Найти в Дзене
Берлога

Невыносимая легкость бытия или Вселенная -25

Когда-то давно, лет двадцать назад, попалась мне одна научная статья про эксперимент с мышами американского ученого-этолога Джона Кэлхуна. Статья вызвала огромный интерес и обеспокоенность, так как эксперимент проводил параллели с нашим обществом. Кратко опишу в чём состоял этот эксперимент, который ученый проводил в 1972 году и назывался он «Вселенная-25». Специальный огромный бак, оборудовали для 4 пар мышей, где создали идеальные условия жизни – так называемый Рай. В этом раю пищи и воды было вдоволь, бак вовремя очищался от нечистот, проветривался и в нем всегда была комфортная температура. В этом загоне могли поместиться больше двух тысяч особей. Как вы понимаете, простору хватало. Мышиное сообщество начало естественное размножение и, спустя время, популяция достигла хорошей численности. Рост мышиного поголовья увеличивался вдвое каждые 55 дней, но после 315 дня эксперимента рост замедлился, и теперь численность мышей увеличивалась только раз в 145 дней. У мышей распределились соц

Когда-то давно, лет двадцать назад, попалась мне одна научная статья про эксперимент с мышами американского ученого-этолога Джона Кэлхуна. Статья вызвала огромный интерес и обеспокоенность, так как эксперимент проводил параллели с нашим обществом.

Кратко опишу в чём состоял этот эксперимент, который ученый проводил в 1972 году и назывался он «Вселенная-25».

Специальный огромный бак, оборудовали для 4 пар мышей, где создали идеальные условия жизни – так называемый Рай. В этом раю пищи и воды было вдоволь, бак вовремя очищался от нечистот, проветривался и в нем всегда была комфортная температура. В этом загоне могли поместиться больше двух тысяч особей. Как вы понимаете, простору хватало.

Мышиное сообщество начало естественное размножение и, спустя время, популяция достигла хорошей численности. Рост мышиного поголовья увеличивался вдвое каждые 55 дней, но после 315 дня эксперимента рост замедлился, и теперь численность мышей увеличивалась только раз в 145 дней.

У мышей распределились социальные роли, сформировалась иерархия, кастовая система. Первой появилась каста "Отверженных", которая представляла собой изгоев мышиного общества: их не принимали остальные мыши и прогоняли в центр бака. По отношению к ним часто проявлялась агрессия со стороны других мышей. Узнать про их положение в обществе можно было по внешнему виду: они имели на своём теле следы побоев, выдранные клочки шерсти, застывшую кровь, ссадины.

Предпосылками для образования касты "Отверженных" стало то, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, по сравнению с дикой природой, где им необходимо добывать себе пищу и защищать себя от опасностей. "Пожилые особи" вступали в конфликт с молодыми, слабыми, неопытными мышами. Они конкурировали за место и социальные роли в стае. Молодые особи не могли найти себе место и становились изгоями: опускались на самые низшие уровни социальной иерархии.

Молодые самцы мышей из касты отверженных проявляли всё меньше агрессии в защите территории и своих самок. И если проявляли конфликтность, то только с сородичами из своей же касты.

Всё больше у самок мышей проявляли нервозность и тревожность, так как самцы стали вялыми и порой самкам приходилось защищать себя и потомство самим. Затем они и вовсе покидали гнездо и селились отдельно. Агрессивность самок выливалась и на собственных детей. Появились самки-одиночки, которые не хотели размножаться вовсе.

Численность популяции экспериментальных мышей стала сокращаться. В мышином обществе появился Индивидуализм.

После 560 дней от начала колонизации началась фатальная фаза в истории "Мышиного Рая". Этот период характеризовался появлением новой касты "Красивых". Она состояла из самцов, которые вели себя нехарактерным образом. Они отказывались спариваться, драться и бороться за самок, защищать свою территорию, вели себя вяло, уныло. Всё, чем они занимались - это только ели, пили, спали, чистили свою шкурку, избегали любых конфликтов, выполнения социальных ролей и обязанностей. Кэлхун прозвал их "Красивыми", потому что на их тельцах не было следов драк, крови, царапин.

Они проявляли нарциссизм и самолюбование, были эгоцентричными и относились с безразличием к остальным мышам. Со временем "Красивые" и "Самки-одиночки" занимали большинство мышиной популяции. При этом они занимали верхние, дальние гнёзда загона, отстраняясь от остальных. И те, и другие не желали спариваться.

Так как условия их жизни были комфортными, мыши жили долго, детская смертность достигла уровня 100%, а рождаемость вскоре скатилась до нулевой отметки. Мышиное общество стало деградировать, регрессировать. Мыши практиковали различное девиантное поведение, гомосексуализм, спонтанную агрессию. При условиях изобилия пищи мыши практиковали каннибализм, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их.

По итогам эксперимента Джон Кэлхун выдвинул теорию «Смерти в квадрате» или, по-другому, "Двойная смерть". Первой смертью является смерть духа, которая настигла мышей до смерти телесной. "Но после смерти духа, - говорил Кэлхун, - "телесная смерть неминуема, она вскоре настигнет популяцию".

Острая конкуренция между молодыми изгоями и старшими особями приводит к распаду социальных связей и крушению общества в целом, его перехода в такое состояние, когда при низкой смертности нормой становится примитивное поведение, ведущее к вымиранию популяции. После наступления первой смерти вся популяция обречена на вымирание и наступление физиологической смерти - это вопрос времени.

На протяжении 40 лет Джон Кэлхун изучал поведение мышей, 25 попыток построения мышиного рая (помните, эксперимент назывался «Вселенная-25»)…. 25 - по числу попыток - и во всех случаях конец был один: при наличии постоянного комфорта наступает неминуемая смерть после деградации.

Недавно, вспомнив эту статью, меня посетила горестная мысль, что мы повторяем судьбу мышиного рая.

Вырождение на Западе уже на лицо. Старые перы, типа Рокфеллера, правят бал, меняя сердце за сердцем и поглощая ресурсы планеты. «Красивые» мыши заполоняют пространство общества, выдавливая нормальных людей. Внешняя красота для женщин становится превыше материнства. Дети утрачивают свои гендерные роли и поневоле становятся такими «красивыми». Роль мужчины, как защитника, добытчика и опоры перестает существовать. В общем, всё грустно!

Если общество не опомнится куда оно катится, то всему человечеству конец! Понимаете, наш вид на планете Земля исчезнет.

Кстати, Джон Кхэлхун при окончательной фазе своего эксперимента брал мышей из общего бака и помещал в отдельный просторный бак, такой же как на первоначальном этапе. Но мыши отказывались спариваться и продолжать свой род, так как уже стали «красивыми», то есть их дух был мёртв. И соответственно, продолжения эксперимент не получил – все сдохли.

Вы скажете, что мы не мыши, а люди, и пошло вот так сваливать всё в кучу. Но разве мы не биологический вид, подчиняющийся закону Природы? И разве не очевидно, как эксперимент «Вселенная-25» похож на наше общество?

В связи с этим у меня одна надежда на то, чем мы отличаемся от мышей – надежда на нашу Душу и наш Дух. Если мы перестанем быть обществом потребления, самолюбования, эгоизма и нарциссизма, если сместим приоритеты на более высокие вибрации, на то, что действительно отличает нас от животных, то, возможно, у нас есть еще шанс на жизнь.