Найти в Дзене
Илья Кузнецов

Кровавые обычаи острова Сулавеси

Буйволу уже перерубили горло, но он все еще стоит на ногах
Буйволу уже перерубили горло, но он все еще стоит на ногах

Редкий день в Тана Тораджа (о. Сулавеси, Индонезия) обходится без кровопролития. Несмотря на то, что большинство местного населения (народность тораджа) исповедует христианство, многие их традиции уходят корнями в далекое прошлое и не имеют ничего общество с христианской верой. Прощание с покойным и похороны как таковые — яркий пример таких традиций.

Во время путешествия по острову Сулавеси мне довелось присутствовать на церемонии прощания с умершим, входе которой было забито два буйвола и больше десятка свиней. Подобная церемония, хоть и является здесь привычным делом, однако проводится далеко не каждый день. Буйволов принесли в жертву, но не богам. Все немного сложнее.

Прежде, тораджа считали, что убитые животные сопровождают душу умершего в потусторонний мир. Но поскольку эта идея не вписывается в концепцию христианского мировоззрения, суть ритуала изменили, но при этом его форма осталась прежней: как убивали буйволов, так и продолжают убивать. Десятками, сотнями, тысячами… Бывает, что прощание с человеком из высшего сословия затягивается на 8 суток. За это время умертвляют 12, 24 или 36 животных. Почему именно эти числа, я не знаю, но ответ на этот вопрос совершенно точно есть. Так как истинно верующий христианин не может позволить себе верить в то, что убитые буйволы сопровождают душу покойного в загробный мир, теперь убийство буйволов является своего рода данью уважения живых мертвому. Убитого буйвола тут же разделывают, его мясо готовят и угощают им гостей, пришедших проститься с покойным. По вкусу и консистенции мясо буйволов очень похоже на обычную говядину, что, в общем-то, вполне естественно.

Тораджа начинают снимать шкуру с принесенного в жертву буйвола
Тораджа начинают снимать шкуру с принесенного в жертву буйвола

Когда я пришел на церемонию (прийти может любой, нужно только купить какой-нибудь пустячок в качестве подарка — блока сигарет будет достаточно), лил проливной дождь. Укрывшись под навесом, я наблюдал, как на поляну вывели здоровенного буйвола. Мужчина привязал его к столбу за шею и одну из передних ног, видимо, чтобы животному было сложнее защищаться. Мужчине передали огромный тесак, напоминающий мачете… Подняв буйволу голову он с размаха ударил его лезвием по шее, перерубив сонную артерию. Испуганное животное шарахнулось в сторону и стало метаться вокруг столба, к которому было привязано. Глотка буйвола была перебита, он хрипел, а на землю потоком лилась его кровь. Он продержался на ногах без малого десять минут. Потом его повело, и он упал. Поднялся, но ноги его уже не держали, и он завалился на бок. Его агония продолжалась еще долго. За это время успели забить еще одного буйвола. Потом с них сняли шкуры, отделили копыта, выпотрошили и разделали на куски.

Свинья уже готовы для принесения в жертву
Свинья уже готовы для принесения в жертву

Многие, наверное, уже успели подумать о том, что ритуальное убийство буйвола – это варварский акт предельной жестокости, несовместимый с понятием «цивилизованный человек». Не спешите с выводами, в конце концов, у каждого народа свои обычаи, и кто-то в той же Индонезии запросто может посчитать сумасшедшими людей, которые выстраиваются в многочасовую очередь к православным храмам лишь бы приложиться к святым мощам, а по факту – всего-навсего останкам мертвого человека.

Сама церемония - это скорее праздничное событие, все выглядит очень ярко
Сама церемония - это скорее праздничное событие, все выглядит очень ярко

Я продолжу рассказ, ведь ритуальное убийство буйвола вовсе не является самой спорной (с точки зрения западного человека) частью церемонии. Сейчас мы будем говорить о действительно волнующих вещах, так что приготовьтесь. Начну с того, что человек, которого провожали в мир иной, умер год назад. «Как так? — спросите вы, — Где же он все это время находился?» Ответ, друзья, может вас обескуражить. Все это время покойный «прожил» в своем доме, бок о бок с живыми членами своей семьи. Обмазанное формалином, его тело просто лежало около года на деревянной скамье. Разумеется, формалин — это веяние последних лет. В былые времена тораджа использовали специальный бальзам из трав и кореньев, который, если не останавливал, то хотя бы замедлял процесс разложения тканей.

Членов семьи вовсе не смущает присутствие в доме мертвеца — ведь до тех пор, пока они не проведут церемонию прощания, душа покойного пребывает в его теле. Тораджа верят, что он еще жив, но как бы приболел. Полагаю, вам интересно узнать, как долго тело может находится в жилом помещении. Что ж, друзья, ответ и на этот вопрос вас тоже, скорее всего, обескуражит…

Девочки и женщины надевают в основном одежду красного цвета, мужчины - черного
Девочки и женщины надевают в основном одежду красного цвета, мужчины - черного

Считается в порядке вещей, если покойник лежит в доме (на скамье или в открытом гробу) от нескольких месяцев до нескольких лет. Почему так долго? Да потому что церемония прощания с ним требует серьезной подготовки: нужно воздвигнуть временные постройки, где разместятся гости; купить буйволов; пригласить гостей. Гости, в свою очередь тоже должны подготовиться — в качестве дара они передают семье умершего свиней и тех же буйволов, а чтобы их купить нужны время и деньги. Когда, наконец, все готово, проводится церемония прощания с телом. В торжественной обстановке покойника выносят из дома и помещают в специальное помещение, чтобы гости могли с ним проститься. Церемония обычно растягивается на несколько дней. По ее окончании покойного переносят в фамильный склеп.

Разумеется, кто-то из читателей может сказать, что хранить труп в доме в течении нескольких месяцев, а тем более лет — это патология. Они ненормальные, эти тораджа! Ведь всем известно, что согласно христианской традицией (а тораджа, я напоминаю, это христиане) хоронить покойного нужно на третий день, когда душа окончательно отделится от тела. Что ж, друзья мои, похоже, что души тораджа подчиняются совсем другим законам…