Найти в Дзене
Правда или Миф

Сожённая вечность...(часть 2)

Находка оказалась действительно очень интересной и неоднозначной. Город имел в плане кольцевую форму около 170 метров в диаметре. Он был окружён глубоким рвом, над которым возвышался первый ряд стен с четырьмя входами, ориентированными по сторонам света. С внутренней стороны кольцевая стена служила одновременно задней стеной пристроенных к ней жилищ, всего их оказалось 35. Каждый "дом" был рассчитан на большую семью и занимал от 50 до 300 квадратных метров площади. За стенами этих "домов" шла улица вокруг всего комплекса, а за ней - ещё одна стена, к внутренней части которой тоже были пристроены дома. Центр города занимала площадь в 450 квадратных метров, на ней, вероятно, как на греческой агоре, собирались горожане. За второй ряд стен вёл только один вход, но от площади расходились радиальные "улицы", отделявшие постройки друг друга. Стены были сделаны из плотно пригнанных брёвен, между которыми находилась начинка из глины, снаружи они были обделаны высушенными на солнце кирпичами. Внешняя стена была пяти метров в высоту и в толщину, внутренняя - семи метров в высоту и трёх в толщину. В городе имелась своего рода канализация: по кругу за внутренней стеной была прокопана радиальная канава, которая соединялась с внешним рвом, - таким образом, нечистоты выводились за пределы города. За внутренней стеной находилось ещё 20 жилищ и общественных построек. Интересно, что все жилища города имели собственный колодец, а многие были оснащены ещё и металлургической печью. Жители Аркаима разработали собственный метод плавки металла. Они соединили плавильню с колодцем жаропрочной трубой, по которой в печь подавался холодный воздух и создавал необходимый для получения высокой температуры перепад давления. Колодезная труба таким образом заменяла людям меха для нагнетания огня. Аналогичная труба, но не соединённая с печью, выполняла в домах роль хладагента - она вела в древний холодильник, где хранились продукты. Верхняя часть города находилась выше, чем нижняя, поэтому прямо по крышам нижнего города была проложена широкая улица, соединённая со входом в верхний город. Она была вымощена кирпичом. В нижнем городе в основном жил ремесленный люд - кузнецы, литейщики, варщики бронзы, гончары, плотники, строители, оружейники, шорники, ткачи и т.п. Жители Аркаима изготавливали мебель, обрабатывали кожу, вырезали сакральные фигурки, делали изукрашенную свастиками и геометрическими узорами посуду, а также собирали колесницы - как говорят учёные, это были первые в мире колесницы. Одни археологи и предполагают, что у них были поля вокруг города, где выращивали сельскохозяйственные культуры, и луга, где пасли стада животных. Другие - что Аркаим был чисто ремесленным центром, но его снабжали продуктами жители небольших деревень, расположенных вокруг. При опасности люди и животные тут же укрывались за неприступными стенами. Цитаделью, вероятно, служил верхний город. Если врага не удавалось отбить и он проникал за первую стену, атаку отражали из верхнего города. Нижний город становился своего рода западней, из которой было не так просто выбраться. Враг пытался пробиться в верхний город через единственные ворота и оказывался зажатым между двумя рядами защитников. Учитывая, что Аркаим просуществовал около трёх столетий, такой способ обороны себя оправдал. И он был характерен не только для жителей Аркаима, но и для других укреплений "страны городов". Специалисты считают, что все кольцевые укрепления "страны городов" строились не стихийно, а по изначальному плану. Некоторые связывают саму структуру укреплений с устройством авестийского вара - глинобитной крепости для всего живого. Добрый бог Ахура Мазда советовал первочеловеку Йиме сделать вар так: "В переднем круге сделай девять проходов, в среднем - шесть, во внутреннем - три. В проходы переднего круга принеси семя тысячи мужчин и женщин, среднего - шестисот, внутреннего - трехсот. Сгони их в Вар дверью-окном, освещающимся изнутри". Это радиальная структура, как во многих укреплениях "страны городов". И хоть в Аркаиме два кольца, а не три, общий принцип понятен.