Когда очередной чиновник говорит про макарошки и три тысячи в месяц, на ум приходят XIV-XVI века, считающиеся периодом социальной мобильности.
Урбанизация и возникновение новых социальных слоёв заставляло правящие классы искать пути разграничения от "мелкой городской буржуазии", "тощего народа" и "вилланов" посредством питания, одежды и жилища.
Наиболее показательны в этом плане законы о роскоши. Но не одними законами желаемые модели поведения шли в общество, но и через литературу того времени.
Салимбене Пармский (монах. XII в.) пишет: "В еде и одежде людям благородным позволено больше, чем простым, поскольку они предназначены для более высокого положения".
Петр Крещенский (агроном из Болоньи, XIV век) утверждал, что пшеница более всех злаков подходит для приготовления хлеба; и тем не менее он советовал людям которые тяжело трудятся употреблять хлеб из сорго, которое отлично подходит и крестьянам, и свиньям, и быкам, и лошадям.
Врач Жак Дюбуа (XV-XVI) писал: "У бедняков собственная диета, несомненно тяжелая для пищеварения, но в совершенстве приспособленная к их конституции". Он же писал, что чеснок, лук, лук-порей, овощи, сыры, пиво, говядина, колбасы, похлёбки входят в "народную" пищу.
Таким образом в общество входит греко-римская мысль, что человек должен питаться "в зависимости от свойств и качеств каждого человека". Утверждение достаточно обоснованное, но в Средневековье под "качествами" человека понимается его социальная сущность.
#Средневековье #история #средниевека #питание