Попасть на показ студенческих работ в Академию художеств можно всего два раза в год. Майскую «подачу» посетила Вера Врубель, прошлась по мастерским, осмотрела сад, конюшню, секретный двор с котиками и узнала, чем Академия похожа на Хогвартс.
Читайте наш репортаж с экскурсии — уверены, вы захотите сами побывать в этих стенах.
Что скрывают сфинксы
Ректор Академии художеств Семён Михайловский как-то сказал: «Мы не мертвое учреждение с двумя сфинксами на входе, мы — живой организм». Эта фраза завалилась в мою память и настойчиво влекла меня в Академию. Выставки, музей и парадные залы мне доводилось видеть, но вот по закулисью поблуждать никогда не приходилось.
Миссия — украшать Петербург
Выпускники и преподаватели Академии уже третий век не только создают произведения искусств, но и ваяют облик самого Петербурга. «Академии долженствует заниматься проектами украшения столиц и городов», многие важные общественные объекты — дело рук ее воспитанников. Педагоги и ученики Академии участвовали в возведении и оформлении Казанского собора, к примеру. А в ее мозаичной мастерской созданы едва ли не все мозаичные панно станций петербургского метро — и так далее, бесконечно.
Императорская Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры
Академию художеств учредил Сенат 6 ноября 1757 года по инициативе Ломоносова и Шувалова. Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал учеников и подарил Академии личную художественную коллекцию, положив начало библиотеке и музею. Екатерина II наделила Академию статусом Императорской и начала строительство каменного здания на берегу Невы.
Немного Хогвартс
Художников собирались растить с младых ногтей — с 6–8 лет. Довольно скоро стало ясно, что разумнее набирать уже подростков из числа тех, кто демонстрирует таланты. Воспитанники жили, учились и проводили свободное время в самой Академии. Тут же проживали профессура и президенты. До сего дня сохранилось ощущение обжитого пространства и уюта. Уютный дворец, не парадокс ли!
Впечатление средневекового университета не покидает, когда идешь по бесконечным коридорам. Амфитеатр учебного зала «анатомички», дубовые скамьи «любимого конференц-зала Туровского», старинная кованая лестница. Бережное отношение к истории позволило сохранить многие артефакты — к примеру, в библиотеке есть фрагменты знаменитого «амосовского отопления» XIX века. Здесь нет эрмитажного лоска и позолоты, но чувствуется что-то правдивое о нашем городе.
Мастерские
Осторожно заглядываем в мастерские. Где-то идет подготовка к «подаче», на полу разложены работы студентов, преподаватель стоит на возвышении и указкой формирует развеску вернисажа. Атмосфера рабочая без официоза. Нам везет: в коридоре натыкаемся на Сергея Коваля, хранителя мемориальной мастерской художника Андрея Мыльникова. Сергей Григорьевич показывает нам не только мастерскую, но и дубовую лестницу потрясающей сохранности.
Прокрадываемся в «кабинет анатомии» — аудиторию, где рисуют черепа и косточки. Нас не выгоняют и даже разрешают фотографировать! Невероятно дружелюбные и увлеченные своим делом люди.
Город в городе
Сегодня в структуре Академии четыре факультета с учебными мастерскими, научная и учебная библиотеки, Итальянский выставочный зал, музей, лекторий, литейный двор, мозаичная и скульптурные мастерские, типография, домовая церковь, конюшни. Академия издает научные журналы, проводит симпозиумы и конференции и занимает целый квартал — от Невы до Большого проспекта Васильевского острова между третьей и четвертой линиями.
Здание Академии
Архитектурная модель дает ясное представление о замысле архитектора Валлен-Деламота. Огромное здание он вписал в прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, в центре спланировал круглый двор диаметром 55 метров. Он обычно закрыт для посещения, но мне удалось там немного пройтись. Двор полностью оккупирован упитанными котиками!
В угловых частях здания Валлен-Деламот спроектировал четыре световых дворика. По сторонам всех пяти дворов — основные учебные и жилые помещения, объединенные коридорами. Парадные залы выстроены в анфиладу вдоль главного фасада с окнами на Неву. Здание претерпело немало изменений, но все изначальные замыслы архитектора сохранены.
Конюшни во дворе Академии
Позади Академии есть сад, где гуляют лошади и пони. Они позируют студентам, снимаются в кино, катают детей и взрослых. Живут лошадки в конюшне, которая находится тут же, в саду.
В здании конюшни раньше был павильон батальной мастерской, построенный еще в XIX веке, где студенты Академии писали лошадей с натуры. В советское время в здании были склады, а в 1990-е преподаватель Владимир Загонек помог Ксении Долецкой — бывшей студентке, подвижнице и энтузиастке — возродить конюшни. Ксения спасла коня-пенсионера от бойни, и у Академии снова появилась живая лошадь-модель.
Конюшня быстро стала центром притяжения всего Васильевского острова. Ксения кормит лошадей за свой счет, в конюшне помогают волонтеры. Говорят, у Ксении еще есть восемь кошек и кабанчик!
Как попасть в Академию художеств?
— Дни открытых дверей проходят дважды в год, в конце мая и в январе. На них можно увидеть подачи студенческих работ. Это очень интересно!
О просмотрах: rah.ru/education/akademicheskie-prosmotry-i-zashchity-vypusknykh-kvalifikatsionnykh-rabot
— Выставки в Итальянском зале на первом этаже проходят со вторника по субботу, с 11:00 до 18:00, вход свободный.
— Домовая церковь св. великомученицы Екатерины открыта ежедневно с 13:00 до 17:00.
— Музей Академии: artsacademymuseum.org/branches/nauchno-issledovatelskii-muzei. Можно заказать экскурсию в составе группы или индивидуальный тур. Среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00, четверг — с 12:00 до 20:00, кассы закрываются на час раньше.
Моим проводником по Академии стал Семён Некрасов, который еще учится в Академии на последнем курсе на факультете истории искусств. Семён Ильич обожает свою alma mater и готов увлеченно рассказывать о ней часами. Огромная благодарность за потрясающую экскурсию)
— Конюшни и парк во дворе Академии открыты круглый год (в будни с 11:00 до 18:00). С середины июня лошадки уезжают в деревню на каникулы, вернутся осенью.