Найти в Дзене
Правила жизни

Поймай меня, если сможешь: почему из музеев так часто воруют шедевры

Оглавление

Каждый год из музеев пропадают десятки экспонатов, и статистика по количеству раскрытых преступлений неутешительна: всего 1,5%. Среди стран, где процветает черный рынок искусства, называют Китай, Россию и Бразилию. Разбираемся, почему бороться с ворами в музеях не так легко.

Некоторые примеры пропавшего искусства заслуживают отдельного фильма или романа — наподобие «Щегла» Донны Тарт. В краже «Моны Лизы» 1911 года подозревали даже Пикассо (настоящим вором оказался нанятый для остекления картин сотрудник музея).

Две из четырех версий «Крика» Эдварда Мунка украли в 1994 и 2004 годах: первую работу нашли, когда похититель запросил миллион долларов, вторую — при нераскрытых обстоятельствах.

А кражей века считается ограбление музея Кюнстхал в Роттердаме в 2012 году: за три минуты грабители вынесли семь картин, купленных на пике рынка за суммы от $6 до 15 млн. Среди них — Пикассо, Фрейд и Гоген. Преступников поймали, но работы не нашли — мать  одного из грабителей утверждает, что сожгла полотна.

Так почему украсть предметы искусства так легко?

На это есть несколько причин.

  • Для каждой новой выставки нужна новая система охраны, и это стоит немалых денег.
  • Досмотр на входе в музей часто носит формальный характер: музейные охранники редко просят вывернуть содержимое сумки или обыскивают посетителей.
  • Ежегодно через музеи проходят миллионы посетителей, и предсказать поведение каждого из них невозможно.
  • Работы современных художников защитить крайне сложно, потому что такое искусство требует вовлечения зрителя.
  • Картины страхуют, как правило, только на период перемещения — из-за высокой стоимости страховки.

В целом, система безопасности любого музея ограничивается лишь фантазией руководителя и количеством средств — новые технологии в сфере охранного оборудования, как и в других сферах, появляются едва ли не каждый день, а их стоимость может достигать десятков и сотен миллионов рублей. Например, даже из этого небольшого перечня 2007 года, рассказывающего о системах охраны в нескольких крупных арт-институциях — от парижского Лувра до Музея исламского искусства в Катаре, — видно, что все крупные музеи по-разному подходят к вопросу безопасности, и никакой единой эффективной системы нет.

Понравилась статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на Правила жизни.

#музей #искусство #коллекционирование #картины #шедевры #живопись #кража