Все сильнее в литературе 19-20 веков звучали мотивы городских настроений, однако город можно увидеть по-разному. Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными. Наиболее правдоподобными кажутся картины обрисованные поэтами в своих произведениях. Образ Петербурга нередко становился воодушевленным образом в произведениях многих известных авторов, однако у истоков этой поры стоял А.С. Пушкин. Юность Пушкина прошла в этом городе, основные периоды жизни Пушкина начиная от времен учебы в Императорском Царскосельском лицее и заканчивая свои последние годы жизни.
Атмосфера города
Творчество А.C Пушкина неразрывной нитью связано с градом Петра, а в некоторых стихах и прозе незримым силуэтом. Но иначе и быть не могло, как уже говорилось писатель провел свои детские и юношеские годы в этом городе, разумеется он не мог не уделить внимания данному городу. Первые впечатления поэта о блистательной столице, куда он приехал поступать в Царскосельский Лицей в 1811 году, нашли отражение в стихотворении «Городок». Стихотворение «Городок» относится к лицейской лирике Пушкина и полностью передает характер и черты данного периода, а именно-дружеское послание.
Образ в глазах читателя
Продолжая аналитику образа Санкт-Петербурга можно сказать, что не один А.С Пушкин описывал город, многие другие писатели также описывали картину града Петра. Об этом и пойдет речь в данной части. Прежде всего, упоминая город того времени и произведения, связанные с ним, первое что приходит на ум-это конечно же, Н.В Гоголь и его сборник «Петербургские повести». Однако прочитав данный цикл, можно заметить, что Гоголь оценивает Петербург явно более критично и мрачно, нежели Пушкин. Однако можно провести линию схожести описания города у Пушкина и Гоголя. Этот контраст хорошо прослеживается между повестью Пушкина «Медный всадник» и самим циклом «Петербургские повести». Эта самая схожесть заключается в том, что «маленький человек» в данном городе погибает, его ничего не ждет кроме смерти. В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.
Проанализировав образ города 19 столетия у любого человека появится свое мнение, будь оно положительное или же отрицательное, однако игнорирования быть не может, а значит город оставит впечатления у любого человека. Прочитав несколько произведений разных авторов, таких как Пушкин, Достоевский, Гоголь, я могу выразить свою определенную точку зрения по поводу значимости проблематики и самого образа. Лично для меня-Петербург — это город высоких возможностей, постоянно пирующих светских людей. С другой же стороны монеты город раскрывается как мрачный и жестокий правитель, где маленький человек не может выжить. Определенно данная проблематика власти и самовластия носила и будет носить в себе смысл, ведь все человечество и его взаимоотношения построены на государстве, разумеется данная проблема будет отражается всегда, независимо от времени, будь это 19 век или же 21 век. Возвращаясь к собственному мнению, я могу сказать лишь то, что оно исключительно субъективно, так как общество того времени явно требовало своих доработок, несмотря на то что и 19 век считается веком расцвета многих человеческих качеств. Однако данная эпоха заслуживает внимания любого человека из современного мира. Город того времени создает незаменимую атмосферу для каждого человека, это и прекрасная архитектура, век написания величайших произведений, ведущих и в современном мире, а также история, как отслеживаемый путь человечества на пути к эволюции.
Заключение
Подводя итог по проделанному исследованию можно сделать несколько выводов на основании выше сказанного:
1.Петербург стал первостепенной темой в русской литературе XVIII-XIX, что полностью подтверждает существование гипотезы о том, что град Петра действительно интересовал писателей.
2.Писатели XVIII-XIX придали новые характерные черты образу.
3.Различие между картинами изображения образа Санкт-Петербурга, но при всех различиях Петербург воспринимается писателями как сердце русской культуры.
4.Двуликость города, привлекающая своей красотой архитектура и отталкивающие проблемы общества 19 столетия.