Редкий день в Тана Тораджа (о. Сулавеси, Индонезия) обходится без кровопролития. Несмотря на то, что большинство местного населения (народность тораджа) исповедует христианство, многие их традиции уходят корнями в далекое прошлое и не имеют ничего общество с христианской верой. Прощание с покойным и похороны как таковые — яркий пример таких традиций.
Во время путешествия по острову Сулавеси мне довелось присутствовать на церемонии прощания с умершим, входе которой было забито два буйвола и больше десятка свиней. Подобная церемония, хоть и является здесь привычным делом, однако проводится далеко не каждый день. Буйволов принесли в жертву, но не богам. Все немного сложнее.
Прежде, тораджа считали, что убитые животные сопровождают душу умершего в потусторонний мир. Но поскольку эта идея не вписывается в концепцию христианского мировоззрения, суть ритуала изменили, но при этом его форма осталась прежней: как убивали буйволов, так и продолжают убивать. Десятками, сотнями, тысячами… Бывает, что прощание с человеком из высшего сословия затягивается на 8 суток. За это время умертвляют 12, 24 или 36 животных. Почему именно эти числа, я не знаю, но ответ на этот вопрос совершенно точно есть. Так как истинно верующий христианин не может позволить себе верить в то, что убитые буйволы сопровождают душу покойного в загробный мир, теперь убийство буйволов является своего рода данью уважения живых мертвому. Убитого буйвола тут же разделывают, его мясо готовят и угощают им гостей, пришедших проститься с покойным. По вкусу и консистенции мясо буйволов очень похоже на обычную говядину, что, в общем-то, вполне естественно.
Когда я пришел на церемонию (прийти может любой, нужно только купить какой-нибудь пустячок в качестве подарка — блока сигарет будет достаточно), лил проливной дождь. Укрывшись под навесом, я наблюдал, как на поляну вывели здоровенного буйвола. Мужчина привязал его к столбу за шею и одну из передних ног, видимо, чтобы животному было сложнее защищаться. Мужчине передали огромный тесак, напоминающий мачете… Подняв буйволу голову он с размаха ударил его лезвием по шее, перерубив сонную артерию. Испуганное животное шарахнулось в сторону и стало метаться вокруг столба, к которому было привязано. Глотка буйвола была перебита, он хрипел, а на землю потоком лилась его кровь. Он продержался на ногах без малого десять минут. Потом его повело, и он упал. Поднялся, но ноги его уже не держали, и он завалился на бок. Его агония продолжалась еще долго. За это время успели забить еще одного буйвола. Потом с них сняли шкуры, отделили копыта, выпотрошили и разделали на куски.
Многие, наверное, уже успели подумать о том, что ритуальное убийство буйвола – это варварский акт предельной жестокости, несовместимый с понятием «цивилизованный человек». Не спешите с выводами, в конце концов, у каждого народа свои обычаи, и кто-то в той же Индонезии запросто может посчитать сумасшедшими людей, которые выстраиваются в многочасовую очередь к православным храмам лишь бы приложиться к святым мощам, а по факту – всего-навсего останкам мертвого человека.
Я продолжу рассказ, ведь ритуальное убийство буйвола вовсе не является самой спорной (с точки зрения западного человека) частью церемонии. Сейчас мы будем говорить о действительно волнующих вещах, так что приготовьтесь. Начну с того, что человек, которого провожали в мир иной, умер год назад. «Как так? — спросите вы, — Где же он все это время находился?» Ответ, друзья, может вас обескуражить. Все это время покойный «прожил» в своем доме, бок о бок с живыми членами своей семьи. Обмазанное формалином, его тело просто лежало около года на деревянной скамье. Разумеется, формалин — это веяние последних лет. В былые времена тораджа использовали специальный бальзам из трав и кореньев, который, если не останавливал, то хотя бы замедлял процесс разложения тканей.
Членов семьи вовсе не смущает присутствие в доме мертвеца — ведь до тех пор, пока они не проведут церемонию прощания, душа покойного пребывает в его теле. Тораджа верят, что он еще жив, но как бы приболел. Полагаю, вам интересно узнать, как долго тело может находится в жилом помещении. Что ж, друзья, ответ и на этот вопрос вас тоже, скорее всего, обескуражит…
Считается в порядке вещей, если покойник лежит в доме (на скамье или в открытом гробу) от нескольких месяцев до нескольких лет. Почему так долго? Да потому что церемония прощания с ним требует серьезной подготовки: нужно воздвигнуть временные постройки, где разместятся гости; купить буйволов; пригласить гостей. Гости, в свою очередь тоже должны подготовиться — в качестве дара они передают семье умершего свиней и тех же буйволов, а чтобы их купить нужны время и деньги. Когда, наконец, все готово, проводится церемония прощания с телом. В торжественной обстановке покойника выносят из дома и помещают в специальное помещение, чтобы гости могли с ним проститься. Церемония обычно растягивается на несколько дней. По ее окончании покойного переносят в фамильный склеп.
Разумеется, кто-то из читателей может сказать, что хранить труп в доме в течении нескольких месяцев, а тем более лет — это патология. Они ненормальные, эти тораджа! Ведь всем известно, что согласно христианской традицией (а тораджа, я напоминаю, это христиане) хоронить покойного нужно на третий день, когда душа окончательно отделится от тела. Что ж, друзья мои, похоже, что души тораджа подчиняются совсем другим законам…