На берегу могучей реки Енисей в Красноярском крае стоит красивый поселок Предивинск. Возник он как судостроительная верфь и подчинялся «Севморпути». Много лет предивинцы строили баржи, катера, плавучие пассажирские пристани, дебаркадеры.
В суровые годы Великой Отечественной войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и мужчины, оставленные по брони. В работу включились все – от малого до старого. Трудовые будни школьников совмещались строго по расписанию с учёбой. А в школе иногда и тетрадей не было, писали на газетах. Темные чернила изготавливали из коры деревьев, а красные из свеклы.
Помимо учебных занятий школьники заготавливали дрова для школы, для общественных зданий. В лес ходили пешком, за несколько километров, поблизости лес уже был вырублен. Старшеклассники валили деревья, сучья обрубали, младшие пилили деревья на чурки, на дрова кололи, укладывали в большие сани, перевязывали веревкой. Везти нагруженные доверху дровами сани, особенно по глубокому снегу, было очень тяжело. Морозы стояли -40°, а то и -43°, -47°. Холод от застывшего Енисея, то туман, то пронизывающий до костей ветер. Дети не злились, не плакали, понимали - время такое.
Во время перерывов разводили костер, в котелке кипятили чай, заваривали Иван-чай, шиповник, сушеную ботву моркови. Делились друг с другом, что у кого было.
Летом - осенью детей отправляли на прополку и уборку овощей в небольшое подсобное хозяйство и в Красногорский совхоз в 10-12 километрах. Подростков туда переплавляли в основном на лодках на веслах. Енисей широкий, быстрое течение - страху натерпелись!
Осень в Сибири коротка, а потому на погрузку овощей и картофеля в баржи присылали женщин из Красноярска. Под их руководством школьники сортировали, укладывали в ящики и мешки капусту, огурцы, морковь, свеклу, лук, картошку. Всё это грузили в трюмы барж, а потом сплавляли по Енисею в Норильск, Дудинку, Игарку, в Мурманск.
До самой глубокой осени убирали картофель в деревне Симоновка. Там работали с ночевками в амбаре, кто на полу, кто на нарах. В военные годы школьники выращивали табак. Осенью листья табака сушили и сдавали на заготовительный пункт. А оттуда везли в город Канск на табачную фабрику, там его перерабатывали в махорку и отправляли на фронт.
Дети помогали мамам вязать носки, рукавицы, шарфы для отправки на фронт. Клали в посылки кедровые орешки, рисунки со стихами, со словами, что любят наших защитников, верят и ждут Победу над врагом.
Как-то учительница начальных классов Валентина Георгиевна Бугаева, молодая, красивая, белокурая, очень добрая, зашла в класс, поприветствовала детей и отошла к окну. Она, молча смотрела куда-то вдаль, и глаза её были наполнены слезами. Все притихли, в классе стояла необычная тишина. Наконец она подошла к своему столу, вытерла слезы и тихо сказала: «Милые мои ребята, меня призывают в армию с отправкой на Дальний Восток». Ученики соскочили со своих мест и кинулись к ней, окружили её, обнимали, плакали вместе с ней. С Дальнего Востока до начала войны с Японией Валентина Георгиевна писала письма своим ученикам, а однажды прислала им засушенную морскую звезду. Сколько было восторга! В школе был «Красный уголок», и эту звезду поместили туда.
Письма от Валентины Георгиевны стали приходить реже, а потом их совсем не стало. О дальнейшей судьбе своей первой учительницы дети так и не узнали. Но память о ней сохранили.
Учителя, как могли, отвлекали детей от тягот войны, когда было голодно, холодно, когда не было ни только теплой, а вообще какой-либо мало-мальски приличной детской одежды и обуви. Это были не просто учителя, а учителя с большой буквы, учителя от Бога. Они любили свою профессию, детей и помогали им не только учиться, но и своей любовью согревали и помогали жить и выживать.
Во время войны в Предивинск привезли эвакуированных и ссыльных из Ленинграда, Поволжья и других мест. Это были русские, немцы, эстонцы, финны и даже несколько японцев. Среди них было много образованных, интеллигентных людей. Кто-то стал работать в школе, кто в больнице, кто в детсаде.
С приходом новых учителей, число кружков увеличилось. Добавились хор, струнно-музыкальный, военно-спортивный и другие кружки.
Хор был замечательный! В далеком поселке, в лесной глуши на берегу Енисея ставили спектакли на военно-патриотические темы. Со своими концертами художественной самодеятельности ученики ходили зимой на лыжах по дальним деревням с ночевками. Их там радостно встречали, аплодировали и еще кормили.
В классах проводили политинформации. Слушали сводки от «Совинформбюро», читали газеты «Правда», «Красноярский рабочий», районную газету «Маяк коммунизма». Готовили доклады, например, о блокаде Ленинграда. Тогда зимой 1941-1942 годов не только в Сибири, но и в европейской части страны стояли сорокаградусные морозы. Ленинград был в кольце жесточайшей блокады, жители города гибли от голода, холода, бомбежек. Дети Сибири сопереживали им так искренне, как это могут только дети.
Несмотря на трудности того времени, в школах всегда проводили Новогодние вечера. Сами готовили костюмы, маски, игрушки на ёлку и устраивали бал-маскарад с обязательным чаепитием. Дети успевали еще покататься на лыжах, санках и коньках.
Кроме школы, общественных работ, учебы, кружков, нужно было помочь родителям. А работы было так много, как всё успевали? Очень уставали, постоянно хотелось есть. Но всё пережили, все перетерпели!
Все выпускники, кто хотел, кто мог, ехали в город учиться. Успешно сдавали экзамены и поступали, кто в институт, кто в техникум, кто в училище.