Найти тему
Спорт РИА Новости

Судейство по понятиям: как "блатные" появились в фигурном катании

   Иван Букин / Татьяна Тарасова / Евгения Тарасова / Александр Жулин© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Екатерина Чеснокова / Алексей Даничев
Иван Букин / Татьяна Тарасова / Евгения Тарасова / Александр Жулин© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Екатерина Чеснокова / Алексей Даничев

В понедельник на сайте РИА Новости Спорт вышло интервью экс-фигуристки Софьи Шевченко, раскрывающее многие моменты закулисья фигурного катания. В частности, Софья в нем признала наличие так называемой "очереди" в танцах на льду – непрозрачного судейства, которое вершится не по букве правил, а исходя из внутренних интересов влиятельных лиц.

РИА Новости Спорт разбирается, что такое "очередь", откуда она берется и почему у танцев практически нет шансов ее изжить.

Про своеобразие танцев на льду шутят даже сами танцоры. Шутят, что аббревиатуры твиззлов и поддержек больше похожи на учебник эльфийского языка, чем на протоколы соревнований, в которых можно хоть что-то понять. Что проще отстоять очередь за бесплатной колбасой в эпоху дефицита, чем пробиться в тройку на чемпионате России. Что невозможно ответить на дежурный вопрос журналистов "Как вам прокат?", пока не посмотрел уровни в протоколах, потому что внутренние ощущения часто никак не связаны с тем, как выступление оценивают судьи.

Все это дает чувство бессилия, когда большинство спортсменов окончательно понимает: от них ничего не зависит. Можно удариться в религию "буду работать больше всех" и действительно пахать днем и ночью, но проблема в том, что и это не дает гарантий. И если вы спросите кого угодно из экспертов в танцах на льду, почему один дуэт побеждает почти всегда, а другой, тоже красивый и талантливый, никогда ничего так и не выиграет, вам ответят: "Ну, танцы – это просто очень субъективный вид. Судьям надо нравиться".

А дальше мы ныряем вглубь и видим подводную часть айсберга. Помимо того, что судьям надо иррационально "нравиться" (объяснил бы еще кто-то, что это за функция такая), им надо примелькаться. Надо предъявить прошлые достижения. Судьям нужно помочь акцентировать внимание, что в этой паре – жутко харизматичный партнер и девочка с легкими точными ногами, а в другой – "некатайка" и бесталанность. Тут нет мелочей и важно все: имена тренеров, клуб, спортивное гражданство, мода на программы и типажи партнеров и партнерш и даже средняя результативность сборной на международном уровне. Чуть менее важны, пожалуй, выверенные ребра на дорожках шагов, выполненные кипойнты (ключевые элементы) и новые элементы каждый сезон.

"Очередь" подразумевает, что есть первая пара – внутри группы или сборной. Лучшая музыка и идеи – ей, больше внимания тренеров – ей. На нее делаются ставки в виде ожидаемой лояльности судей, готовых выдавать самые высокие баллы. Второй, третий и все последующие номера при условии чистых прокатов обойти первых не могут. Это еще называется "придержать вторую пару" или "утопить третий номер", чтобы подстраховать лидеров.

Как же стать первой парой, раз это сулит такие плюшки? Обычно рецепт один – отстоять ту самую "очередь". Иногда в общественном восприятии "отстоять очередь" приравнивается к "много лет кататься вместе" и "претендовать на медали". И в этом вроде бы есть смысл, потому что многолетняя скатанность учит людей даже дышать параллельно – не то что двигаться.

"Я думаю, "очередь" – не совсем правильное слово. Скорее нужно заслужить признание судей, людей, болельщиков. Все приходит с опытом. Мало кому удается сразу выйти. Я знаю одну такую пару – (французов) Габриэллу Пападакис/Гийома Сизерона. В (обычной) очереди мы сидим и ничего не делаем, а мы набираемся опыта, работаем, и далее кто может, тот показывает высокий уровень", – говорила двукратная чемпионка России Александра Степанова на пресс-конференции национального чемпионата в Челябинске.

С другой стороны, такая установка таит в себе ловушку, потому что далеко не все пары с годами прогрессируют. Не все пары ищут новые образы и элементы на протяжении своей карьеры. Не всегда тот, кто катается дольше всех, обязательно будет сильнее всех, а пункта "за выслугу лет" в правилах все-таки нет. Получается, это какое-то надуманное правило?

Действительно надуманное, как и, например, правило стабильности. В коммюнике о судействе нигде нет даже намека на слово "стабильность", к которой все спортсмены и тренеры стремятся, рассчитывая, что это поднимет потолок их оценок.

"Очередь" действительно была в те времена, когда я еще сама каталась. Сейчас я такой проблемы не вижу, – говорила серебряный призер Олимпийских игр 1998 года, тренер Анжелика Крылова в интервью "Спорт-Экспрессу". – Если ты действительно крут, делаешь классные элементы на плюсы и катаешь мощные программы чисто и эстетично, то будут все возможности побеждать и опытные дуэты. Но нужно доказывать на практике, подтверждать свой высокий уровень от старта к старту. Стабильность – это самое главное"

Звучит вроде бы красиво и просто. Но по факту с момента, когда Анжелика Крылова была спортсменкой, поменялась только система выставления баллов – базовая стоимость и надбавки за каждый элемент вместо единых 6.0, оценка за компоненты вместо оценки за артистизм. В остальном все осталось так же. Первая пара получает надбавки "с горкой", высокие уровни и девятки в компонентах. Вторая – процентов на 20 меньше. Третья – еще меньше. И переломить эту инерционность практически невозможно – только в случае грубых ошибок или проблем со здоровьем у первого номера. Так суть спорта "быстрее, выше, сильнее" в танцах на льду трансформируется в необходимость дольше всех сидеть в засаде и ждать, пока "Акела" – лидер – промахнется. Других инструментов, чтобы обойти лидера, нет. Единицам удается совершить прорыв вне очереди, и это всегда вызывает лавину обсуждений: "Как? Как они посмели и как это возможно?".

Пример Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона, когда-то скакнувших за сезон с мест во второй десятке до мировых рекордов, доказывает, что для этого нужно перевернуть представление о танцах на льду у всего мира. Но все же их случай не слишком показательный, и на него влияли и другие факторы: мир был готов к лидерству кого-то из Европы, потому что на тот момент устал от доминирования североамериканской школы. Сами Габриэла и Гийом тогда уже больше десяти лет катались в паре – прорыв совпал с их переездом из Франции в Канаду и полной концентрацией на тренировках.

Парадоксально, но большинству тренеров механизм "очереди" довольно удобен. Это дает им некую гарантию результата в будущем: сегодня ты терпишь и проигрываешь, а завтра выигрываешь и долго будешь на коне. "Терпят" и "выигрывают" зачастую разные спортсмены, но они при этом могут кататься в группе у одного тренера. Так что тренер всегда в плюсе – у него есть "пешка на сруб" и "пешка в дамки".

Судей, чиновников и тренеров в чем-то, наверное, можно понять. В непроходимом болоте непрозрачного судейства, среди неисполняющихся правил, среди огромного количества претендентов на медали им нужно сохранять на плаву свой маленький плот. И поскольку заставить правила работать – долго, сложно и никому не выгодно, "очередь" в танцах на льду превратилась в костыль, на который при выходе из болота можно опереться. Объяснить с его помощью любой сценарий, разворачивающийся на соревнованиях. Почему, скажем, один победил с отрывом в 15 баллов, а другой получил такие уровни, как будто впервые в жизни встал на коньки неделю назад на ГУМ-катке.

Безусловно, бывают ситуации, когда у большинства участников и зрителей не вызывает вопросов лидерство какого-то дуэта – класс катания, сложность элементов, оригинальность программ можно увидеть невооруженным глазом. Но порой большинство соревнующихся имеет примерно одинаковый уровень, а оценивают их при этом часто так, как будто между ними пропасть.

"У меня была ситуация. В группе катаются Ланг – Чернышев, пятикратные чемпионы Америки. Приезжает ко мне после родов Татьяна Навка, с Романом Костомаровым еще. И я понимаю, что у меня выбор – жена любимая или Ланг – Чернышев, с которыми я уже работаю два года. Кого мне из них делать первой парой? Мы уезжаем на Игры доброй воли в Австралию. Ко мне там подходят судьи и спрашивают: "Кого (ставить выше)? Кого, Навку? Ты тренер. Кто у тебя в приоритете?". Они это спрашивают даже не чтобы что-то там сделать, а иногда реально не знают, кто лучше. Думают, дай спрошу у тренера, может, он подскажет. Я ответил "кто лучше прокатается, того и ставьте". Клянусь, мне было очень трудно принять решение, они тогда катались примерно на одном уровне. Петр (Чернышев) в итоге сорвал твиззл и они остались четвертыми, а Таня стала третьей," – рассказывал Александр Жулин в интервью Елене Родиной.

Но в большинстве случаев тренеры все же не признают публично существование "очереди". Ведь если признать, придется обсуждать это с теми, кто по разным причинам стоит в самом ее конце.

   Танцы на льду: 2019 год© Фото : -
Танцы на льду: 2019 год© Фото : -

Есть шикарный интернет-мем про "очередь" в танцах, который в свое время репостили многие спортсмены – все же их невозможно не уважать за умение посмеяться над собой. Для тех, кто не слишком погружен во внутреннюю кухню, пояснение: "французский волчара" впереди всех – это французский дуэт Пападакис – Сизерон, которому не было равных последние восемь лет. Все остальные "волки" – те, кто образуют очередь к медалям и пытаются ее пройти побыстрее.

Загадка, откуда спортсмены из этой гонки преследования берут мотивацию – зачастую она у них, скорее, отрицательная. Ни призовых, ни места в сборной, ни обратной связи по поводу своего реального уровня. Только надежды, что после очередной Олимпиады половина "старичков" уйдет, а молодежь наконец-то задышит полной грудью. Ну, то есть образует новую "очередь", где они будут уже на пару позиций ближе к "прилавку".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.