«Старый дом» — клуб, неразрывно связанный с историей группы “Король и шут”. Это заведение могло бы стать культовым, как и сама группа, но слишком быстро закрылось.
Фактами, байками и личными впечатлениями об этом месте специально Для журнала «Артист» поделился обозреватель Рок-справочника по Петербургу (Rock-Guide.Ru) Роман Кадулин.
Группу КОРОЛЬ И ШУТ знают все, о роли клуба ТАМТАМ в истории этого коллектива тоже слышали многие. А с каким ещё питерским клубом неразрывно связана судьба музыкантов КИШ?
Чтобы это знать, нужно было либо пристально следить за их интервью, либо быть знатоком рок-заведений Северной столицы. Узнать обо всех рок-местах Петербурга можно благодаря виртуальному справочнику «Рок-гид», вот его страничка в «Дзене: . А про «Старый дом» рассказываем прямо здесь.
Итак, клуб «Старый дом» работал в Петербурге с 2003 по 2005 год в здании гостиницы «Полюстрово» (пр. Металлистов, 115) и, как можно догадаться, был напрямую связан с группой КОРОЛЬ И ШУТ. Место закрылось из-за финансовых трудностей, однако оставило неизгладимый след на карте неформального Питера, в судьбе музыкантов, близких, фанатов коллектива, а также в душе остальных его посетителей.
Группа обеспечивала создание соответствующей атмосферы в заведении, а за коммерческую составляющую отвечал директор КИШ Александр Гордеев. Кроме того, музыканты «Короля и шута» использовали помещение и аппарат заведения в качестве реп. базы. Стены были оформлены фирменными рисунками Андрея Князева, видео процесса не так давно он выкладывал на своём YouTube-канале.
Князь расписывает стены, видео:
Перед открытием «Старого дома» администрация заведения разместила в Сети забавное объявлении о сборе гильотин (можно б/у, в рабочем состоянии), виселиц, топоров, сундуков, черепушек, дедушкиных челюстей, электрических стульев и тому подобной тематической утвари для создания декораций в клубе.
«Старый дом» вмещал около 700 человек и был на тот момент если не самым большим рок-клубом в городе, то точно одним из.
Местный репертуар даже сейчас мог бы удивить любого искушённого тусовщика: такие названия как ЧИЖ & Co, КОРОЛЬ И ШУТ, КУКРЫНИКСЫ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ и АЛИСА перемежались в афише с хардкор-фестами, где участвовали герои глубочайшего андеграунда.
Бывали здесь и заграничные гости: британские панки Gold Blade, финские хардкорщики SCALPING SCREEN. Последние выступали в рамках безумного мероприятия TATTOO METAL FEST, проходившего около 6 лет на разных рок-площадках Питера, в том числе и в «Старом доме». Этот фест был чем-то вроде конкурса красоты для мастеров и любителей тату, пирсинга и всяческих боди-модификаций. А чтобы зрителям было ещё веселее, между конкурсами была шоу программа с подвешиваниями и прочими около-БДСМ практиками и, конечно, музыкальная часть с самыми разными представителями тяжёлой сцены, творящих в диапазоне от готик-метала до порнограйнда.
«Старый дом» стал первым рок-клубом, где мне довелось побывать. Мне было тогда лет 14, и я уходил на рок-фестивали на целый день в гордом одиночестве. Слушал у сцены всех подряд, и если уж совсем становилось скучно, уходил отсиживаться до следующей группы. На этом мероприятии скучно почти не было. Особенно впечатлила белорусская команда ТТ-34, которая позже зазвучала в саундтреке к «Ночному дозору». Их грув-метал хит со скоростным речитативом, в который они превратили безобидное стихотворение «Дом, который построил Джек», мне запомнился больше всех увиденных там стриптизов и связываний вместе взятых.
В другой раз я пошёл в «Старый дом» на концерт группы АГАТА КРИСТИ в 2003 году. Играли они какую-то программу из хитов. По сравнению с TATTOO METAL FEST-ом, где можно было вдоволь прыгать в слэме, бегать или, зевая, слоняться по залу, на «Агате» здесь можно было только стоять — как вкопанному. Помню, как поднял руки, чтобы похлопать и смог опустить их только через несколько песен. На концерт я специально надел гады с металлическими вставками и правильно сделал, разве что это не защитило меня от некой дамы, умудрившейся надеть на это мероприятие «шпильки», наступив мне на ботинок, она содрала с него кожу до самой блестящей вставки. Очередь в гардероб после выступления братьев Самойловых была настолько большой и «неповоротливой», что я успел, стоя в ней, почти целиком посмотреть фильм «Дом большой мамочки», транслировавшийся на плазменных панелях, развешанных по клубу.
Концерт Агаты:
Если кому-то сложно представить масштаб популярности АГАТЫ КРИСТИ в те времена, скажу так: уже через полгода я шёл на презентацию их альбома «Триллер» в ДС «ЮБИЛЕЙНЫЙ»! Да и в целом не припомню я больше клубных концертов этой группы в Питере.
Также в клубе проходили отборочные туры легендарного фестиваля ОКНА ОТКРОЙ!
При подготовке статьи нашёл забавный перечень правил того, что разрешалось и запрещалось правилами заведения:
«В «Старом доме» позволено всё, кроме нижеперечисленного: нельзя размножаться, индульгировать, делать паровозика, звать ихтиандра, упираться рогом, бычить, спекулировать артефактами; топоры, мечи, томагавки и камни с души нужно сдавать на входе».
Если я не ошибаюсь, что-то из этого было прописано прямо на билетах.
Интересные факты о клубе:
В Интернете можно прочитать, что на открытии площадки присутствовал режиссёр Алексей Балабанов. Он тогда общался с Михаилом Горшенёвым и приглашал его на одну из ролей в своей картине «Американец», которая так и не вышла. Однако никаких фото Балабанова с этого события в свободном доступе не найти.
Точно известно, что здесь снимали эпизод с выступлением группы АЛИСА для клипа «Небо славян»:
Михаил Горшенёв в интервью говорил, что познакомился со своей будущей женой Ольгой в «Старом доме», прямо после концерта «Короля и шута». Однако Ольга на самом концерте не была. Она случайно встретила Горшка, приехав сюда на рабочую встречу, и попросила у него автограф для брата, который как раз был фанатом КИШ.
Однако и до открытия «Старого дома» в здании на пр. Металлистов, 115 вокруг него в рок-среде ходили всевозможные легенды, так как здесь находилась реп. точка группы АУКЦЫОН. Вот, например, Олег Гаркуша вспоминает подготовку к одному из перформансов его группы:
Согласно ещё одной легенде, больше похожей на анекдот, в ту пору тут могла появиться и база группы АКВАРИУМ, однако Борис Гребенщиков со товарищи не выдержали того, как сильно было накурено коллегами из АУКЦЫОНА в кулуарах, и продолжили поиск подходящего места.
Материал подготовлен при поддержке Интернет-справочника по рок-местам Петербурга — Rock-Guide. Специально для журнала «Артист».
Пишите в комментарии: какие ещё места СПБ, связанные с историей «Короля и шута», вам известны?
Журнал «Артист» в Телеграме – подписывайся! Релизы, новости и много еще интересного контента!