Найти тему
Белая Орхидея

Мутное прошлое гранёного стакана

Оглавление

Что определяет качество бриллианта, хрусталя или изделия из обычного стекла? Их чистота и прозрачность. Любой изъян, и изделие теряет
в цене, а вещица с заводским дефектом может даже стать смертельно опасной для владельца стеклянной посуды.
Но об этом чуточку позже.

Как оказалось, в истории происхождения гранёного стакана -
столько мутных пятен, что пора бы провести собственное расследование
и разобраться, насколько многогранна жизнь стакана и так ли чиста и прозрачна репутация этой, казалось бы, незамысловатой посудины из стекла.

Почти все источники о гранёном стакане указывают на скульптора Мухину, автора знаменитого символа советской власти - гигантских
фигур Рабочего и Колхозницы в Москве. И я была уверена, что выражение
"ходить под мухой" обыграно фамилией Веры Игнатьевны😄

Однако не всё так просто оказалось в мутном прошлом гранёной ёмкости, которая начала своё существование как... достакан - деревянные дощечки плотно притирали друг к другу, связывали кольцом и потом из них пили. Стакан, только из дерева. А название заимствовано из тюркского языка. Слово tostakan обозначает "пиала" - чашка для питья, которая не имеет ручки.

Непривычный для современного слуха термин встречается в русской грамоте аж за 1356 год. Это времена Ивана Даниловича Калиты, князя Московского, Владимирского и Новгородского, праправнука Александра Невского.

Потом летопись о житии-бытии Стакана Достакановича не велась,
что явилось значительным упущением.

Целых 250 лет забвения!

И вот стакан неожиданным образом появился не где-нибудь, а на полотне "Завтрак" раннего Веласкеса. Это была вторая работа начинающего Мастера после его "Музыкального трио". И слева внизу мы видим гранёный стакан с вином. Это был первый выход стеклянной посудины
в свет.

Диего Веласкес, "Завтрак", ок. 1617 век, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Диего Веласкес, "Завтрак", ок. 1617 век, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Европе XVII века вовсю экспериментировали со стеклом - меняли цвет, прозрачность, искали дешёвые способы выпуска посуды из материала, который валялся в прямом смысле под ногами - из песка. И, видимо, кто-то из умельцев-стеклодувов выдул стакан необычной формы или вручную огранил обычный круглый толстостенный стакан.

Получилась оригинальная - для того времени - вещица, которая обладала полезными качествами. Гранёный стакан не разбивался с высоты 1 метра и оставался на месте в отличии от круглого, который вечно закатывался под шкафы, стулья, столы или разлетался на осколки. А, судя по скудной трапезе, старик и два плутоватых на вид молодых человека ужинают в дешёвой таверне. Значит, стакан на полотне Веласкеса изготовлен уже методом штамповки - дёшево и сердито😄

* * *

Россия ничуть не уступала Европе.

Пётр I из первого же своего посещения заграницы привёз к нам столько новшеств, что только работай! Да и спецы заморские приглашены были, чтобы технологиям современным обучать. Ну, а наши умельцы подхватывали и соображали быстро, изобретали смело, внедряли споро.

И вот однажды стеклодув Ефим Смолин из стольного града Владимира преподнёс императору Петру необычный подарок.

- Прими в дар, Пётр Ляксеич! - с низким поклоном Смолин обратился
к царю. - Не обессудь! Стакан, мною сделанный. Такому стакану битому
не быть - грань не дозволяет. Опробуй, царь-батюшка!

Ефим Смолин второй раз низко поклонился царю и сделал шаг назад.

- Таки битому не быть? - с лукавинкой в глазах спросил стеклодува Пётр I.

- Не быть! - решительно ответил Смолин.

Пётр I взял в руки стакан необычной формы и с интересом рассматривал диковинку.

- А ну-ка! Водки налей! - Пётр I обратился к своему денщику, стоявшему чуть поодаль.

Из погреба принесли графин запотевшей водки и налили в стакан.
В воздухе разлился нежный аромат полыни, на которой настаивали напиток.

Пётр I залпом выпил водку.

- Хороша... - с чувством протянул он и вытер усы тыльной стороной ладони.

- Стакану быть! - произнёс государь и с высоты своего роста маханул стакан оземь. Стакан разлетелся на мелкие осколки.

Толпа присутствующих ахнула. Взгляды устремились сначала на побледневшего Смолина, затем на царя - что-то сейчас последует?
Ведь стеклодув уверял, что стакан не бьётся.

По лицу Петра I ничего не было ясно - гневается государь или нет. Казалось, все перестали дышать...

- Стакану быть! - произнёс царь во второй раз, рассмеялся, подошёл
к ошалевшему Ефиму Смолину и обнял мастера за плечи. - Для флота российского великая нужность в стакане том. Стакан осанист. И по руке впору. А о крепости стекольного матерьяла на досуге подумай. Уважь царя!

На глазах владимирского стеклодува выступили слёзы - радость сменила страх и стыд, что перед царём так опростоволосился.

- Подумаем, Пётр Ляксеич! Знамо дело, подумаем! Узнаем, почему эта чертеняка разбилась! - постоянно кланяясь и улыбаясь от счастья сквозь слёзы, Ефим Смолин пятился к выходу. Поскорее бы с глаз царёвых долой и - домой, в родной Владимир.

Вот такая легенда-быль о происхождении гранёного стакана бытует среди историков. И якобы именно после этого случая появилась традиция бить стаканы в процессе застолья - мол, удачу приносит!

-2

Вот только стакан хоть и был гранёным, форму имел не привычную нам,
а в виде стопки на ножке. Как, например, в коллекции Банного корпуса
в Петергофе (на фотографиях ниже).

На первых двух фото - гранёные стаканы для морских путешествий с утяжелённым основанием. Столы для судов делали наподобие бильярдных - с планкой по периметру. Стаканы скользили по ним во время качки, но не падали. На третьем фото - гранёный стакан-стопка для обычных застолий.

На втором плане - стопки с крышкой для горячих алкогольных напитков (грог, пунш, глинтвейн), чтобы не остывали, или для сладких ликёров, чтобы осы не докучали. Вся стеклянная посуда изготовлена на российских заводах.

Начиная с 1713 года, в России случился настоящий бум на гранёные стаканы. Первые партии выпускались для нужд флота. Позже, когда наши стеклодувы применили метод штамповки, гранёные стаканы из-за своей дешевизны заполонили трактиры, кабаки и тому подобные питейные заведения.

Ну, а для богатых людей особо даровитые мастера изготовляли настоящие шедевры. Конец XVIII - начало XIX веков стали для гранёного российского стакана эпохой его взлёта не только как товара для народа, но и как высоко художественного направления в изготовлении декоративной посуды.

А ещё мы переплюнули Европу и изобрели...

Впрочем, об этом я напишу в следующей статье. Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ

Статьи, которые вам будут интересны👇

Пара добрых слов об Аракчееве - жду шквал тапок в свой адрес
Белая Орхидея6 ноября 2021
О самом таинственном предмете нашего мира
Белая Орхидея14 августа 2021

#история россии #история европы #интересный факт #посуда ручной работы #шедевры живописи

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!