1962-1963 годы
СССР, Московская область
Только по дороге Москва — Симферополь в 1962-1963 годах в сутки проходило около 30 тысяч автомашин.
Среди них хватало машин, на которых ехали иностранцы.
При этом были нередки случаи, когда иностранцы отклонялись от маршрута или предлагали гражданам СССР подвезти их и использовали это для сбора информации через попутчиков.
Агент «Поленов», следуя на автомашине по трассе Москва - Симферополь, заметил, что в дипломатическую машину сели двое советских граждан. «Поленов» немедленно сообщил об этом оперативному сотруднику, по просьбе которого пост отдела безопасности движения остановил машину. Как выяснилось, в ней находились супруги Ганжук, работники режимного предприятия. После проверки супругов,об их беспечном поведении сотрудники КГБ сообщили на завод.
Большую помощь КГБ оказывали доверенные лица, которых приобретали среди шоферов такси, водителей и кондукторов автобусов, курсирующих на автомагистралях, продавцов магазинов, работников автозаправочных станций, больниц и т. д.
Доверенный Т. сообщил дежурному аппарата уполномоченного, что дипломатическая автомашина свернула с автомагистрали в сторону военного объекта. На ее розыск дежурный направил несколько комсомольцев из оперативного отряда. Машину, оказавшуюся американской, обнаружили в лесу, недалеко от военного объекта. Дипломаты грубо нарушили правила движения - проехали по дороге мимо знака, на котором было написано: «Проезд воспрещен». Непрошенных гостей выдворили из леса.
Доверенный Н. по телефону сообщил дежурному аппарата уполномоченного, что на 60-м километре автомагистрали Москва - Симферополь из автомашины, принадлежащей итальянцу, вышел советский гражданин. Его личность быстро установили. Это был работник режимного предприятия Авдюхин. О беспечности Авдюхина сообщили в партком предприятия, заводская газета написала о нем заметку.
Доверенный Д., работающий в одном из гастрономов гор. Подольска, сообщил, что в магазин зашел иностранный турист и спросил, есть ли в продаже сливочное масло. Ему предложили купить масло. Оказалось, что иностранец и не собирался его покупать. Под дружный смех местных жителей, находившихся в магазине, он сконфуженно удалился.
Доверенный Г. сообщил дежурному аппарата уполномоченного УКГБ, что недалеко от режимного объекта находится иностранная машина и что иностранцы кого-то разыскивают. Из оперативных работников на месте был только дежурный, поэтому для выяснения, зачем пожаловали иностранцы, и выдворения их с территории, проезд на которую им запрещён, были направлены на мотоцикле три комсомольца из оперативного отряда. Комсомольцы обнаружили иностранную автомашину недалеко от режимного объекта у дома некоего Супова. Иностранцы о чем-то беседовали с названным гражданином. Как выяснилось, машина принадлежала шведскому посольству. Комсомольцы-дружинники предложили иностранцам возвратиться па автомагистраль.
Из Второго главного управления Подольским чекистам сообщили, что в Подольск на автомашине приезжает объект разработки иностранец К. Первыми машину с указанным в оперативной ориентировкеномером заметили члены комсомольского оперативного отряда Губин и Киселев, которые сообщили дежурному аппарата уполномоченного УКГБ, что она (машина)остановилась на площади Ленина гор. Подольска, в ней два пассажира, один нз них вышел из машины, постоял около нее, озираясь, а затем быстро опустил в почтовый ящик письмо. Это письмо сотрудники КГБ своевременно изъяли.
Существенную помощь оказывали чекистам специальные группы, созданные по инициативе оперативных сотрудников на особо режимных предприятиях, расположенных вблизи автомагистралей, из коммунистов и комсомольцев в целях задержания иностранцев, проникающих в район объекта. Эти группы не раз пресекали попытки иностранцев проникнуть к режимным объектам.
Большую помощь в пресечении враждебных действий иностранцев оказывало население района, в котором расположен город Подольск.
Работница режимного предприятия Доморощина ожидала автобус, чтобы поехать домой. К автобусной остановке подъехала легковая автомашина. Один из пассажиров автомашины, как позднее выяснилось, дипломат, стал интересоваться военным объектом и попросил показать, как к нему удобнее проехать. Доморощина проживала неподалеку от этого объекта. Поняв, с кем имеет дело, она села в машину дипломата и показала совсем другое направление, так что иностранцы вместо режимного завода оказались у поста отдела безопасности движения. Там Доморощина вышла из машины и рассказала дежурному, чем интересуется дипломат. По просьбе сотрудников госбезопасности Доморощина выступила перед рабочими нескольких предприятий, рассказала им, как иностранный дипломат хотел выпытать у нее секретные сведения, и призвала трудящихся к бдительности.
(Источник: Л. Морозов, Е. Чеботков)