Не секрет, что военная техника, чтобы оставаться современной на протяжении всего своего своего цикла, должна проходить модернизацию. Особенно это относится к боевой авиации, так как это наиболее наукоёмкий вид вооружения.
Постоянно идёт разработка новых РЛС, что позволяют обнаруживать врага на больших расстояниях, становятся всё менее чувствительны к помехам, позволяют наводить ракеты на все большее количество целей одновременно.
Дальность обнаружения противника - один из важнейших параметров для оценки боевой эффективности истребителя.
Один из важнейших параметров, влияющих на заметность самолёта и дальность обнаружения его радарами, является ЭПР - эффективная поверхность рассеивания. Зависимость снижения ЭПР по отношению к максимальной дальности обнаружения пропорциональна корню 4 степени. То есть, чем ниже ЭПР самолёт будет иметь, тем меньше дистанция, на которой его будет возможно обнаружить. Условно говоря, снижение ЭПР в 16 раз приведёт к тому, что максимальная дальность обнаружения самолёта снизится в 2 раза. Именно поэтому, к 5 поколению истребителей предъявляются требования малозаметности.
В качестве эталона для оценки возможностей РЛС мы возьмём ЭПР истребителя F-22 - наиболее грозного противника. Во многих научных работах, ЭПР F-22 считается примерно равной 0,5 м2.
Если МиГ-29 имеет ЭПР равную примерно 5 м2, то F-22 имеет ЭПР в 10 раз меньшую. На одном и том же радаре, МиГ-29 будет виден с расстояния, большего в 1,778 раза, чем F-22, что даёт преимущество истребителю 5 поколения.
Какие истребили имеются на вооружении ВКС и ВМФ России на 2022 год?
- Су-57 - 5 истребителей
- Су-35С - 97 истребителей
- Су-30 всех модификаций - 137 истребителей
- Су-27 всех модификаций - 119 истребителей
- МиГ-35 - 6 истребителей
- МиГ-29 всех модификаций - 97 истребителей
- МиГ-31 (за исключением ракетоносцев МиГ-31К) - 142 истребителя
- Палубные МиГ-29К всех модификаций - 23 истребителя
- Палубные Су-33 - 18 истребителей
Современная техника
Истребители Су-35С имеют имеют современные РЛС Н035 "Ирбис" с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), что способны обнаружить такой самолёт как F-22 на расстоянии 225 км.
Су-57 имеют ещё более современные РЛС Н036 "Белка" с активной ФАР. F-22 может быть обнаружен с дистанции в 335 км.
МиГ-31БМ - модификация до уровня которой сейчас модернизируют 150 машин МиГ-31, стоящих на вооружении ВС России. МиГ-31БМ оснащён РЛС с ПФАР Н007 "Заслон-АМ", что способна обнаружить F-22 с расстояния в 190 км.
Разумеется, МиГ-31 это дальний перехватчик, что не может вести манёвренный воздушный бой и обладает огромной ЭПР, что делает его очень заметным. Но в его арсенале есть ракеты Р-37М с дальностью пуска более чем 300 км. Это тяжёлые ракеты, от которых возможно и увернуться, но пуск нескольких таких ракет делает манёвр уклонения не такой простой задачей. Ракеты Р-37М также несут Су-57 и Су-35С.
Сейчас разрабатывается и новая ракета Р-77М, что будет обладать сверхманёвренностью, и дальностью пуска в 200 км.
То есть, Су-57, Су-35С и МиГ-31БМ способны обнаружить и поразить противника на расстоянии, превосходящем дальность пуска его ракет. Максимальная дальность ракет AIM-120D, чем вооружены F-22 и F-35 равна 180 км.
Отчасти это нивелирует преимущество истребителей 5 поколения в малозаметности перед такими машинами как Су-35С и МиГ-31БМ.
МиГ-35 планируется оснащать РЛС Н010 "Жук-АМ" с АФАР, что способна обнаруживать цель с ЭПР в 5 м2 на дистанции в 225 км. Но F-22 имеет ЭПР, что ниже в 10 раз - 0,5 м2. Таким образом, максимальная дальность обнаружения F-22 РЛС "Жук-АМ" составит 126 км - пропорционально корню 4 степени из 10 - в 1,778 раза меньше.
Установить на МиГ-35 РЛС Н035 "Ирбис", как на Су-35С, не представляется возможным, так как она имеет слишком большую массу для планера МиГ-35. Тем более, невозможна установка РЛС Н007 "Заслон-АМ" как на МиГ-31БМ.
Тем не менее, РЛС Н010 "Жук-АМ" позволит уверенно обнаруживать с дистанции более 200 км, новейшие модификации истребителей НАТО поколения 4+. Это последние модификации истребителей "Рафаль", "Еврофайтер Тайфун", F-15, F-16 и F-18. Именно они составляют основу парка истребителей стран НАТО.
В качестве лёгкого фронтового истребителя, МиГ-35 будет вполне достойным самолётом, сравнимым с истребителем "Рафаль".
Модернизация Су-30СМ
Су-30СМ имеет РЛС Н011 "Барс", что способна обнаружить F-22 c 80 км. По современным меркам этого явно недостаточно, поэтому в прошлом году была начата программа массовой модернизации парка Су-30СМ до уровня Су-30СМ2. Су-30СМ2 оснащён РЛС Н035 "Ирбис", как на Су-35С. Эта РЛС хорошо освоена в производстве и является вполне современной на данный момент. Дальность обнаружения F-22 возрастёт до 225 км. Как и будет возможность применения ракет Р-37М и будущей Р-77М.
Необходимость модернизации МиГ-29
Но в составе авиации ВКС и ВМФ России продолжают служить истребители МиГ-29. Большинство из них это старые машины, на замену которым идёт новая техника.
Однако, на вооружении ВКС России имеется 44 истребителя МиГ-29СМТ. Изначально, эти машины предназначались для ВВС Алжира, но контракт был расторгнут, и 28 истребителей вошли в состав ВВС России в 2009-2010 годах. До 2016 года было поставлено ещё 16 машин. То есть, самолёты ещё могут послужить.
Эти машины неплохи. Имеют стеклянную кабину с ЖК-экранами вместо стрелочных приборов. Устройство для дозаправки в воздухе. Новое радиопоглощающее покрытие, снижающее ЭПР самолёта. В боекомплекте есть новые ракеты РВВ-АЕ. Истребитель может применять ракеты "Воздух-Земля", благодаря модификации РЛС.
Но именно РЛС и является слабым местом МиГ-29СМТ. РЛС Н019МП "Топаз" имеет дальность обнаружения в 80 км для цели с ЭПР в 5 м2. Значит, цель с ЭПР в 0,5 м2, такая как F-22, будет обнаружена всего с 45 км, что явно недостаточно. А истребители "Рафаль", что обладают более мощными РЛС, также могут обнаружить МиГ-29СМТ на больших дистанциях, чем 80 км.
Следовательно, МиГ-29СМТ должны быть модернизированы путём установки РЛС Н010 "Жук-АМ" с АФАР, как новые МиГ-35, что позволит приблизить модернизированные МиГ-29СМТ к возможностям новых МиГ-35, что будут оснащаться этими РЛС.
В перспективе, также было бы хорошо установить новые РЛС и на МиГ-29К, что пока оснащены менее дальними "Жук-М" с щелевой антенной решёткой.
Модернизация РЛС за рубежом
В США и других странах эксплуатантах F-16 сейчас идёт программа их модернизации путём установки новых РЛС AN/APG-83 с АФАР. Данная РЛС позволяет обнаруживать цели с ЭПР в 3 м2 (значение ЭПР для МиГ-35 с вооружением) на дистанции в 150 км. Или 96 км для цели с ЭПР в 0,5 м2 (F-22 или Су-57).
На новые F-15EX ставят радары AN/APG-82(v)1 оснащённые АФАР, что способны обнаружить цель с ЭПР в 3 м2 на дистанции в 190 км, а цель с ЭПР в 0,5 м2 на дистанции в 122 км.
На последние модификации истребителей "Рафаль" ставятся РЛС RBE-2AA с АФАР, что могут обнаружить цель с ЭПР в 3 м2 на расстоянии в 132 км, а цель с ЭПР в 0,5 м2 на дистанции в 84 км.
В данный момент, истребители "Еврофайтер Тайфун" начали получать новые РЛС CAPTOR-E с АФАР. К 2023 году планируется поставить 110 таких РЛС для ВВС Германии. Согласно заявлениям разработчика этот радар может обнаруживать цели с ЭПР в 3 м2 на дистанции в 412 км, а для для целей с ЭПР 0,5 м2 на 265 км.
Как видно, в ВВС ведущих стран мира, параллельно с поставками новых, сейчас идёт массовая модернизация РЛС имеющихся истребителей. Это придаёт им возможности 5 поколения и существенно повышает их боевую эффективность. Россия также не должна отставать от своих потенциальных противников в вопросе поставок новых истребителей и модернизации имеющихся.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!