Найти тему

Дом «Орфея русской сцены»: роскошный музей Л. В. Собинова в Ярославле

Издавна ярославцев отличала высокая творческая одаренность. Ей были щедро наделены строители великолепных городских храмов 17-го века – простые посадские люди, мастеровые и купцы. Эти черты они передавали по наследству своим не менее талантливым потомкам.

Так, в 1872 году в семье ярославского торговца хлебным товаром Виталия Васильевича Собинова (1847-1912) родился сын, в святом крещении нареченный Леонидом. (Статью о месте крещения Собинова – храме Димитрия Солунского см. на нашем канале).

Мемориальная доска на стене музея Л.В. Собинова
Мемориальная доска на стене музея Л.В. Собинова

Жили Собиновы в Ярославле на Срубной улице в собственном каменном доме, купленном ими в 1867 г. за 1650 рублей серебром у ярославского мещанина Анемподиста Сперанского (однако имечко!)

Дом Л.В. Собинова в Ярославле, конец 18 века
Дом Л.В. Собинова в Ярославле, конец 18 века

Детей у благоверных супругов Собиновых было четверо. По традиции, няньки и повитухи выкладывали новорожденных в спальне на большую подушку, дабы «предъявить» их главе семейства – вот, мол, извольте убедиться: ребеночек ваш крепенький и здоровенький. Довелось возлежать на мягкой пуховой «перинке» и явившемуся на свет младенцу Леониду.

Спальня в доме Собиновых. На кровати – помянутая выше подушка
Спальня в доме Собиновых. На кровати – помянутая выше подушка

Сегодня и эта подушка, и многое другое, показаны в экспозиции единственного в России музея, посвященного жизни и творчеству великого русского певца Леонида Витальевича Собинова (1872-1934).

Медальон с портретной миниатюрой в стиле эпохи Возрождения на граммофоне в музее Собинова
Медальон с портретной миниатюрой в стиле эпохи Возрождения на граммофоне в музее Собинова

Особенно ценно, что большинство представленных здесь вещей, фотографий и документов являются подлинниками, в разное время преподнесенными в дар друзьями и наследниками неподражаемого «Орфея русской сцены».

Личное пианино Л.В. Собинова «Ericson» 1910-е гг. Дерево, кость, бронза, металл. Над ним – портрет Собинова работы художника Леона Зака, 1912 г.
Личное пианино Л.В. Собинова «Ericson» 1910-е гг. Дерево, кость, бронза, металл. Над ним – портрет Собинова работы художника Леона Зака, 1912 г.

Отец Собинова, будучи выходцем из рода крепостных крестьян, стремился приобщить детей к искусству. Его стараниями семейство несколько раз в год посещало Волковский театр, для чего снималась целая ложа.

Прихожая в доме Собиновых. Справа – портреты родителей певца
Прихожая в доме Собиновых. Справа – портреты родителей певца

В возрасте 9-ти лет Леонид был определен в гимназию. На радость родителям, учеба давалась ему легко, времени хватало и на личные увлечения. Мало-помалу главной привязанностью мальчика стал гимназический хор.

Ведомость 5 класса Ярославской гимназии за 1886-1887 учебный год. Под № 33 оценки Леонида Собинова – семь «пятерок» и пять «четвёрок» по закону Божьему, русскому, греческому, латинскому и французскому языкам …
Ведомость 5 класса Ярославской гимназии за 1886-1887 учебный год. Под № 33 оценки Леонида Собинова – семь «пятерок» и пять «четвёрок» по закону Божьему, русскому, греческому, латинскому и французскому языкам …

Как пишут, вначале он пел высоким фальцетом, ничем особо не выделяясь среди своих товарищей. Но к 16-17 годам у Леонида вдруг начал проявляться изумительной красоты лирический тенор изысканно-благородного тембра.

Сольный дебют в благотворительной опере «Наташа, или Волжские разбойники» российского композитора К. Вильбоа принес первое признание. Современник вспоминал: «Леня запел, да как ведь запел, до сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании».

Ярославская театральная афиша 1890 г. в музее
Ярославская театральная афиша 1890 г. в музее

Однако первый свой «творческий гонорар» Собинов получил за репетиторство по гимназической программе. На эти деньги юноша купил гитару, ставшую его любимым музыкальным инструментом.

Гитара возле посудной «горки»
Гитара возле посудной «горки»

После окончания гимназии с серебряной медалью Собинов поступил на юридический факультет Московского университета. Мудрёные каноны юриспруденции он постигал с живым интересом. Но при этом вспоминал: «Меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели». Помимо участия в студенческом хоре, Леонид начал брать уроки в Филармоническом училище по классу Петра Шостаковского.

Сценический костюм Собинова к арии Берендея в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Сценический костюм Собинова к арии Берендея в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

По окончании университета в 1894 г., Леонид Витальевич поступил на службу в юридическую контору знаменитого адвоката Фёдора Плевако. В должности помощника присяжного поверенного он успешно провел около 70-ти судебных процессов. Перед ним открывалась блестящая карьера столичного адвоката. Однако Леонид продолжал заниматься вокалом в Филармоническом училище.

Весной 1897 года на выпускном экзамене Собинов получил оценку пять с плюсом, и был приглашен дирижером Ипполитом Альтани на прослушивание в Большой театр.

Музейная витрина
Музейная витрина

Первое же его выступление на прославленной сцене в партии князя Синодала в опере Рубинштейна «Демон» принесло успех. По воспоминаниям Собинова, настало время выбирать - «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». В итоге тяга к искусству пересилила.

Один из уголков музея
Один из уголков музея

Серьёзным испытанием для певца стало зарубежное турне по европейским столицам. В 1904 году ему предстояло петь в Миланском театре Ла Скала. Среди итальянской публики выделялась группа скандалистов, находивших удовольствие в освистывании приезжих гастролеров – мол, пусть знают эти «понаехавшие» своё место в "доме" великого Карузо.

Подлинный сценический костюм, сшитый для Собинова в Италии для исполнения партии Альфреда в опере «Травиата» в театре Ла Скала. Создан художником Луиджи Скапелли
Подлинный сценический костюм, сшитый для Собинова в Италии для исполнения партии Альфреда в опере «Травиата» в театре Ла Скала. Создан художником Луиджи Скапелли

Но вот незадача, на сей раз со свистом у отъявленных задир совершенно не заладилось! Поскольку первые же звуки «лучезарного» голоса Собинова повергли публику в изумление. А в финале зал разразился неистовой овацией, знаменуя полный триумф русского певца.

В музыкальном зале музея
В музыкальном зале музея
-15

На следующий день итальянские газеты писали: «У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом».

Сценические костюмы Собинова к ролям Эрнесто в опере Доницетти «Дон Паскуале», 1904 г., и Лионеля в опере Ф. фон Флотова «Марта», 1904 г. Слева – фото Собинова в роли Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин»
Сценические костюмы Собинова к ролям Эрнесто в опере Доницетти «Дон Паскуале», 1904 г., и Лионеля в опере Ф. фон Флотова «Марта», 1904 г. Слева – фото Собинова в роли Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин»
-17

Им вторили парижские критики: «Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо». Особенным успехом пользовался Собинов - неотразимый красавец ростом 182 см, с горделивой осанкой и аристократическими манерами - среди восторженных парижских поклонниц.

Леонид Витальевич Собинов в роли Вильгельма в опере А. Томаса  https://www.russian-records.com/print.php?image_id=14374&l=english
Леонид Витальевич Собинов в роли Вильгельма в опере А. Томаса https://www.russian-records.com/print.php?image_id=14374&l=english

И все же наибольшего признания Собинов добился на Родине - в России. В Большом театре он выступал с 35-ю оперными партиями, выходя на сцену более шестисот раз. В его исполнении арии Ленского, Лоэнгрина, Орфея, Вертера, Ромео становились легендами на устах театральной публики. Зачастую его партнером по сцене был Фёдор Шаляпин.

Витрина с фотографиями Собинова на сцене и на отдыхе
Витрина с фотографиями Собинова на сцене и на отдыхе

После революции 1917 года Собинов остался в Советской России. И даже был назначен директором Большого театра. Но как сам признавался, административная стезя его ни сколь прельщала. Гораздо больше нравилось ему ездить с гастролями как по городам России, так и по европейским столицам.

Личный дорожный чемодан-«баул» Собинова
Личный дорожный чемодан-«баул» Собинова

В возрасте 60-ти лет он оставил сцену, решив поправить здоровье. Но долечиться не успел. 14 октября 1934 года Леонид Витальевич Собинов скоропостижно скончался в Риге от сердечного приступа. Специальным траурным поездом почивший был доставлен в Москву, и похоронен на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа.

Бюст Л.В. Собинова в музее
Бюст Л.В. Собинова в музее

В Ярославском музее Л.В. Собинова храниться плед, которым певец укрывался, пытаясь согреться перед смертью. Он лежит в спальне на кресле рядом с подушкой, с которой новорожденный Лёня впервые увидел свет.

Кресло с пледом в спальне Собиновых
Кресло с пледом в спальне Собиновых

И если перед вами встаёт вопрос: куда ещё сходить и что посмотреть в столице «Золотого кольца»? – советую посетить мемориальный музей Собинова.

Афиша у входа в музей Собинова
Афиша у входа в музей Собинова

К примеру, мои московские знакомые возвратились оттуда в настроении мажорном и приподнятом. И о музее наперебой отзывались не иначе, как о «роскошном». А после увлеченно искали в сети фонограммы с записями певца: «Вот эту арию, вроде бы, в зале ставили»!

Посетители музея слушают фонограмму арии Ленского в исполнении Собинова
Посетители музея слушают фонограмму арии Ленского в исполнении Собинова

Расположен музей в самом центре Ярославля, неподалеку от Волковского театра: на улице, названной его именем - ул. Собинова, дом 25. Он открылся в мае 1995 г. А до этого здесь размещались коммунальные квартиры, потом управление «Спортлото».

Вид музея Л.В. Собинова
Вид музея Л.В. Собинова

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского певца Л.В. Собинова

Памятник Л.В. Собинову возле Ярославской филармонии
Памятник Л.В. Собинову возле Ярославской филармонии