Правильно подобранные спицы помогут сохранить идеально круглую форму обода и продлить жизнь колесам велосипеда. Мы решили помочь вам разобраться в характеристиках спиц и их разнообразии, а также рассказать, как правильно их можно заменить.
Виды спиц
По материалу. Самыми популярными считаются классические стальные спицы. Они прочны и надежны, их легко выправить при повреждении, они имеют невысокую стоимость. Современные модели дополнительно покрыты антикоррозийным составом, что значительно увеличивает срок их службы. Яркий пример – CN Spoke STD 14 2,0/278 мм black stainless. Варианты из стали оптимальны для тех, кто занимается триалом – они хорошо противостоят ударным нагрузкам. Модели из углепластика имеют небольшой вес, поэтому идеальны для скоростных байков. Однако данный материал хрупкий и недешевый, поэтому приобретать спицы из него стоит только тем, кто решил профессионально заниматься велоспортом. Существуют также титановые спицы. Они легче и прочнее стальных, но будут востребованы только спортсменами: высокая цена и незначительное уменьшение массы байка неактуальны для большинства велосипедистов.
По геометрии. На большинстве велосипедов установлены цилиндрические спицы. Они доступны и достаточно надежны. Для байков, заточенных под поездки по пересеченной местности, предназначены спицы с баттингом – небольшим утолщением на краях их диаметр (по концам 2мм а в середине 1,8мм), которое призвано снизить вес и распределить нагрузку при поглощении ударов. Модели с одним и двумя баттингами используются на шоссейниках, а варианты с тремя утолщениями подходят для электробайков и велосипедов для даунхилла.[1] [А2]
По длине. При приобретении спиц не стоит опираться только на диаметр обода – здесь необходимо учесть тип крепления, размеры втулки, а также производителя. Если требуется заменить всего пару-тройку экземпляров, то достаточно измерить старые спицы и заказать новые модели аналогичной длины. Если же есть необходимость сменить весь комплект, то стоит воспользоваться онлайн-калькуляторами или проконсультироваться у менеджеров магазина, в котором планируется покупка.
Как заменить спицы?
Сборка. Сначала необходимо смазать резьбу спиц и вставить их в колесо согласно схеме спицовки (рассказать об этом в следующих статьях? Пишите в комментариях). Важно соблюдать одинаковое натяжение для каждой спицы: достаточно пары оборотов ниппеля – небольшой гайки, соединяющей обод и спицу. Классический вариант – Wheelsmith Brass 2.0 x 12mm Silver. Если отверстия на втулке имеют углубления только с одной стороны, то головки спиц нужно расположить с другой: зенковка необходима для того, чтобы разместить в ней изгиб спицы.
Натяжение. После того, как все спицы будут вставлены во фланцы, необходимо их подтянуть. Каждый ниппель следует завернуть на один оборот. Если спицы продолжают слегка провисать и давать слабину, то рекомендуется добавить еще оборот. После прохождения ¾ всего обода вы можете заметить, что ниппели стали проворачиваться с большим трудом. В таком случае стоит вернуться назад и отвернуть уже затянутые ниппели на один оборот. Затем нужно начать заворачивать все ниппели на половину оборота, начиная с вентильного отверстия.
Проверка. После установки спиц почти всегда будет наблюдаться неровность обода. «Восьмерка» – это смещение противоположных друг другу поверхностей обода в горизонтальной плоскости. Для исправления этого недостатка необходимо затянуть ниппели на половину оборота на спицах с самой неровной части обода с левой стороны фланца, и ослабить на ¼ оборота ниппели с правой стороны. Колесо после установки спиц может деформироваться и в вертикальной плоскости, образуя эллипс. В таком случае нужно добавить натяжения спицам, которые установлены на участке обода, наиболее удаленном от втулки. Ниппель следует подтянуть как можно жестче, чтобы обеспечить прочность всему колесу.
Завершающий этап. После проверки натяжения всех спиц и балансировки колеса необходимо удалить остатки смазки, чтобы она не испортила камеру.
Статья была полезной? Ставьте «лайк». И подписывайтесь – на канале можно найти массу интересных обзоров и полезных статей.