- Напоминаю вам о существовании моей авторской группы, посвященной культовому аниме: https://vk.com/renaissance_shiki; а также о том, что на дополнительном канале «Парадоксы отчаянного интеллигента»:
- Там я пишу эксклюзивные посты, которые вы можете прочитать, если подпишетесь на эти сообщества и будете следить за обновлением контента.
Каждый человек ищет для себя идеальную эпоху в широком смысле или годы, когда ему лично было хорошо. Обычно время, когда все было «зашибись», совпадает со временем детства и юности за редким исключением. В аниме тоже пишут об определенном отрезке времени, который можно было бы назвать «золотой эпохой». Здесь сразу надо оговориться, для множества русских зрителей (отаку, анимешников) таким периодом может быть десятилетие, не раньше 1990-ых, потому что только тогда в нашей стране стало появляться серьезное и сознательное увлечение японскими мультфильмами. Для самих японцев и части западных зрителей отсчет может начинаться еще с 60-ых годов.
В самой первой статье цикла об образцовом отаку я говорила о том, что представители поколения миллениалов являются ценителями аниме как никто другой, потому что как раз на их процесс взросления пришелся показ множества аниме, в том числе и на некоторых российских каналах. Это так называемые «нулевые» годы или первое десятилетие нового века. И этот период имеет свои особенности, как и для российского сегмента аниме, так и вообще для индустрии в целом. В этой статье мы их и разберем.
Напоминаю вам о существовании моей авторской группы, посвященной культовому аниме: https://vk.com/renaissance_shiki; а также о том, что на дополнительном канале «Парадоксы отчаянного интеллигента»:
Там я пишу эксклюзивные посты, которые вы можете прочитать, если подпишетесь на эти сообщества и будете следить за обновлением контента.
И на этом моменте самое время поставить дисклеймер. Я наверняка повторю тезисы, которые высказывались уже не раз, которые являются общеизвестными. Но я не могу их не повторить, потому что, во-первых, повторение известных истин не делает их хуже, а, во-вторых, того требует контекст моих размышлений. И, да, здесь будет щепотка ностальгии и слов о том, что «раньше-то делали с душой». Простите мне эти слабости.
Аниме «нулевых» подобно растущим миллениалам находилось на пересечении уже известных лекалов индустрии, построения сюжета и неизведанными темами с отсутствием жесткой урегулированности рынка. Поэтому, с одной стороны, аниме «нулевых» похоже на то, что выходит сейчас, а с другой стороны сохраняет черты старой школы, например, 1990-ых годов. Какое же оно, аниме «нулевых»?
Оно разнообразное, меняющееся, зачастую натуралистичное, реалистичное (прежде всего в рамках затрагиваемых тем и человеческих отношений), длинное и иногда даже тягучее. Аниме «нулевых» далеко не всегда ограничивалось 13-сериями, как это стало привычным сейчас. Оно составляло 24, 26 серий; свыше 30, иногда свыше 50, 60, 70. Пожалуй, пришло время назвать несколько моих любимых тайтлов, в свое время произведших на меня сильнейшие впечатление, да и сейчас ярко вспыхивающих в памяти. Проиллюстрирую прямо на примерах: «Блассрейтер» и «Нуар» (26 серий), «Тетрадь смерти» (37 серий), «Монстр» (74 серии), «Стальной алхимик» (2 версии: ранняя и моя любимая длится 51 серию, а поздняя более легкая версия и каноничная по манге 64 серии), «Когда плачут цикады», «Темный дворецкий» и «Код Гиас» идут несколько сезонов по 24 серии + несколько OVA, тесно связанных с основным сюжетом.
Отсюда вытекает вторая черта аниме «нулевых». Все вышеперечисленные произведения – это серьезные проработанные тайтлы, освещающие глубокие проблемы общества и истории, войн и справедливости. Я не прозвучу слишком пафосно, если скажу, что эти аниме – живая классика, монументальные истории. Сейчас, конечно, люди стали разнообразнее в своих интересах, опыте, и не все считают, что надо знать классику. Однако я не представляю, как можно понять природу аниме как вида искусства, если не посмотреть хотя бы несколько известных тайтлов «нулевых», не говоря уже о том, что неравнодушный отаку не должен себя ограничивать и в просмотре аниме десятилетий прошлого века. Ведь именно из аниме двухтысячных годов мы привыкли к тому, за что так полюбили японскую анимацию и что редко можно встретить в зарубежном и отечественном кинематографе.
Речь идет о смаковании сцен и погружение в образ и историю персонажей (что стало возможным именно из-за длительности аниме или нескольких сезонов). Некоторые подростки сейчас или напротив, люди старшего возраста утверждают, будто бы аниме сложно смотреть из-за медленного темпа и непонятной речи героев. Но вся штука в том, что надо внутренне принять эти условности и суметь разглядеть в аниме именно глубины сюжета, драму персонажей и оседлать войну саспенса, который в некоторых аниме прекрасно работает, несмотря на несовершенства графики и особенностей контекста, который иногда понимается трудно русским зрителем. Отличные сюжеты + харизматичные сложные персонажи – это третья особенность аниме «нулевых», хотя имеет место для более ранних и, наоборот, свежих тайтлов. Впрочем, миллениалы запомнили лучшие образцы аниме именно из «нулевых».
Впрочем, это не значит, что аниме «двухтысячных» всегда было на высоте и россияне по умолчанию должны любить именно это десятилетие в японской анимации. Все, конечно, несколько сложнее, и разговор об этих сложностях мы продолжим в следующем эссе.