивим всех и …

Послушав очередного коучера, мы говорим себе, что теперь точно пора браться за ум, работать над собой, покорять вершины и …

Посмотрев на себя в зеркало, обещаем себе, что с понедельника бросаем курить и записываемся в спортзал, скачиваем приложения по тренировкам, диетам и …

И… !

Вы прекрасно знаете продолжение. Каждый сопротивляется своей мечте по-своему 😊

Потому что нам очень непросто поменять что-то в привычном укладе вот так, на ровном месте. Нужно, чтобы лопнуло терпение, стиснуть зубы, дождаться «последней капли», или … просто организовать ВЫЗОВ.

Вызовы очень эффективны. Когда все надоело, все трудно и непонятно, когда не хочется даже подняться с постели – без вызова не обойтись.

Помните, что делали во время войны командиры перед атакой? Они обязательно строили солдат и произносили эмоциональную речь! О родине, о долге. Настраивая своих солдат и самого себя отдать жизнь ради победы! Что может быть тяжелее такого вызова??

Трудно представить, чтобы обычный человек проснулся, умылся и побежал под танки, рискуя жизнью.

Да, сравнение, возможно, не актуальное, но очень показательное. Мы делаем невозможное, находим и подключаем дополнительные внутренние ресурсы, совершаем подвиги. Так мы реагируем на вызовы. Нам нужен адреналин, и, говорят, он полезен организму.

Я обожаю ставить перед собой и другими очень трудные задачи, повышая уровень адреналина. Причем, у каждого из нас разные возбудители этого гормона: одни хотят быть лучше всех, другие спасают мир, третьи жаждут денег, четвертые отвечают на «слабО». Все это прекрасно и на пользу делу! Правильно обосновать задачу, используя как можно больше возбудителей адреналина, наглядно и оригинально визуализировать промежуточные результаты – и успех неизбежен. Это проверено на практике, результат потрясающий.

После принятого вызова, особенно в группе единомышленников, включаются проактивность, сконцентрированность, выносливость! На войне, как на войне! Обязательно обозначить период «активации» - ваш организм должен знать, на сколько по времени рассчитать нагрузку и сколько безопасно влить в себя кофе и энергетика. Кто по-настоящему включается в эту «игру», получают массу удовольствия и неминуемый результат! Вот почему сейчас очень популярны различные марафоны по интересам в соцсетях.

Кстати, если не хватает примеров и проблем извне, можно поддерживать себя в форме, ставя и принимая вызовы перед собой самостоятельно.

ОВ.

-8

Глава 17. КОГДА НЕТ СИЛ.

Даже у самых энергичных и позитивных случаются моменты, когда не просто наваливается усталость, но и не получается ничего вкупе. Вот не продвигаются дела, что-то застопорилось, а сил тратится столько же, если не больше…

В этот момент резко останавливаешься и спрашиваешь: «Это что, нужно только мне?» или «Наверное, я не своим делом занимаюсь, раз ничего не получается?»

Если вы позволили своему организму прекратить обычную бурную деятельность и задавать подобные вопросы – все, он не отстанет, пока не разберется с этим.

Отвечать или игнорировать? Хотелось бы послушать психолога, но пока ему объяснишь все и расскажешь всю подноготную … Выбирать приходится самому.

Я лично не умею не замечать такое состояние. Останавливаюсь и пробую разные перфомансы. Например, собираю близких или коллег и от души делюсь своим состоянием (хорошо, что я экстраверт). Всем становится не по себе, они включаются в процесс и дело сдвигается с мертвой точки.

Или забиваю на все, чай-плед-сериал и «пусть все катится к …». Знаете, искренне говорю себе, что не буду больше так работать-учиться-стараться-тянуть-развивать, брошу все, отдохну пару месяцев, устроюсь на другую работу поспокойнее или вообще не устроюсь никуда. Плед и сериалы у меня есть, на чай как-нибудь наскребу.

Обманутый таким образом организм (а он действительно сидит в уютном кресле с чаем и смотрит сериалы) успокаивается и прекращает задавать риторические вопросы. Все! Тема исчерпана. До самобичевания, до истерики, депрессии не дошло, максимум до слез. Каждый, наверное, знает, сколько его собственный мозг может находиться в тревожном состоянии и бунтовать. Этот отрезок времени плюс пару часов нужно выдержать и не провоцировать новый приступ.

И, вуаля! Какой-то вечер или максимум выходные отдыха и продолжайте заниматься своей привычной бурной деятельностью!

Хорошо, что это случается крайне редко, когда мозг возмущается. У меня же чаще получается наоборот: голова не дает покоя сама. Невозможно отдохнуть спокойно даже в отпуск или в выходные. Сколько бы задач не было бы выполнено, какой бы результат не показан – надо еще что-то развить, хотя бы себя. Что-то почитать, что-то посчитать, что-то придумать.

Вот как с этим быть, я еще не придумала, но тема интересная для 18-й главы!

Знаете, что я подметила в последнее время? Чем выше уровень сотрудника, чем шире возможности, тем больше хочется достичь. Это как со знаниями. Чем больше узнаешь, тем сильнее к ним тяга.

Приведу примеры. Горячие, прямо из печи! Очень хорошо отработали последний месяц, многие заработали в разы больше, счастливы, удовлетворены. Я – нет. Хочу, чтоб всегда так работали. Хочу больше. Думаю бесконечно, как этого достичь.  Посмотрела на всех сотрудников: действительно, менеджер продаж просто счастлив, его руководитель закрепляет успех и строит планы, директор же места себе не находит – озабочен, как развиться. А собственник никогда не доволен! Не в этом ли секрет успеха таких компаний?

Кстати, а мозг то переключился на нужные мне цели и больше не задает идиотских вопросов!

ОВ.

-9

Глава 18. ВРЕМЯ.

Когда случаются длинные выходные или каникулы, когда привычный рабочий ритм сбивается и заменяется на непривычный для нашей действительности отдых или семейные дела, когда не нужно смотреть на часы, хочется порассуждать о ВРЕМЕНИ…

Что первично: дисциплина или функционал? Что важнее: вовремя приходить на работу или вовремя закрывать свои задачи? Режим – необходимое или достаточное условие для достойного результата, эффективной деятельности?

Разумеется, что на работе и не только на ней очень важны дисциплина, планирование дня, оптимизация бизнес-процессов. Во многих компаниях ведутся журналы прихода и ухода, где-то этот учет автоматизирован с помощью электронных пропусков или различных программ. Уверена, что и в нашей компании для каких-то нужд (подозреваю, что для кадровой службы или налоговиков) заполняются такие журналы.

Если честно, я не помню уже, когда заглядывала в них. Если сотрудник нужен, а его нет ни в офисе, ни на связи – журнал не поможет! Скажите, зачем нужны такие сотрудники, которые не могут выполнить свои трудовые обязанности в нужное время (то есть, прямо сейчас)?  Может, на каком-то чудесном предприятии собрали именно таких людей и завели для контроля их рабочего времени подобные анахронизмы?..

Если ты встроен в бизнес-процесс и не можешь вовремя выполнить свою задачу – это разве незаметно без журнала? Даже на огромном предприятии есть небольшие отделы с руководителем, где все на виду! Или не на виду? 😊 Возможно, там много лишних или незаметных сотрудников, если требуется контролировать их отработанное время.

Представьте себе, как руководитель с важным видом раз в месяц изучает журнал, из которого узнает, сколько находились в офисе его подчиненные-невидимки!

Я понимаю, что важна дисциплина, например, в школе – учитель должен начать урок для всех в определенное время. Но на предприятиях малого и среднего бизнеса сотрудники уже не слушают лекции, а отдают знания и опыт, и не заметить, что этого не происходит в «рабочее» время, невозможно! Каждый сотрудник нужен для выполнения определенных задач в определенное время. Или он не нужен вовсе.

Я не прошу людей приходить на работу в 9-00 или в 10-00. Они сами понимают, когда они нужны. Если могут выполнить свои обязанности из дома или по дороге в детский сад – пожалуйста! Если могут за пять-десять минут прибыть на экстренное совещание или просто на разговор с руководителем – неважно, откуда он прилетел, хоть из космоса! Если нет нарушения по качеству и срокам – какая разница, как и когда человек реализует свои способности, пусть на Сейшелах по ночам!

Однако, большинству почему-то удобнее работать в офисе, располагая техническими средствами, в окружении своих коллег, имея возможность полноценно, с пользой и интересом провести свой день. При этом приходить в офис чуть раньше для утреннего чаепития и настроя на работу. А уходить после завершения тех задач, которые завтра будут уже неактуальны.

И это их выбор!

Понимаете, к чему я веду? Выбор без выбора? 😊 Не совсем. Режимность, дисциплина, планирование дня, время ухода-прихода - все это должно осмысленно и самостоятельно выбираться сотрудником, ответственным человеком, который пришел в компанию работать и приносить пользу, а не отрабатывать или находиться в офисе «от и до».

И никакой журнал учета рабочего времени не решит за вас все эти задачи.

Пусть в вашей компании работают не незаметные, а незаменимые сотрудники!

Например, как у нас 😊

-10

Глава 19. ИГРА

Вам нравится изо дня в день делать рутинную работу, потому что так велел руководитель, а не потому что вам интересно?

Или без души готовить еду, убираться в квартире и делать ремонт, потому что НАДО?

НАДО ходить на работу и на спорт, НАДО покупать продукты и одежду, НАДО проверять у детей уроки и гулять с собакой, НАДО, НАДО, НАДО…

Это же свихнуться можно от этого НАДО. А когда много раз произносишь одно слово, оно и вовсе теряет смысл. НА-ДО. Что это за комбинация слогов такая? НА (возьми) ДО (ноту)? Или НА (столе) ДО (края)? Или НА (душе) ДО (того, как …)? Бессмыслица какая-то. Вот и человек, когда ежедневно и много лет делает только то, что НАДО, теряет смысл … жизни.

Но если вы любите шахматы, футбол, гонять на мотоцикле? Играть с детьми, возиться с собакой? Вязать, вышивать, моделировать? Сколько раз вы это делаете? Не надоедает?

А почему? Потому что ХОЧЕТСЯ? Потому что одно вам нравится, а другое нет? Или играть в футбол легче физически, чем помыть посуду?

Конечно, нет!

Я твердо уверена, что нас вдохновляет и наполняет смыслом любое дело … ИГРА. И вкладываю я в это понятие очень много: соревнование, азарт, стремление стать лучше, желание создать шедевр. Да, да! Мы хотим победить, воспитать самых замечательных детей, связать самый красивый свитер! Покопайтесь в том, что вам нравится делать – эти атрибуты там обязательно есть! Нам свойственны здоровые амбиции, тщеславие – на мой взгляд, это необходимые для современного человека двигатели. В ИГРЕ нет бессмысленных слогов, там Интерес, Гордость, Радость, Азарт!

Если на любой процесс взглянуть под этим углом и увидеть разницу, всегда можно бессмысленное НАДО превратить в любимую ИГРУ! Стоит только добавить в рутинные дела необходимые «приправы».

  1. Интерес к своему делу, погружение в него. Даже если поначалу «неинтересно» - возможно, не хватает понимания, знаний, привыкания к чему-то новому. Интерес обязательно приходит, если проявить терпение и найти плюсы, изучив тему.
  2. Гордость за выполненную работу, произведенный продукт, вклад в общее дело. Делать все нужно качественно, а не кое-как. Демонстрировать всем кривую вышивку или сдавать работу с ошибками всегда неприятно.
  3. Радость от самого процесса. Как профессионала, как игрока, как любителя.
  4. Азарт – сделать быстрее, больше, лучше остальных, выиграть, даже у самого себя.

Будучи предпринимателем, я безусловно все это применяю в бизнесе. Поговорим об этом в следующей главе.

ОВ.

-11

Глава 20. 100 ПАР НОСКОВ.

Представьте, что вам требуется …  связать 100 пар носков за 3 месяца. Да, это реально – сама вязала, знаю о скорости.

Внимательно читайте и следите за своими эмоциями – этим примером я опишу различные подходы к своим задачам на работе.

Итак, за 3 месяца 100 пар носков. Рассмотрим несколько возможных вариантов исполнения этого задания, а выводы, как обычно, сделаете сами. Это, кстати, очень важно – самостоятельно приходить к решению, а не получать готовые. Если не напрягать мозги, не анализировать, толку не будет. Готовый алгоритм на блюдечке бесполезен.

Вернемся к нашим носкам.

Первый подход. Идем со злостью в магазин, покупаем самую простую серую пряжу (не инвестировать же собственные деньги!), спицы, возвращаемся домой. Грустно смотрим на пакет с пряжей, откладываем его до понедельника (не работать же в свои выходные!) и заваливаемся на диван перед телевизором.

В понедельник принимаемся за дело. Примерно к 30й паре пальцы болят (спицы некачественные, пряжа сама дешевая), к 50й – глаза уже не глядят на эти носки, вяжем как попало, с ошибками и дырками, к 70й – серые носки начинают сниться, начинается депрессия и бессонница, день похож на день, счет времени потерян, а на предпоследней неделе становится очевидно, что работа не будет выполнена в срок. Не предприняв сверхусилий и не меняя своего отношения, мы швыряем все готовые и недовязанные носки в сторону того, кто поставил эту задачу. Вместе с заявлением на увольнение. И … отправляемся искать новую работу.

Второй подход. Идем со злостью в магазин, покупаем самую простую серую пряжу (не инвестировать же собственные деньги!), спицы, возвращаемся домой. Оцениваем фронт работ. Понимаем, что 100 пар больше, чем 92 дня. Значит, нужно вязать быстрее, чем по одной паре в день. А если вязать по две, то останутся выходные дни и даже еще несколько для внепланового отдыха! Очевидно, что необходимо создавать задел и в качестве похвалы позволять себе даже каникулы.

Пальцы и глаза, конечно, болят, серые носки снятся, но мы трудимся, и к намеченному сроку передаем мешок носков тому, кто поставил эту задачу. Вместе с заявлением на увольнение. Потому что следующую сотню мы не выдержим.

Третий подход. Тщательно подбираем спицы – инструменты должны быть удобными, пряжу берем на пробу по клубку, возвращаемся домой и вяжем образцы. Выбираем самую комфортную для процесса пряжу, покупаем весь спектр цветов, что есть в магазине. Инвестировать в свою работу – это нормально!

Оцениваем фронт работ. Понимаем, что 100 пар больше, чем 92 дня. Значит, нужно вязать быстрее, чем по одной паре в день. А если вязать по две, то останутся выходные дни и даже еще несколько для внепланового отдыха! Очевидно, что необходимо создавать задел и в качестве похвалы позволять себе даже каникулы.

Находим хороший спокойный сериал или аудиокнигу. Садимся в удобное кресло. Заранее готовим вкусный чай и любимые сладости. Закрываем глаза и достаем первый клубок. Он оранжевый. Супер. Устроим соревнования между цветами, какие носки получатся самые красивые, с каким цветом глазам легче работать, засекаем время и фиксируем финиш. Записываем в табличку, анализируем, рисуем план-прогноз – все отлично, можно не спешить, а сосредоточиться на качестве. Раскладываем связанные пары по цветам – каких больше? Пока вяжем, думаем над автоматизацией процесса… Кстати, одна книга прослушана, двойная польза! Включаем вторую, третью… Ого, и кругозор какой!

Ровно в срок сдаем работу, ловим восхищенный взгляд и премию от того, кто поставил эту задачу. Пишем заявление … нет, рацпредложение про выбор правильных инструментов, нужной пряжи, настроенный план-прогноз для других работников и бизнес-план автоматизации процесса с помощью вязальной машины.

И становимся тем, кто «ставит эту задачу»!

ОВ.