В Финском заливе завершились заводские ходовые испытания уникального научного судна, построенного для полярных исследователей.
«Адмиралтейские верфи» объявили об успешном завершении заводских ходовых испытаний ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс». Это первая проверка в море характеристик уникального научного судна. В ближайшие 25 лет (такой срок службы заложен в проекте) ЛСП предстоит доказывать свои характеристики в гораздо более суровых условиях.
Ходовые испытания в Финском заливе продлились всего три дня. Специалисты проверили работу систем навигации, связи, обслуживающих систем, главного дизеля, дизель-генераторов, вспомогательных котельных установок, скоростные и маневренные качества необычного судна.
Впрочем, выдающимися ходовыми характеристиками ЛСП не обладает, максимальная скорость хода на тихой воде составляет всего 10 узлов. Основное предназначение судна – обеспечить надежное и комфортное убежище и место работы полярникам. Ранее эту задачу выполняли высаживаемые на льдины дрейфующие станции.
Испытать прочность корпуса в настоящих ледовых условиях Арктики предстоит через несколько месяцев. Первый научный рейс ЛСП «Северный полюс» должен состояться осенью 2022 года.
До этого на платформе будут устранены замечания, выявленные в ходе ходовых испытаний. Затем состоится передача судна заказчику – Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). ЛСП «Северный полюс» войдет в состав флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
ЛСП «Северный полюс» построена по проекту 00903, разработчиком которого является конструкторское бюро «Вымпел». Проектные работы выполнялись в тесном сотрудничестве с Росгидрометом и ААНИИ. В институте накоплен значительный опыт организации дрейфующих станций (41 экспедиция с 1937 по 2015 годы).
Результатом совместной работы учёных и конструкторов стало плавучее инженерное сооружение для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий.
Внешне корпус «Северного полюса» напоминает яйцо. Такая форма была выбрана не случайно – судну предстоит выдерживать значительные нагрузки при ледовых сжатиях. К тому же, схожая форма корпуса уже опробована предшественниками. Пример – легендарное норвежское исследовательское судно «Фрам» (Fram).
По сравнению с предшественниками «Северный полюс» предлагает полярникам гораздо больший функционал. Платформа сможет обеспечить условия для работы и проживания экипажа и научного персонала при температуре до -50 градусов и влажности 85%.
Для доставки грузов и персонала судно оборудовано вертолётной площадкой для приёма вертолётов типа Ми-8 и Ми-17. Предполагается, что в точке дрейфа на расстоянии 400-500 м от судна будет разбит мобильный полевой лагерь с лабораторными домиками.
На самой платформе будут размещены порядка 15 научных лабораторий для различных исследований и наблюдений: геологических, акустических, геофизических и океанографических и других.
ЛСП «Северный полюс» имеет следующие основные технические характеристики:
- водоизмещение – 10390 т;
- длина – 83,1 м;
- ширина – 22,5 м;
- мощность энергоустановки – 4200 кВт;
- скорость хода – 10 узлов;
- экипаж – 14 человек;
- научный персонал – 34 человека;
- ледовый класс – Arc5 (корпус – Arc8).
По запасам топлива автономность платформы «Северный полюс» составляет два года. Предполагается, что за это время судно без помощи ледокола сможет достичь точки дрейфа в высоких широтах Северного Ледовитого океана, вмерзнуть в лёд на необходимый срок, а затем вернуться в порт.
Примечательно, что на момент закладки судна в 2019 году заказчик заявлял об открытости платформы для исследователей из других стран. Отправятся ли в первый рейс «Северного полюса» иностранные учёные, увидим уже этой осенью.