Рассказ из цикла "Рабочий класс - наши дни"
Отработав на одном предприятии более двадцати лет, Виктор с трудом себе представлял, как это – остаться без работы. Поэтому уже через неделю после сокращения устроился на завод слесарем по оборудованию. Дело было новое, а самое главное, он быстро осознал – это не его и принялся искать другую работу.
Как ни странно нашел довольно быстро, за какие-то пару месяцев. В этот раз он стал «пожарным» в локомотивном депо. Нет, он не тушил пожаров, он их «предотвращал». В его обязанности входило обслуживание автоматической системы тушения отремонтированных локомотивов, замена просроченных огнетушителей и совершенно неожиданно выставление под нужным углом зеркал заднего вида.
Сражаясь с очередным зеркалом, стоя на шаткой лесенке, у Виктора сорвался гаечный ключ и он с двухметровой высоты грохнулся на заляпанный мазутом бетонный пол. В первые мгновения в голове помутилось, затем острая боль в ребрах вернула ясность сознания и пришло осознание: «Нет, не мое это дело, надо увольняться…»
Найти работу в третий раз за год оказалось сложнее. У всех кадровиков возникал резонный вопрос: «А что вас не устроило на этом заводе? А почему уходите из депо?» Причем, чтобы ни отвечал Виктор, по лицу кадровика видел – не верит…
Когда ты родился и вырос не то, что в одном городе, а в одном доме и тебя знает каждая бродячая собака, не говоря уже о людях, слухи о желании Виктора устроиться по профессии – термистом разошлись по районе без усилий с его стороны, что и дало положительный результат.
Однажды вечером к нему пришел сосед Дима, вечный охранник, известный своим пристрастием к спиртному и игре в «Танчики».
- Здоров, Витек, слышал, ты работу ищешь?
- Привет, в охрану не пойду, - ответил Виктор.
- Тебя и не возьмут, - уколол Виктора Дима, зная о его «белом» билете. – Термист нужен на «ВПК».
- А ты откуда знаешь? – насторожился Виктор.
- Так я теперь там в охране работаю, а охрана знает все! – многозначительно поднял указательный палец Дима. – Так что не тяни, пока вакансия… Ты это, сто рублей не займешь?
- Если с вакансией обманул, вернешь, - хмуро ответил Виктор, подавая купюру Диме.
- Да я и так верну.
- Ага, как же, - отмахнулся Виктор, но спохватившись, добавил. – Спасибо.
Утром Виктор взял день без содержания и поехал на завод. На центральной проходной его развернули, направив в контору, где ему без лишних вопросов оформили временный пропуск и он предстал пред очи классического работника отдела кадров: немолодая, полноватая женщина с хорошим макияжем и очень задушевным голосом. Впрочем последнее Виктора не обмануло, он на собственной шкуре знал, как «задушевный голос» в мгновение превращается в рев разъяренного медведя.
- Эх, где же вы раньше были, мужчина? – вздохнула кадровик, выслушав Виктора. – Мы только вчера ученика взяли.
- Как узнал так сразу и пришел, - пожал плечами Виктор. – А может вы меня в очередь поставите? Вдруг кто уволится?
- Нет у нас такого, - ответила женщина, листая трудовую книжку. – Стоп, - кадровик задержала взгляд на одной из записей. – Так вы с опытом работы?!
- Ну, да, - подтвердил Виктор.
- Подождите, Виктор Семенович, я позвоню мастеру цеха…
Мастером оказался хамоватый «пацан» лет двадцати пяти с увесистой золотой цепью на шее.
- Чего у вас тут? –не утруждая себя приветствием, обратился он к кадровику.
- Вот, Дмитрий Петрович, мужчина пришел термистом устраиваться, - спокойно ответила женщина.
- У меня вакансии все закрыты.
- Он с опытом работы.
- Ты что ли с опытом?
- Я, - ответил Виктор, борясь с желанием втащить «начальничку».
- Гм, ладно, давай проверим, что ты за термист, - с этими словами Дмитрий Петрович быстрым шагом пошел вглубь конторы, а Виктор поспешил следом.
Путь оказался не близким, какими-то подземными переходами вышли на свежий воздух меж двух цехов, где штабелями лежали зеленые ящики, затем прошли через токарный цех и наконец Виктор увидел «родные» печи и резонно решил, что пришли.
За печами в самом дальнем углу огромного цеха обнаружилась жестяная кандейка, в которой, сидя на стуле нога на ногу, пожилой лет пятидесяти мужик, смотрел телевизор.
- Олег, вот тут этот, говорит термист с опытом работы, расспроси, он в теме или врет? – обратился к мужику Дмитрий Петрович.
Виктор сделал несколько глубоких вдохов и выдохов, дабы не ляпнуть чего лишнего. За годы работы он привык, что начальник всегда прав, как говорится: «ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак», но никогда ни один руководитель не позволял себе столь фамильярно обращаться к рабочему, который, если не по должности, то по возрасту старше тебя.
Олег, же не обращая внимания на подобные мелочи глянул на Виктора, пожевал губами и нехотя бросил:
- У-шестнадцать как калить будешь?
- Восемьсот на воду, отпуск в зависимости от необходимой твердости по техзаданию.
- Наш человек, бери, - кивнув, вынес вердикт Олег, возвращаясь к просмотру телепередачи.
- Бери, бери, - тихо буркнул мастер. – А ученика куда девать? Ладно, пусть начальство решает. Ало, Евгений Леонидович, у меня тут проблемка, вы где? Я в цеху. Хорошо, жду. – Отключив телефон, Дмитрий Петрович снизошел до пояснений. – Сейчас начальник цеха подойдет.
Виктор даже не удивился когда начальником цеха оказался «клон» мастера: хамоватый «пацан» лет двадцати – пяти и, естественно, златая цепь на дубе том…
- Что у тебя тут за проблема? – обратился он к мастеру.
- Да вот этот термистом к нам хочет.
- У нас же штат полный, - удивился Евгений Леонидович.
- С опытом работы, - пояснил Дмитрий Петрович.
- С опытом? Гм, это конечно хорошо… А ты его к Олегу водил? Может он только по бумажке термист?
- Водил, говорит брать надо.
- Да уж... И в самом деле проблема, - начальник цеха почесал бритый затылок. – Ладно, с учеником что-нибудь придумаем, - и уже Виктору, – иди, оформляйся, в кадры я позвоню.
- Так я у вас тут заблужусь, - осмелился подать голос Виктор.
- Олег занят? – спросил начальник цеха у мастера, получив отрицательный ответ, принял мудрое решение. – Пусть проводит…
Олег к поручению начальства отнесся с энтузиазмом и только они с Виктором остались наедине, завел беседу:
- Звать-то как?
- Виктор.
- Меня Олег…
- А по отчеству?
- Для тебя просто Олег, - отмахнулся мужик. – Ровесники почти, да и, если обратил внимание, отчества у нас не в чести. Ты где термистом работал?
- На тракторном.
- О, хорошо, - уважительно кивнул Олег. – Там хорошая «школа» была… Эх, такой завод угробили гниды.
- А у вас тут как? Что по работе, деньгам? – воспользовался моментом Виктор, дабы узнать более правдивую информацию, нежели та, что обычно выдают «вербовщики» из отдела кадров.
- Как тебе сказать? Как война началась, работы хватает, а насчет зарплаты: аванс две с половиной дальше сдельщина. Если работа сложная и ее много под полтинник выйдет, а в среднем двадцатку будешь получать.
- Понятно, как везде, - вздохнул Виктор.
- А ты думал, буржуи тебе переплатят? – грустно улыбнулся Олег. – Скажи спасибо, что завод до сих пор на металлолом не пустили.
- Слушай, мне показалось или мастер с начальником цеха не очень разбираются в термообработке?
- Да не в зуб ногой!..
Не смотря на то, что Виктору руководство недвусмысленно намекало о его профнепригодности, сопряженной с ленью и отсутствием «разумной инициативы», заявление об уходе это же руководство восприняло в штыки. Ему даже пришлось проявить характер и устроить небольшой, локальный скандал в кадрах. Как итог - черед две недели он, пройдя медкомиссию, вышел на новую работу.
В смену его ставил сам начальник цеха. Долго перекладывал бумажки, неразборчиво бормотал себе под нос и в итоге Виктору достались две дневные смены подряд.
- А чего это у вас, то есть у нас, начальник цеха работяг по сменам расставляет, а мастер на что? – поинтересовался Виктор у Олега.
- Так того мастера уж неделю как уволили, - хохотнул Олег. – Представляешь, этот полудурок умудрился наряд так закрыть за месяц, что получилось мы тридцать дней простаивали!
- Да ладно! – не поверил Виктор.
- Вот тебе и ладно. Мужики хотели ему морду набить, а пришлось Евгения Леонидовича от него оттаскивать, когда тот свою рассчетку увидел! Тут такой цирк был с конями… Ничего, свято место пусто не бывает, скоро другого такого же найдут.
Примерно через неделю опасения Виктора, что на заводе с некомпетентным начальством, творится бардак, развеялись. Рабочие и «младшие командиры» в процессе разбирались и производственный процесс шел непрерывно и без особых эксцессов.
- А что это за хрень? – поинтересовался Виктор у своего наставника на период испытательного срока, Максима, держа в руках замысловато выточенную железяку. – И как ее калить? Стенки разной толщины, лопнуть могут.
- Как калить покажу, - Максим достал из печи такую же деталь и сноровисто макнул один край в ванну с маслом, затем другой край и лишь потом погрузил целиком. – Запомнил? Если нет, еще раз покажу.
- Запомнил, - ответил Виктор и на практике продемонстрировал, что не врет. – А что это?
- Деталь.
- Понятно, что не булочка с изюмом, а от чего?
- Знаешь, Виктор, наша с тобой задача не допустить брака. А что это и для чего - это не наше дело, - Максим многозначительно посмотрел на Виктора и добавил. – Где оно там летает, кому башки отрывает, нас касаться не должно. Меньше знаешь, больше зарплата…
Конец
История основана на реальных событиях рассказанных автору одним из знакомых. Все имена и названия предприятий изменены с целью избежать обид, преследований и прочих неприятностей.
Читать другие посты автора - здесь
Читать "Проклятые земли" - здесь
Читать рассказ - Баргузин
Читать рассказ - Неосторожное письмо
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)! Если не нравится палец вниз!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).