Найти в Дзене
Судострой

Платформа «Северный полюс» выдержала первое испытание

В Финском заливе завершились заводские ходовые испытания уникального научного судна, построенного для полярных исследователей.

Платформа «Северный полюс» / Фото: Судострой
Платформа «Северный полюс» / Фото: Судострой

«Адмиралтейские верфи» объявили об успешном завершении заводских ходовых испытаний ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс». Это первая проверка в море характеристик уникального научного судна. В ближайшие 25 лет (такой срок службы заложен в проекте) ЛСП предстоит доказывать свои характеристики в гораздо более суровых условиях.

Ходовые испытания в Финском заливе продлились всего три дня. Специалисты проверили работу систем навигации, связи, обслуживающих систем, главного дизеля, дизель-генераторов, вспомогательных котельных установок, скоростные и маневренные качества необычного судна.

Впрочем, выдающимися ходовыми характеристиками ЛСП не обладает, максимальная скорость хода на тихой воде составляет всего 10 узлов. Основное предназначение судна – обеспечить надежное и комфортное убежище и место работы полярникам. Ранее эту задачу выполняли высаживаемые на льдины дрейфующие станции.

Испытать прочность корпуса в настоящих ледовых условиях Арктики предстоит через несколько месяцев. Первый научный рейс ЛСП «Северный полюс» должен состояться осенью 2022 года.

До этого на платформе будут устранены замечания, выявленные в ходе ходовых испытаний. Затем состоится передача судна заказчику – Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). ЛСП «Северный полюс» войдет в состав флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

На ходовые испытания ЛСП выходила с помощью буксиров / Фото: Судострой
На ходовые испытания ЛСП выходила с помощью буксиров / Фото: Судострой

ЛСП «Северный полюс» построена по проекту 00903, разработчиком которого является конструкторское бюро «Вымпел». Проектные работы выполнялись в тесном сотрудничестве с Росгидрометом и ААНИИ. В институте накоплен значительный опыт организации дрейфующих станций (41 экспедиция с 1937 по 2015 годы).

Результатом совместной работы учёных и конструкторов стало плавучее инженерное сооружение для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий.

Внешне корпус «Северного полюса» напоминает яйцо. Такая форма была выбрана не случайно – судну предстоит выдерживать значительные нагрузки при ледовых сжатиях. К тому же, схожая форма корпуса уже опробована предшественниками. Пример – легендарное норвежское исследовательское судно «Фрам» (Fram).

Модель судна «Фрам» в Музее Арктики и Антарктики / Фото: Судострой
Модель судна «Фрам» в Музее Арктики и Антарктики / Фото: Судострой

По сравнению с предшественниками «Северный полюс» предлагает полярникам гораздо больший функционал. Платформа сможет обеспечить условия для работы и проживания экипажа и научного персонала при температуре до -50 градусов и влажности 85%.

Для доставки грузов и персонала судно оборудовано вертолётной площадкой для приёма вертолётов типа Ми-8 и Ми-17. Предполагается, что в точке дрейфа на расстоянии 400-500 м от судна будет разбит мобильный полевой лагерь с лабораторными домиками.

На самой платформе будут размещены порядка 15 научных лабораторий для различных исследований и наблюдений: геологических, акустических, геофизических и океанографических и других.

ЛСП «Северный полюс». Вид с кормы / Фото: Судострой
ЛСП «Северный полюс». Вид с кормы / Фото: Судострой

ЛСП «Северный полюс» имеет следующие основные технические характеристики:

  • водоизмещение – 10390 т;
  • длина – 83,1 м;
  • ширина – 22,5 м;
  • мощность энергоустановки – 4200 кВт;
  • скорость хода – 10 узлов;
  • экипаж – 14 человек;
  • научный персонал – 34 человека;
  • ледовый класс – Arc5 (корпус – Arc8).

По запасам топлива автономность платформы «Северный полюс» составляет два года. Предполагается, что за это время судно без помощи ледокола сможет достичь точки дрейфа в высоких широтах Северного Ледовитого океана, вмерзнуть в лёд на необходимый срок, а затем вернуться в порт.

Примечательно, что на момент закладки судна в 2019 году заказчик заявлял об открытости платформы для исследователей из других стран. Отправятся ли в первый рейс «Северного полюса» иностранные учёные, увидим уже этой осенью.