Детство многих ребят в посёлке Красногорск, что под Ташкентом, проходило в ту пору, когда Советская прежде улица, превратилась в Mustaqillik ko’chasi, что в переводе означает улица Независимости.
Независимость проникала в посёлок, скрытый от посторонних холмами и гамма-фоном уранового рудника запоздало, но последовательно.
Надо сказать, до независимости в небольшом, исключительно советском посёлке (ибо построен в начале 1950-х), были взрослый и детский бассейны под открытым небом, стадион, площадка для баскетбола, теннисный корт, два спортзала не считая школьных, дом детского творчества с различными кружками от авиамоделирования до шахмат.
Имелась летняя эстрада, дом культуры и летний кинотеатр, музыкальная школа, санаторий «Профилакторий». Старшее поколение рассказывает о школе картинга. Чёрт возьми, имелся детский лагерь, для которого даже устроили озеро, перегородив плотиной небольшую речку. И хотя, при желании посёлок можно пройти пешком, ходили рейсовые автобусы. Оранжевые ПАЗики.
А вдоль прямой, как пропаганда улице Советской росли тополя.
Я не пытаюсь идеализировать, а просто перечисляю, так сказать, объекты инфраструктуры посёлка примерно на 12 - 15 тысяч жителей. Для сравнения, спорт комплекс Олимпийский в Москве ("Привет, Олимпийский!") вмещает 35000 человек! А тут маленький поселок среди холмов!
Почему-то, с приходом независимости, тополя на Советской один за другим срубили. Даже пеньки, метр в диаметре каждый, со временем исчезли. Перестали ходить и ПАЗики. Но матюгальники на столбах ещё некоторое время играли незамысловатый мотив перед началом футбольного матча местной команды. Да и музыка по праздникам ещё играла. Летний кинотеатр, выстроенный из досок сгорел, но это, очевидно, драматическое совпадение.
Зато появились мастерские по ремонту обуви. А раз востребован ремонт обуви, значит существуют проблемы с её покупкой. Справедливости ради отмечу, до независимости была одна мастерская. Но и магазинов было много.
На Советской стояли коттеджи с участками по шесть соток. И газ туда привозили в баллонах. А вот на улице Полетаева, в 3-х и 4-х этажных многоквартирных домах газ исчез полностью. Горячая вода поступала из газовых колонок, так что и ее не стало. Но это ещё не всё. Очередным всадником независимости стала почасовая подача воды. По два часа утром, в обед и вечером.
Через несколько лет газ вернули, но испортили памятник Герою Советского Союза и национальному герою Италии Фёдору Полетаеву.
В 2014-м году барельеф с мужественным воином замостили плиткой и назвали «Хотира майдони» (площадь памяти).
Какой конкретно памяти посвящена площадь - сказать затруднительно. Никаких символов, никаких напоминаний там не имелось. Абстрактная память в вакууме.
Утверждалось, что памятник находился в аварийном состоянии, но по сохранившемуся фрагменту слева, можно предположить, что плитку налепили стесав барельеф.
Каким-то образом об этом узнали в России. Власти Узбекистана пообещали восстановить, а вскоре сообщили о восстановлении памятника. Правда под видом «восстановления» на старом месте открыли, по сути, новый памятник, но и на том спасибо!
Отменяли в Узбекистане не только советские памятники. Ещё до 2014-го, в начале 2000-ных, я получал среднее-специальное образование в Ташкенте. И часто посещал училищную библиотеку. (Кстати, видимо тоже по случаю независимости, заведение изменило статус «Высшей школы» на «Колледж».)
Однажды библиотекарю понадобилась помощь. В книгах, изданных до 1991-го года, нужно было зачёркивать любые упоминания о Союзе. Прямо так, шариковыми ручками. Чернильной цензуре предавались аббревиатуры СССР, КПСС, вымарывались с форзацев упоминания Ордена Трудового Красного Знамени. Фамилия Ленин, само-собой подвергалась остракизму.
Это безумие длилось не долго. Примерно через неделю к училищу подкатила машина и книги отправились в пункт приёма макулатуры. Библиотека располагалась на втором этаже, окнами на площадку перед входом. В эти окна и полетели книги. Особо ловкие ребята умудрялись попадать сразу в кузов бортовухи.
Выбрасывались труды советских классиков, откуда то взявшийся «Капитал» Маркса. Летело в окно собрание сочинений Максима Горького. Последнему в Ташкенте особенно не везло!
Советская власть построила в столице Узбекистана метро. Одна станция называлась «Максим Горький». Но с приходом независимости станцию переименовали в «Буюк ипак йули» (Великий шелковый путь)
Торговля, безусловно, двигала прогресс. Однако какое отношение Шелковый путь имеет к метро, построенному «при Советах» понять невозможно.
Вот небольшие эпизоды отмены СССР в Узбекистане. И знаете, в этом контексте я задумался о Древнем Риме. Памятники того периода тщательно сохраняются. Ведутся работы, исследования. Мы помним о Древнем Риме. А вот Советский период вымарывается из памяти. В виде «торжества исторической справедливости», переименовываются улицы, сносятся памятники, подменяются смыслы. И более всего прискорбно, что Россия занимает в этом процессе ведущую роль.
И это не ностальгия. Разумеется, она тоже имеется. Но относится к другим вещам. Моя ностальгия - это незатейливый мотив позывных футбольного матча, «бурдюк» из порезанной камеры с водой для охлаждения двигателя у водителей тех самых оранжевых ПАЗиков. Тополя на Советской улице. Это ностальгия. А остальное - холодный анализ "было - стало". Перечитайте абзац об объектах инфраструктуры маленького посёлка. Это построили советские люди. А при желании почитайте, как живёт Красногорск сейчас.
На этом сегодня всё. По традиции прикрепляю наглядное изображение стран, о которых уже писал в этом путеводителе. Подписывайтесь на канал, если было интересно. Поддержите репостом, если понравилось. Делитесь соображениями в комментариях и берегите себя!
А вот еще что почитать!
#ссср #декоммунизация #памятник федору полетаеву #путешествие #узбекистан #поселок красногорск