Выигрывает тот, кто приходит первым. Пожалуй, это относится и к освоению космоса. Прошло уже более полувека, как человек узнал о его бескрайних просторах. Однако передвижение по ним длится годы, а порой и десятилетия. Поэтому ученые со всего мира ищут способ сократить продолжительность межпланетных полетов. Наши же инженеры уже создают космический корабль, который сможет совершать такие полеты в гораздо меньшие сроки. А для его обслуживания строят станцию. Кстати, там же, в космосе. Нет, это не фантастика. Это реалии нашего времени.
«Нуклон», обратившийся «Зевсом»
500 и в последующем 1000 кВт — такую мощность будет иметь ядерный космический буксир «Зевс» (он же ТЭМ «Нуклон»). Достигнуть заявленных показателей ученые планируют за счет установки плазменных двигателей. Они в 1000 раз эффектнее ионных и тем более химических. Благодаря этому полеты до планет Солнечной системы будут занимать гораздо меньше времени. К примеру, космический аппарат весом 1 т сможет долететь до Марса за 41 день. В то время как путешествие на ракете с химическим двигателем длится от полугода до года.
Но для того, чтобы межпланетные полеты на плазменных двигателях стали реальностью, нужны мегаватты электричества. А создать такой источник в космическом пространстве крайне сложно. «Зевс», помимо всего, должен стать таким источником. Ведь на него установят ядерную энергетическую установку мощностью до 1 МВт.
Российские инженеры очень долго искали ответ на вопрос, как рассеивать тепловую мощность реактора, чтобы его обшивка не расплавилась. И им удалось решить эту задачу: охлаждение реактора будет происходить в безвоздушной среде.
Получение постоянной электрической энергии мегаваттного класса — одна из первостепенных задач «Зевса». Как и разработка ядерных энергетических технологий, которые смогут работать в космосе при любых условиях.
Но и это еще не всё. Ядерный буксир, как предполагают эксперты, будет выполнять более широкий спектр задач. Для чего же еще он будет использоваться?
Потенциал ядерного буксира
По проекту, «Зевс» сможет перемещать спутники по орбитам. Представьте, ракета выводит космический аппарат на высоту 800 км. После чего он стыкуется с ядерным буксиром. Вместе они совершают обороты вокруг Земли и выходят на геостационарную орбиту высотой 36 тысяч км.
При этом космические аппараты не расходуют свое топливо и энергию. И, если понадобится, «Зевс» отбуксирует объекты, нуждающиеся в ремонте, на космическую верфь. О ней расскажем далее.
Вывести объекты еще выше — на орбиту захоронения — также под силу буксиру.
Специалисты высказывают мнение о том, что «Зевс» в том числе создается и для обеспечения военной безопасности. Именно этим и объясняется его ускоренная разработка. Оборонный же потенциал новейшего ядерного буксира по-настоящему масштабен.
Так, став частью ПВО, «Зевс» сможет:
— обнаруживать воздушные и космические объекты.
Его мощность позволит зондировать поверхность Земли с орбиты и находить подозрительные летающие аппараты. Ученые полагают, что ни один объект в режиме «стелс» не останется незамеченным. Так же, как и космические аппараты, находящиеся на орбите. К примеру, те, которые скрываются за другими спутниками, в том числе системы «Старлинк», или притворяются космическим мусором;
— оказывать электромагнитное воздействие на радиоэлектронные средства систем управления, разведки, связи и навигации. Эта возможность предусмотрена на случай возникновения конфликта. Мощности аппарата хватит, чтобы направить излучение на достаточно большое пространство;
— направленное лазерное воздействие. Нет, это не шутки. И тревога недружелюбно настроенных вполне понятна. Поскольку лазер в руках военных — действительно безграничное и опасное оружие. И перехват баллистических целей, как вы понимаете, не предел его использования. Поэтому спутникам-шпионам стоит хорошенько подумать перед тем, как притворяться космическим мусором. Ведь им можно и стать. Впрочем, и последующей уборкой «Зевс» также займется.
Обеспечение связи и вещания, ретрансляция, орбитальная транспортировка грузов и доставка грузов к Луне — также входят в задачи ядерного буксира.
Существует мнение, что проект по созданию такого космического корабля родился еще во времена СССР. Но тогда отсутствовала технология, способная защитить космонавтов от радиации. Поэтому проект отложили до лучших времен.
Современные же ученые знают, что для отражения гамма-излучения требуется силовое поле. И, по некоторым данным, они достигли больших результатов в создании искусственных (электромагнитных) полей. За основу исследований были взяты принципы работы земного магнитного поля. Поэтому создатели «Зевса» говорят, что полеты до планет Солнечной системы будут совершаться в более разумные сроки, а экипаж сможет вернуться на Землю.
Отечественный IT-проект SFERA готовится к бета-релизу. Оставляйте заявки на регистрацию. Первых пользователей ждут приятные бонусы! Команда благодарит всех за поддержку.
Орбитальная станция нового поколения
Наверняка вы уже слышали, что Россия покидает МКС. После 2024 года наши сегменты будут постепенно закрываться. В начале нынешнего года Дмитрий Рогозин сообщил, что космические станции наподобие «Мира», китайской и американской орбитальной станции для нашей страны — в прошлом.
Многие с недоверием отнеслись к такому заявлению. Однако, как показывают последние события, глава «Роскосмоса» не только говорит, но и делает. И, между прочим, быстрее американских и китайских коллег. Последние создают или только намереваются строить станции по типу МКС.
Наши инженеры ушли намного дальше. И строят российскую орбитальную служебную станцию. Сокращенно — РОСС. Кстати, аббревиатура вызвала интересные обсуждения. Есть мнение, что это только инициалы. Другие же видят в названии издевку над американцами. Ведь на Аляске еще во времена российской империи была построена крепость РОСС.
Примечательно, что со станции можно будет вести наблюдение за Арктикой. Ее орбита настроена таким образом, чтобы каждые 11,5 часов видеть территорию притязаний, в том числе и США. Скорее всего, это не просто так. Ведь в последнее время Россия также проявляет интерес к этому региону. А, получая данные из космоса, ученые смогут делать выводы о его природных запасах.
Рождение космической индустрии
Но РОСС примечательна не только этим. Она строится по модульной технологии, которую еще не освоил никто в мире. К тому же модули будут взаимозаменяемыми.
Основу станции составят 5 модулей: энергетический, производственный, складской, шлюз-платформа и туристический. По проекту, к ним будут добавляться другие модули. В частности, модуль «Центрифуга». Он предназначен для проведения экспериментов с созданием искусственной силы тяжести в космосе.
Туристический модуль создается для выполнения двух функций. Первая — непосредственно космические путешествия. Вторая — международное сотрудничество. При этом условия будет выдвигать Россия.
Особо следует отметить модуль «Шлюз-платформа». Он позволит проводить любые исследования в открытом космосе. К слову, заявки на участие в них уже формируются. Но его главное назначение в другом. На этом модуле будут собираться и обслуживаться космические аппараты.
О чем вы подумали? И вы правы. На станции появится целая космическая верфь. На ней также будет проводиться дозаправка спутников топливом и подзаряд электроэнергией. После чего они смогут вернуться на свои орбиты.
Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев также сообщил о создании парка буксиров. Они будут перемещать автономные модули на орбиты. И прототип одного из них — транспортно-энергетического модуля «Зевс» — уже собран в железе. А РКК «Энергия» недавно показала первый модуль РОСС.
Так что, как видим, «Роскосмос» настроен серьезно. Проектов по созданию подобной орбитальной станции и ядерного буксира с реактором мегаваттного класса нет нигде в мире! Уже сейчас Россия пишет новую страницу в историю освоения космоса. И мы с вами являемся свидетелями фантастических космических прорывов!
Подключите Telegram-бота, чтобы получать оповещения о новых публикациях на канале:
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #Россия #космос #мирный атом #ракеты