Продолжаем разговор. :) Спасибо всем за добрые слова - очень приятно читать комментарии.
Предыдущий рассказ тут:
Рассказ о бароне Клодте стал водоразделом между рассказом о коллекции из века XVIII и предстоящим обзором о художниках века XIX.
Когда мы только вошли в этот зал и я увидела вот эту картину ниже - листайте, там есть изображение без бликов, - то сразу вспомнила фамилию "Венецианов". Он изображал крестьянок в таких головных уборах. Повспоминала школу, урок литературы, где надо было написать сочинение по картине... И промахнулась. :) Оказалось, что автор этого полотна неизвестен. А называется просто: "Две ткачихи". Картина создана в первой половине XIX века. Коллеги-рукодельницы. :) Какой огромный челнок держит тётенька.
Но интуиция сработала правильно: картины Алексея Гавриловича Венецианова висят совсем рядом. Правда, надо присмотреться. :) "Два крестьянских мальчика со змеем" размером всего 20,5 на 16 сантиметров - немного больше ладошки. Я сначала никак не могла понять: где змея-то?! Я потом разглядела, что ребята мастерят воздушного змея. Запустят и будут смотреть в небо... Листайте, на втором фото лучше видно игрушку.
И вот ещё одна работа Венецианова: "Крестьянский мальчик, надевающий лапти". Она чуть больше: 37 на 28 см. Задумался о чём-то. Может, вот этот момент - единственный за день, когда можно посидеть спокойно...
Самара. Провинциальный город. Старый - основан в 1586 году. От Москвы далековато, особенно если ехать на лошадях. Казалось бы, какие тут знатные персоны могут быть? Только местные.
А вот и нет!
У нас тут бытует такая легенда. Екатерина II путешествовала по своей стране. По пути на юг заехала и к нам - это всё правда. А вот следующий факт проверить нельзя, поэтому пусть так и будет. Матушка-императрица поднялась на гору Светёлка об руку с Григорием Григорьевичем Орловым. Ей так понравился вид, что она решила сделать приятное фавориту: "Что взглядом окинешь, всё твое будет!"
Тогда же, в 1768 году, она пожаловала ему эти земли в "в вечное и потомственное владение". Это село Усолье в Самарской области. С тех пор Орловы здесь и основались. К сожалению, сейчас усадьба разрушена. Даже фото показывать не буду, ибо больно. Но если кому интересно глянуть на "заброшку", посмотрите здесь.
Позже усадьба перешла внуку Владимира Орлова Владимиру Петровичу Давыдову (1809-1882). Когда он остался последним из потомков тех самых Орловых, ему разрешили взять двойную фамилию, чтобы род не прервался.
Очень интересная судьба у Владимира Петровича. Он провёл детство в Италии - мать могла жить только там, была слаба здоровьем. После его отправили учиться в Британию. Дружил с Вальтером Скоттом. Сделал для него перевод "Слова о полку Игореве" на английский. Дружил с Брюлловым, путешествовал с ним.
К чему это я? А к тому, что следующий пейзаж написаны по заказу графа лучшим учеником пейзажного класса Петербургской Академии художеств Михаилом Ивановичем Лебедевым и до революции украшала одну из стен дома в Усолье. Художник написал её в Италии, где путешествовал за счёт Академии с целью совершенствования навыков. "Альбано близ Рима". Альбано - это озеро.
И второй пейзаж - «Аричча близ Рима» - тоже написана Лебедевым. Это авторская копия, первый вариант выставлен в Русском музее. Аррича - маленький городок.
Михаилу Ивановичу Лебедеву очень нравилась романтическая природа Италии, он много там работал. А вот жизнь его оказалась коротка: в Неаполе он заразился холерой и умер. Было ему всего 26 лет...
А теперь поговорим о музыке! О главной музыке - о гимне России.
До Николая I "Молитву русских", написанную Жуковским, исполняли на музыку... английского гимна! Сначала это никого не смущало, пока не возмутился император: неужели в огромной России некому написать свои ноты?!
Император знал лично кавалергардского ротмистра Алексея Фёдоровича Львова (1798 - 1870). И знал, что тот отменный музыкант и талантливый композитор. Почему бы и да?! И Николай I приказал Львову написать новый гимн России.
Вот так и родился "Боже, царя храни!". Слова вновь сочинил Жуковский. И до самой революции все вставали при торжественных звуках.
Император даровал Алексею Фёдоровичу в награду золотую табакерку с бриллиантами и должность своего флигель-адъютанта. А потом Львов стал директором Придворной певческой капеллы.
У нас в музее висит его - Львова - портрет кисти Алексея Васильевича Тыранова. Знакомьтесь: автор российского гимна! Чем-то на Лермонтова похож. :)
Дальше у нас опять портрет - "Портрет мальчика". И имя художника вы точно знаете: Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857).
А вот то, что для меня явилось откровением, так это следующий факт: Тропинин, так же, как и Аргунов, был крепостным!
Его хозяином был "прославленный военачальник Морков". Кто такой Морков? Где он прославился? Я не в курсе. Но огромное ему спасибо за то, что он даровал вольную художнику. Правда, Василию Андреевичу к тому времени исполнилось уже 47. Но лучше так, чем никак.
Тем более что Тропинину было суждено прожить 81 год и застать правление пяти императоров!
И ещё один портрет. Иван Николаевич Крамской, "Портрет дамы" 1868 г.
Вот казалось бы - искусство, творчество, свобода. Сейчас - да. А во времена Крамского отнюдь. Художнику следовало копировать античные образцы и создавать картины на религиозные темы. Академики академии художеств давали студентам тему, сюжет, и будьте добры.
Крамской возмутился: что за ремесленничество?! Не стану! И ушёл из Академии без диплома. У него была уже малая золотая медаль, он был талантлив, но решил отстаивать свою точку зрения. Его подержали 14 выпускников. Это было в 1863 году.
Так возникло Товарищества передвижных выставок. Его лидером стал Крамской. Цель Товарищества была наиблагороднейшая: они организовывали выставки по всей России, часто там, где не было подходящих помещений. От такой жизни не забогатеешь - всё приходилось делать на свои. Зато теперь при слове "художники-передвижники" мы можем сказать: знаем, уважаем! :)
Ну и напоследок картина другого жанра: натюрморт. Простите мою слабость: автор - Л.Л. Самойлова. Это девичья фамилия моей мамы. :) (Нет, не родственники.) Лошадку сделал некто Юшков в 1814 году. А ещё я девушка простая, мне нравится рама! :)
Из комментариев я знаю, что у меня тут много единомышленниц, любящих красивую посуду. Смотрите, какое блюдо! Роскошь, да и только. А вот рисунок знакомый, используется до сих пор: характерные тюльпаны, розы, фиалки. Классика!
В первой части своей экскурсии я написала, что время в музее не раз вспоминала свою соседку из детства, бабу Юлю. До сих пор помню её необычную фамилию - Розодеева. Вот ниже в витрине сидит крестьянин, пьющий квас. Крышка на бочке снимается. Откуда знаю? А у бабы Юли был точно такой крестьянин.
Удивительный человек она была. Это я сейчас знаю, что фигурка сделана на заводе Гарднера и о-очень давно, 1860-е - 1870-е годы. А она давала её поиграть ребёнку... Хорошо, что я была аккуратна!
Тогда мама выпросила и купила у бабы Юли высокую хрустальную вазу для цветов, удивительно искристую и изящную. Вот вазу я не уберегла: на 16 лет мне вручили роскошный букет сирени и велели поставить в горячую воду. Ну я радостно кипяток и налила... Пум-мк... Заставь, как говорится, кое-кого богу молиться... Эх...
На этой оптимистичной ноте завершу эту часть. Продолжение будет, но когда, не знаю. Сборы на дачу и переезд - дело серьёзное. Не теряйте меня. За старших тут остаются котики. Каждое утро - новые приключения. Пока - городские.