20 июля 1969 г. командир экипажа “Аполлон-11” Нил Армстронг и его пилот Базз Олдрин посадили свой корабль на Луне. Астронавты совершили выход на поверхность спутника Земли. Первым человеком на Луне стал Нил Армстронг, Базз Олдрин присоединился к нему для прогулки по Луне через 15 минут. Конечно, это было знаковым событием для всего человечества. BBC по телевидению освещало высадку астронавтов на Луну под только вышедшую тогда песню британского певца Дэвида Боуи “Space Oddity” (Космическая странность). Команде, занимавшейся этим репортажем, забыли передать, что песня запрещена BBC к выходу в эфир, они очень рисковали. Ведь если бы с Армстронгом и Олдрином пошло что-то не так, их решение включить песню выглядело бы ужасным.
А дело всё в том, что песня “Space Oddity” о вымышленном персонаже майоре Томе, который совершает выход в открытый космос. Сначала всё идёт очень хорошо, но потом из-за технических неполадок он оказывается затерянным в бескрайних глубинах космоса. Дэвид Боуи так комментировал этот нюанс в интервью журналу Performing Songwriter в 2003 г.:
“В Англии всегда считалось, что она была написана о высадке в космос, потому что она стала известна примерно в то же время. Но на самом деле это не так. Она была написана после просмотра фильма "2001", который показался мне потрясающим. Я был не в себе, я был под кайфом, когда ходил на него, несколько раз, и это было для меня настоящим откровением. Это заставило песню течь. Ее подхватило британское телевидение и использовало в качестве фоновой музыки для самого приземления. Я уверен, что на самом деле они вовсе не слушали текст песни (смеется). Не очень-то приятно было сопоставлять его с высадкой на Луну. Конечно, я был очень рад, что они это сделали. Очевидно, кто-то из сотрудников BBC сказал: "О, ну тогда точно эта космическая песня, майор Том, бла-бла-бла, это будет здорово". Но он застрянет в космосе, сэр". Ни у кого не хватило духу сказать это продюсеру.”
Считается, что продюсер Дэвида Боуи посчитал хорошим ходом выпустить сингл о космосе прямо перед первым полётом на луну. Однако этот ход наоборот не позволил песне сразу же подняться на вершины хит-парадов. Ведь BBC в страхе "накликать беду" на находящихся в космосе американских астронавтов запретили песню на телевидении и радио до тех пор, пока вся команда космонавтов благополучно не вернулась на Землю. Из-за этого "Space Oddity" около 2ух недель после выхода не имела ротации на важнейшем для раскрутки канале в то время - радио.
Сам факт полёта человека на Луну на написание песни не повлиял. А вот вышедший на экраны в 1968 г. фильм Стенли Кубрика “Космическая Одиссея 2001” имеет непосредственное отношение к “Space Oddity”. Даже название песни (которое, кстати, в самом тексте не используется) отсылает нас к фильму, ведь на английском он называется “Space Odyssey”.
Вообще Дэвид Боуи – это отдельная вселенная! У него было несколько альтер-эго. Пожалуй, майора Тома можно назвать первопроходцем. После него были Ziggy Stardust, Aladdin Sane, Halloween Jack и Худой Белый Герцог. Всеми этими личностями Дэвид Боуи был на протяжении некоторых периодов своей карьеры. Однако майором Томом Боуи не был, он придумал его как персонаж для своих песен. После того, как в песне “Space Oddity” майор Том улетает в открытый космос, в песне 1980 г. “Ashes to Ashes” мы узнаём, что он жив, стал наркоманом, пристрастившись к райскому наркотику.
Забавно, что персонаж майор Том продолжил свою жизнь и в творчестве других музыкантов. Так в песне Петера Шиллинга поётся, что майор Том жив и возвращается в космос. Из кавер-версии на эту песню на французском языке нам удаётся узнать, что на Землю он раздумал возвращаться, т.к. боится ядерной войны. В 2003 г. коллектив K.I.A. рассказал историю с точки зрения оставшейся на Земле жены майора Тома в песне “Mrs. Major Tom”. Она даже отправилась в космос на поиски мужа в 2018 г. с лёгкой руки скрипачки из Перми.
По другой же версии музыкантов майор Том всё-таки погиб в космосе. Его “последнее послание из космоса перед смертью” можно услышать во вступлении к песне техасской пост-хардкор группы At the Drive-In “Cosmonaut”. Наверное, самый достоверный исход событий мы можем почерпнуть из произведений создателя персонажа. В 2015 г. у Дэвида Боуи вышел последний альбом. В клипе на песню “Blackstar” с этого альбома женщина с хвостом находит тело погибшего астронавта. Жители планеты совершают оккультный обряд, используя череп астронавта, инкрустированный драгоценностями, в то время как кости погибшего улетают в звёздное затмение. Думаю, можно расценивать это как официальную концовку истории майора Тома. Также майор Том упоминается в песнях “Rocket” группы Def Leppard, “Apple of Sodom” Мэрилина Мэнсона и многих других.
Но вернёмся к оригиналу всё-таки. В тексте есть интересные моменты. Так, например, фраза контрольного пункта “And the papers want to know whose shirt you wear” (перевод: газеты хотят знать, в какую футболку вы сейчас одеты). Выражение "whose shirt you wear" на английском жаргоне обозначает "за какую футбольную команду вы болеете?". Мысль здесь такова: если вы смогли попасть в космос, значит ваше мнение о футболе имеет значение.
В музыкальном плане в песне тоже есть интересные моменты. Сессионный музыкант Херби Флауэрс, сыгравший на басу, называл “Space Oddity” “странной гибридной песней”. Действительно намешано в звуке там много чего. Дэвид Боуи хотел соединить звучание настоящих струн и Меллотрона. Меллотрон – это электромеханический клавишный инструмент, предшественник цифровых семплеров. В 60-70-х годах использовался музыкантами как замена полноценному оркестру. Управляться с этим чудом техники музыканты Боуи не могли, пришлось специально пригласить клавишника Рика Уэйкмана для этой цели. Он так же купил маленький стилофон за 7 шиллингов в магазинчике на углу. Стилофон – это изобретение британского энтузиаста, по легенде случайно появившееся, когда изобретатель ремонтировал игрушечное электропианино своей племянницы. Из стилофона звуки извлекаются путём прикосновения стилуса к “клавишам” (статичным металлическим плаcтинам), а высота звука меняется в зависимости от сопротивления резисторов. В 1968 г. компания Dubreq начала массовое производство стилофонов и прилично вложилась в рекламную кампанию. С Дэвидом Боуи был также заключён договор, по которому несколько песен он должен был записать с использованием стилофона. Это было сделано в песне “Space Oddity”. Позже Дэвид признавался, что он жутко намучился с этим чудо-инструментом, но договор исполнил. Я не знаю, сколько ему заплатила компания Dubreq, но своим сессионным музыкантам, присутствующим на записи “Space Oddity”, он заплатил всего по 9 фунтов каждому. Помимо басиста Херби Флауэрса и клавишника Рика Уэйкмана это были Мик Уэйн (гитара) и Терри Кокс (барабаны).
Звучание стилофона можно услышать здесь:
Одному музыканту Дэвид Боуи вообще не заплатил ни копейки. Речь о самом гитаристе и музыкальном мозге группы Led Zeppelin Джимми Пейдже. Он сам рассказывал журналу Uncut в июне 2008 года:
"Я играл на его пластинках, вы знали об этом? На его самых ранних записях, когда он был Davy Jones & The Lower Third. На записях Шела Талми. Я могу вспомнить две отдельные сессии, на которых я с ним играл. Он сказал в каком-то интервью, что на одной из этих сессий я показал ему эти аккорды, которые он использовал в "Space Oddity" - но он сказал: "Не говори Джиму, он может подать на меня в суд". Ха-ха!"
Ранняя версия “Space Oddity” звучит в исполнении Дэвида Боуи в рекламном фильме “Love You Till Tuesday”, который был снят в 1969 году для демонстрации талантов Боуи. Там Дэвид Боуи выступает в роли астронавта, режисёр Малкольм Дж. Томсон. Кроме этого было ещё 2 видео. Следующее появилось в 1972 году, в нём Мик Рок снял Боуи, исполняющего песню под акустическую гитару в окружении предметов для управления полетами. Рок снимал многие клипы Боуи в это время; он также снял "Life On Mars?" и "The Jean Genie". Третью версию Боуи снял с Дэвидом Маллетом в 1979 году для эфира в новогоднем шоу "Will Kenny Everett Ever Make It To 1980?", режиссером которого был Маллет. Для этого видео Боуи записал новую версию песни с известнейшим кино-композитором Хансом Циммером на фортепиано.
Посмотрим вариант Мика Рока:
В 2013 году появилась версия песни “Space Oddity”, которую сам Дэвид Боуи назвал "возможно, самой пронзительной версией песни из когда-либо созданных". Речь идёт об исполнении канадским астронавтом Крисом Хэдфилдом на борту международной космической станции Мир. Кстати, это был ещё и интересный случай с точки зрения авторского права, т.к. породил много вопросов как трактовать юрисдикцию космического пространства для заключения каких-либо договоров. Из-за этого видео даже на какое-то время из сети исчезало, но всё уладили и в 2014 г. оно вернулось окончательно, набрав на текущий момент уже более 50 млн просмотров. Слова немного изменены, сами посмотрите:
В 2018 г. SpaceX Илона Маска был отправлен на Марс. По сути это выглядело как личный автомобиль Маска Tesla Roadster с надписью на борту "Don't Panic", в багажнике автомобиля - собрание сочинений Айзека Азимова, в салоне - манекен астронавта. На астронавта были надеты наушники, а в них играло что? Верно, "Space Oddity"! Ирония в том, что корабль отклонился от курса и вместо Марса астронавт улетит куда-то в бесконечность космоса. А ведь майор Том нашего времени получился!
Какая длинная статья получилась сегодня! Потому что творчество Дэвида Боуи - это целая глава в истории музыки. На протяжении 50 лет своей карьеры он во многом был первопроходцем, пробовал себя в различных жанрах музыки и очень смело менял свои образы, за что его прозвали "хамелеоном рок-музыки". Песня "Space Oddity" на мой взгляд одно из самых его красивых и проникновенных произведений.
Несомненно стоит ещё написать (а вам почитать) про другие произведения Дэвида Боуи. Например, "Under Pressure", которую он выпустил совместно с Queen.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить. А ещё с понедельника запускаю новую рубрику. До встречи!
#дэвид боуи #major tom #рок-музыка #история песни #популярная музыка