Найти тему

"Русская колея", строительство железных дорог или "частные миры" русской истории

Автор - к.и.н. В. Н. Макарова, Национальный музей Республики Башкортостан (Уфа)

1 часть

Владимир Ильич Березин

Строительство железных дорог в конце XIX веке становится очень важным стратегическим делом в Российской Империи, требовавшем высокой организации четкого и профессионального исполнения поставленных задач. С этой целью в 1865 г. было создано Министерство путей сообщения.

В истории строительства железных дорог в России между 1865 и 1896 гг. особое место занимает имя известного инженера-мостостроителя Владимира Ильича Березина. В истории его семьи есть малоизвестные, пока уфимские страницы и связаны они с началом грандиозных работ по сооружению Самаро-Златоустовской железной дороги в 1886 г.

После долгих обсуждений 6 января 1885 г. император Александр III утвердил решение о строительстве Самаро-Уфимской железной дороги – начального этапа будущего великого Транссиба. Стратегическая магистраль строилась казной, руководил работами выдающийся инженер К. Я. Михайловский, «строитель Александровского моста через Волгу» у Сызрани, благодаря которому и появилась возможность прокладывать стальной путь на восток, в Сибирь и далее к Тихому океану.

С весны 1886 г. проводились работы, а в сентябре 1888 г. было открыто движение до Уфы. Затем сразу началось возведение железнодорожного пути через Уральские горы до Златоуста (1890 г.), к 1892 г. построили участок до Миасса и Челябинска. Важнейшая Самаро-Златоустовская магистраль, длиной свыше 1 тыс. вёрст, открыла выход в Зауралье и Западную Сибирь. На её протяжении были возведены два больших моста через реки Белую и Уфу, выполнены сложнейшие работы в горной местности.

Хотя прокладкой магистрали руководило Министерство путей сообщения, но собственных строительных структур у МПС не имелось, нанимались подрядчики и уже они непосредственно занимались всеми работами под надзором инженеров-путейцев. Основным подрядчиком по строительству Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевская) железной дороги стал статский советник Владимир Ильич Березин (1841–1900).

Владимир Ильич Березин (1841–1900)
Владимир Ильич Березин (1841–1900)

В 1864 г. с отличием окончив Николаевскую инженерную Академию, он получает назначение на работу преподавателем математики и строительной механики при Военно-инженерном училище этой Академии (1868). Свои теоретические знания он применил при строительстве моста через Днепр (1868-1870), что на линии Курск-Киев, затем принял участие в конкурсе проектировщиков Литейного моста в Петербурге, построил его (1871-1872). В 1875 г. перешел на службу в МПС, став руководителем частного общества Оренбургской железной дороги. Здесь судьба свела его с выдающимся инженером путей сообщения Н. А. Белелюбским, запроектировавшим для этого общества уникальный мост через Волгу у Сызрани, за который вместе с другими строителями был награжден орденом Св. Владимира 4 ст. Приказом от 27 ноября 1880 г. министра путей сообщения К. Н. Посьета и «отставной инженер полковник Березин производится в коллежские советники, с зачислением по Министерству путей сообщения в число инженеров путей сообщения».

В последующие годы он возводил мост через Днепр у Екатеринослава (Днепропетровск). В 1884 г. удостоен звания статского советника. В 1886 г. уволился из службы путей сообщения и стал частным предпринимателем. Построил мосты через Десну и Сож на стратегической линии Брянск-Гомель. Затем, на Уфимско-Златоустовской железной дороге возводил мосты через реки Белую (1888) и Уфу (1889). Творческий союз между такими корифеями мостостроения, как Н. А. Белелюбский, К. Я. Михайловский, В. И. Березин и Е. К. Кнорре, долгое время оставался весьма плодотворным, они вместе созидали еще два десятилетия.

Государство направило огромные средства. Строительство участка Самара (Кинель) – Уфа обошлось казне в 23,8 млн руб. (в среднем по 52,6 тыс. руб. на версту). На линию Уфа – Златоуст ушло почти в 19 млн руб. (53,4 тыс. руб. на версту), на участок от Златоуста до Челябинска затратили около 6 млн руб. Для производства работ по подрядам требовалось проведение финансовых операций. В Уфе имелось отделение одного из крупнейших в Империи частного Волжско-Камского коммерческого банка (далее ВККБ). Этот банк создал широкую сеть филиалов по всей Европейской России, предоставлял широкий набор финансовых услуг. В 1886 г. В. И. Березин открывает текущий счёт № 219 в Уфимском отделении ВККБ.

При возведении мостов использовался, так называемый, «кессонный метод» инженеров Кнорре и Березина, который окрестили «Русским способом». Инженер Березин наладил прогрессивную технологию сборки пролетов на берегу, на подмостках. Недалеко от города прокладывалась ветка, где готовились секции для конструкций «сибирских мостов». Так было и в Уфе. Они приобрели название мастерских Березина. В справочной литературе за 1895 г. представлено даже две фабрики на имя Березина: Железоделательная по мостовой части 132.370 п., пар. 16 с. (на имя Вас. Ил. Березина) и механическая фабрика, на имя Влад. Ил. Березина. Как следует из нарративных источников того времени, знаменитый Березин отовсюду пригласил большое количество наемных рабочих для осуществления производства.

Открывшаяся Камская контора оказалась недостаточной – такой солидный заказ выполнял неутомимый предприниматель. Для сооружения мостов требовались огромное количество инструментов и технических средств: лебедки, домкраты, шестерни, зубчатые колеса, полиспасты, поршни паровых цилиндров и прочие части машин, а также и целые машины. В 1886-1887 г. был заказан и получен пароход в 35 лошадиных сил, весьма экономный, свободно идущий на быстром течении при 60 000 пудах груза в трех положениях. Проработавший беспрерывно в течение 6 месяцев, не требовал наличного ремонта. Вся эта техника заказывалась на заводе Бенке и К, в Самаре. При строительстве Сибирских мостов заказы на мостовые фермы размещались на Воткинском заводе. Сборка конструкций осуществлялась прямо на заводском дворе в узлы, которые можно было перевезти до места назначения, а окончательная сборка проводилась уже на месте. Сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все они были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе

Около десяти лет жизни В. И. Березина связано с Уфой. Результатом строительной и предпринимательской деятельности, его наследием стал большой железнодорожный мост через реку Белую, который был торжественно открыт 8 сентября 1888 г. лично министром путей сообщения. Генерал-адъютант К. Н. Посьет подчеркнул важность события: «Россия будет объята стальным поясом от Варшавы до Иркутска». Посьет также обращал внимание, что сооружение железной дороги от Самары до Уфы, «этого первого звена в будущем сибирском рельсовом пути, представляет ту особенность, что материалы для её постройки – железо, рельсы, цемент, подвижной состав, – всё, без исключения, – русское».

В воскресенье 11 сентября 1888 г. в городской Думе после молебна состоялся праздничный завтрак, среди здравиц был поднят тост за строителя моста через Белую инженера Владимира Ильича Березина, редактор уфимской газеты Н. А. Гурвич при этом отметил, «что мост этот приезжали смотреть иностранные инженеры, так как он составляет последнее слово науки».

В. И. Березин был хорошо известен уфимцам, входил в состав местной элиты, но в общественной жизни города принимал не очень заметное участие. Лишь в конце уфимского периода, на 1896 г. действительный статский советник Владимир Ильич Березин избирается почётным членом Губернского попечительства детских приютов, одной из главных благотворительных организаций Уфы, которую возглавлял сам губернатор.

Для проживания в Уфе В. И. Березин выбрал один из самых престижных и удобных районов города, сняв жильё в доме купца 1-й гильдии Василия Николаевича Суслина по улице Большой Казанской (ныне Окт. революции), номер семь. Дом этот находился буквально в двух шагах от главной городской Верхне-Торговой площади, недалеко от пересечения с улицей Телеграфной (совр. Цюрупы).

Последующие пять лет Березин провел на первом участке Великого Сибирского пути, где вместе с инженером Г. М. Будаговым строил мосты через Тобол у Кургана, Ишим у Петропавловска, Иртыш у Омска и Обь у Новониколаевска, ныне Новосибирск (1893-1899). В 1896 г. ушел в отставку и поселился в Ялте.

2 часть

Ольга Михайловна Соловьева

В Уфу В. И. Березин приехал не один. Как раз в 1886 г. его гражданской женой стала Ольга Михайловна Соловьёва (1865–1935), будущая хозяйка крымского курорта Суук-Су. Можно предположить, что семейство не постоянно находилось в Уфе. Строительные работы велись в то время в течение пяти тёплых месяцев, в остальное время года В. И. Березин, мог путешествовать по России, ездить за границу. Возможно тогда и появилась мысль об устройстве курорта в теплом климате империи.

Они поселились в Крыму, в Ялте, где в 1895 г. купили дом на Боткинской, 2, а через два года приобрели у баронессы М. А. Шеппинг за 47 тыс. руб. участок земли на берегу моря в Гурзуфе. Затем у татар прикупили ещё несколько соседних владений и начали строительство курорта, названного по имени протекавшей маленькой речки Суук-Су (холодная река). Попытки сделать Гурзуф модным доходным курортом в 1880-е гг. предпринял еще П. И. Губонин, известный русский промышленник и железнодорожный строитель. Вскоре «Гурзуф становится как бы летней резиденцией Москвы.

Опытный инженер В. И. Березин в 1898–1900 гг. вдоль шоссе Гурзуф – Суук-Су возводит четыре дачи, старая дача «Орлиное гнездо», существовавшая с конца XVIII в., находилась ниже к морю. При участии знаменитого архитектора Н. П. Краснова, начинается реализация широкомасштабных планов. Однако, в 1900 г., в самый разгар работ, во время операции от рака в Парижской клинике В. И. Березин скончался. Похоронен в имении Суук-Су. Для этого на высоком холме возвели склеп-часовню. Проект семейной усыпальницы также был разработан Н. П. Красновым.

Семейная усыпальница в имении Суук-Су сооружена по проекту арх.  Н. П. Краснова
Семейная усыпальница в имении Суук-Су сооружена по проекту арх. Н. П. Краснова

Ольга Михайловна, унаследовавшая многомиллионное состояние, продолжила идею создания курорта в Крыму. В немалой степени осуществлению подобного предприятия способствовал уже практически решенный вопрос» о проведении Южнобережной железной дороги, которая должна была создать большой приток туристов и уменьшение железнодорожного тарифа.

Один из лучших крымских курортов «Суук-Су», торжественно открылся в 1903 году, а в 1913 году был награжден золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге. Выступая в 1915 г. в Петербурге на съезде по «Улучшению отечественных лечебных местностей», Ольга Михайловна изложила свои идеи. «Пожалуй нигде так ярко не выразилась наша слепота и наше упорное преклонение перед «иноземным», как в вопросах о курортах… " Поэтому все, что она создавала в своих здравницах базировалось на лучшем опыте, но было отечественным.

Общий вид имения «Суук-Су». Открытка начала XX в.
Общий вид имения «Суук-Су». Открытка начала XX в.

К 1913 г. курорт принимал 300 человек. «Суук-Су был настоящим чудом "Русской Ривьеры". Роскошное здание курзала и казино, которое должно было стать русским Монте-Карло, несколько благоустроенных дач, разбит прекрасный парк, который насчитывал более 320 разных видов экзотических деревьев. От казино до берега моря террасами шел молодой тогда еще, ухоженный парк.

Парк имения «Суук-Су». Открытка начала XX в.
Парк имения «Суук-Су». Открытка начала XX в.

На модном курорте «Суук-Су» отдыхали аристократы, дворяне, представители привилегированных семейств. Популярным был оркестр, которым дирижировал итальянец Федерико Паладино. На модном курорте «Суук-Су» отдыхали аристократы, дворяне, представители привилегированных семейств. Здесь бывали А. П. Чехов, А. И. Куприн, Ф. И. Шаляпин (которому О. М. Соловьева уступила Пушкинскую скалу), В. И. Суриков (принимавший участие в росписи дворца), А. Н. Скрябин, А. Д. Вяльцева, многие знаменитые деятели русской культуры, аристократия и крупные государственные чиновники Российской империи. В 1914 году в «Суук-Су» нанес визит российский император Николай Второй, остался весьма доволен.

«Красавица Березина», так называл ее писатель И. А. Бунин, не пыталась развеять всевозможные мифы о своей жизни и происхождении. В семейном кругу осталось предание, как на Пасху 1886 года в Севилье Ольга Михайловна получила первый приз за красоту и после корриды бросила кучу золотых монет тореадору. Общалась она со всеми со своей обычной непринужденностью, сознавая свое собственное положение и репутацию.

К. А. Коровин. Портрет О. М. Соловьевой. 1900-е гг.
К. А. Коровин. Портрет О. М. Соловьевой. 1900-е гг.

Как пишет в своих воспоминаниях дочь Ф. И. Шаляпина – Лидия: «Ольга Михайловна вела курорт твердой рукой и светлым разумом. А ведь нелегко это было: несколько гостиниц, большое Казино, громадный парк, неисчислимый штат служащих и т.д. Везде она поспевала, всюду был ее хозяйский глаз, во всем был порядок и благоустройство. Когда и как она все это успевала – непостижимо».

Имя О. М. Соловьёвой не раз встречается на страницах переписки между А. П. Чеховым, его сестрой и женой, а также в переписке Чехова с его деловыми корреспондентами. В 1900 г. знаменитый драматург сообщал в письме: «Вчера я был в Гурзуфе, обедал у той очень красивой (такой красивой, что даже страшно) дамы, с которой познакомила нас m-me Бонье».

Соловьева Ольга Михайловна славилась своей благотворительностью. Она выделила несколько тысяч рублей на содержание земской школы в Гурзуфе, 10 тыс рублей на строительство санатория «Яузлар» в Ялте для чахоточных больных. Разумеется, Соловьева была польщена знакомством со знаменитым писателем и охотно пожертвовала значительную сумму ялтинскому благотворительному Обществу. Таким образом, в начале 1902 г., Чехов и писатель и врач С. Я. Елпатьевский за 10 тысяч рублей одна из них была получена от Л. Н. Толстого и пять от О. М. Соловьевой построят санаторий «Яузлар» на 45 коек. По завещанию В. И. Березина с 1901 г. стала выплачиваться стипендия его имени талантливым, но нуждающимся студентам Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Деньги поступали в виде 4% от неприкосновенного капитала в 8000 руб.

В 1907 году Соловьева О. М. числится в «Списке, имеющих право участвовать в выборах уполномоченных Алуштинского городского управления». В Алуште ей принадлежали земли в приморской зоне, вплоть до имения миллионера Стахеева Николая Дмитриевича. Дача Соловьевой «Орлиное гнездо» в Алуште находилась на месте современного кафе «Красный мак».

В 1917 году Соловьева О. М. продала часть своего недвижимого имущества Пинхусу Изковичу Махлису – виллу «Модерн», в которой сегодня располагается краеведческий музей Алушты, а также участок земли площадью около 7 десятин – Лее Штейнгольц, жене доктора Штейнгольца, которому принадлежала дача «Буюрнус».

В сентябре 1917 года ялтинская купчиха Соловьева Ольга Михайловна подарила Еврейскому благотворительному обществу Алушты участок земли, который «должен быть обращен лишь на просветительские нужды Общества».

В ноябре 1920 года Соловьева О. М. с дочерью Ксенией и ее мужем эмигрировали из Ялты, как и десятки тысяч представителей русского народа, белой гвардии, интеллигенции, дворянских семей, купечества. Имение «Суук-Су» было национализировано, в 20-х годах в нем размещался санаторий ВЦИК для партийной элиты. В 1937 году Суук-Су вошло в состав пионерского лагеря «Артек».

После 1917 г. реализованный грандиозный проект создания передового для того времени курорта Суук-Су Березиных-Соловьевых на окраине Гурзуфа пережил и упадок, и возрождение. Своеобразным продолжением идеи стало возникновение в советскую эпоху по-соседству знаменитого детского лагеря Артек, в состав которого в 1936 г. вошёл Суук-Су. Сначала он служил для отдыха высокопоставленных государственных лиц, а в 1937 г. его передали в состав здравницы юных – Артека, как санаторий «Лазурный».

Такова история предпринимателей, которые благодаря средствам и неуемному стремлению к созидательной деятельности смогли оставить след в разных областях деятельности – от путей сообщения до создания совершенно новой для страны индустрии досуга и отдыха.