Найти тему
ПишуРисую

Двадцать ноль один. Часть 14.

Рабочий день Алексея начинался не раньше трёх часов дня, именно к этому времени он успевал доехать до офиса, и именно к этому времени заканчивалось терпение программистов, вынужденных решать глобальные проблемы в виде «высоко» висящих компьютеров, непечатающих принтеров и потерянных клавиш «эникей». Приходу Лёхи программисты очень радовались и тут же уходили в виртуал, разбираться с монстрами, выдуманными зарубежными коллегами. А вот офис продолжал трудиться дальше. Бухгалтерия, коммерческий отдел, отдел кадров, склад... маршрут почти не менялся, проблемы и жалобы тоже, как и способы их решения.

Молодые девчонки из коммерческого в его присутствии озорно улыбались, звонко смеялись, приглашали пить чай, а иногда будто специально выдёргивали из розетки провод в каком-нибудь укромном месте и, нагнетая панику, звонили в IT-отдел. Тётушки из бухгалтерии сочувственно вздыхали, хоть и не представляли даже десятой части нагрузки на плечах Алексея. Правда, из их кабинетов звонков поступало не меньше, хотя и проблемы были не сложнее.

Часа в четыре к нему обычно заглядывал программист Макс, звал в курилку...

При таком напряжённом расписании Алексею уже давно пришлось исключить какие бы то ни было посиделки с друзьями. Абсолютно. Хотя они с Мишкой и не были никогда поклонниками такого времяпровождения. Ну разве что иногда в компании по пиву. Теперь про это можно было забыть.

- Лёх, как же ты расслабляешься? – удивлялся друг.

- А я не напрягаюсь, – устало отшучивался Алексей.

Гораздо легче, как оказалось, вообще не давать организму никаких поблажек, чем потом снова настраиваться на рабочий режим. Но появилась другая, рутинная, вредная привычка.

- Лёх, пойдём покурим, – постучался к нему Макс как-то в один из первых рабочих дней.

- Ну пойдём, правда я не курю.

- А, спортсмен, что ли? – хлопнул его по плечу коллега.

- Типа того.

- Ну куришь, или не куришь – не важно. Ты – админ, должен быть в курсе всего, что в компании происходит. А где у нас жизнь кипит? Правильно, в курилке. Так, что будь добр, посещай, от коллектива не отрывайся.

Ну да, жизнь тут действительно кипит. Дымит, в смысле. Новости, проблемы, решения, бесценный чужой опыт, бесполезные сплетни. Стоишь, как дурак, рот раскрыв, руки в карманы. А надо бы и то и другое чем-нибудь занять. Чтоб от коллектива не...

Стать своим легко и быстро. Сигареты лёгкие, привыкание быстрое. И полезно. Для коллектива. Теперь в любой кабинет можно зайти запросто, даже по личным вопросам, а не только в качестве эникейщика.

Только в один кабинет Лёшка терпеть не мог заходить.

Юлечка, как покровительственно, но к счастью, отнюдь не ласково называл её отец. Секретарша директора обладала ангельской внешностью, но совсем не ангельским характером, а её умственные способности... хм, ну, ниже среднего. Всё что она умела, это заваривать чай, улыбаться посетителям и раскладывать косынку на компьютере в отсутствие начальника.

-2

Отец держал её на работе только потому, что его такое положение в принципе устраивало. Все дела он всегда планировал сам, но большому босу по статусу положена секретарша, а ещё она приходилась племянницей его давнему другу.

Юлечка – высокая, стройная девица, с красивым, но каким-то кукольным лицом и выбеленными вьющимися волосами, собранными в высокий хвост. Именно из её кабинета хоть раз в день (а то и чаще) поступали звонки примерно одинакового содержания: «Ой, тут что-то случилось, куча окошек вылезла, а я ничего не нажимала». Тон её был донельзя капризный и требовалось немедленно, бросая все дела, бежать и спасать... Она же секретарь! Правая рука босса! ... Мизинец, хе-хе, которым он в носу ковыряет.

Лёшка частенько думал: «Лариску бы посадить на её место. Толку было бы больше. А сколько всего интересного можно придумать, если в вашем распоряжении локальная сеть с доступом в Интернет. Просто плацдарм для совершенствования навыков».

Как-то Лариска, выслушав Лёшкины возмущения после очередного зависания в кабинете Юлечки, прислала ему картинку: Симпатичная, но вероятно безумная белка с огромным пушистым хвостом (точь-в-точь как Юлькина причёска) нацелила пальцы с острыми коготками на клавиатуру и уставилась выпученными глазами в монитор... Добила подпись: «Добрый, белый, пушистый, но абсолютно тупой – Юзверь».

-3

Лёха, давясь от смеха, удалённо сменил заставку на компьютере секретаря и, по-ковбойски закинув ноги на стол, приготовился к истерике по телефону...

За свою выходку он правда поплатился. Нет, никаких санкций со стороны отца не последовало, хоть он всё видел и прекрасно понял, чьих это рук дело.

Но Бог, как говорится, шельму метит.

Zen_on.

Тот рабочий день уже заканчивался, чему Алексей был бесконечно рад. Сегодня все словно сговорились, проблемы сыпались как из рога изобилия, так что у Лёхи не оставалось ни одной свободной минутки.

Он просто забегался. Но особенно его тревожили две вещи. Первая – ярко-зелёная ромашка и скромный вопрос: «Ты не занят?» от любимой Вики, а вторая – подозрительное обновление со странным расширением, настойчиво требующее его принять.

«Извини, правда очень занят. Люблю тебя. Напишу всё позже», – только успел набрать он, как снова позвонили бухи и пришлось бежать к ним. Он так устал, что ему стало вовсе не смешно, когда выяснилось, что компьютер «потерял» клавиатуру, а Валентина Фёдоровна не смогла перезагрузить машинку, так как волшебный «контрл-альт-делит», который Лёшка показал ей на прошлой неделе, не работает. Пришлось показать ещё кнопочку «ресет» на системном блоке... да, на процессоре, выражаясь языком тётушек из бухгалтерии.

Только Алексей собрался вернуться к себе и разобраться с обновлением, как в здании выключили свет и тут же включили снова, запустив на всех компьютерах автоматическое восстановление системы. А сколько посыпалось потом просьб помочь вернуть «всё что я там напечатала, построила, нарисовала...» А он столько раз говорил отцу, что нужны бесперебойники. Ладно хоть на сервере он имеется. В общем, скорая компьютерная помощь задержалась ещё на час, реанимируя цифровых пациентов.

А когда Алесей вернулся на своё рабочее место, то... рухнул на стул, обхватив голову руками. Сообщение так и осталось неотправленным, и Вика, вероятно, рассердилась, не дождавшись от него и строчки, потому как ушла в офлайн. Он тут же позвонил ей, но телефон оказался занят. А потом оказался снова занят Алексей...

Это обновление, воспользовавшись скачком напряжения (возможно, кстати, неслучайным) установилось по дефолту на все без исключения рабочие станции сети. Алексей прекрасно понимал, чем это теперь грозит, но пока сделать ничего не мог. Он осознавал свою глупую ошибку и горько сожалел, что не запретил это обновление сразу или хотя бы не отправил в карантин, но его за вечер так завалили запросами, что он сам был готов сказать: «Всё. Denial of servise» и, сложив руки на груди, закрыть глаза.

Но человек не машина, он может долго работать на пределе. Только вот результаты такой работы могут оказаться плачевными.

Теперь вместо слаженной и послушной сети, под действием заползшего без спроса обновления, рабочие компьютеры превратились в стаю зомбированных собак, что остекленевшими от злости глазами смотрят на своего вожака, как на лакомый кусок мяса. Эта стая может бесконечно долго сидеть в ожидании, пока не поступит сигнал нового хозяина и тогда... Тогда из внешней сети пойдёт огромный поток запросов, которые сервер не сможет обработать и ляжет отдыхать. Глубоко и надолго. И тогда «Стальная крепость» может и не выстоять при штурме.

Алексей уже читал кое-что о подобных вещах, но ему это казалось далёкой, призрачной опасностью, никак и никогда ему не грозящей. И теперь заставлял себя поверить в реальность происходящего.

Горячими иголками по спине до затылка наползало ощущение безнадежной паники. Откат и обнуление конечно эффективно, но это крайняя мера. Программисты уже полгода пишут базу для бухов, у коммерческого – огромный архив, нигде пока не продублированный, у юристов кто-то диссертацию готовит без отрыва от производства… Да что говорить, даже его личную рабочую папку жалко до слёз. Самое паршивое – он не знает сколько у него времени. И что такого ценного есть на сервере, ради чего всё это затеяно. Ведь не просто ради забавы? Но он вообще-то знает, кто бы мог помочь…

В сетевом пространстве обитало цифровое божество. Могущественное, неуловимое и вездесущее. Незаметное для рядовых пользователей и широко известное, даже популярное в среде специалистов. Самый таинственный и загадочный человек, или группа людей, или даже программа… Разговоров было много, слухов, споров, расследований. Правды не знал никто.

Но Зенон существовал и вполне комфортно себя чувствовал на просторах Всемирной.

Кто-то считал его гениальным хакером, легендой компьютерных времён и цифровых народов, а кто-то – подлецом, наглым мошенником, наживающимся на проблемах других. И если в сети у кого-то что-то происходило, частенько в этом был замешан Зенон. Вероятно, некоторые подвиги ему просто приписывали. Это была именно та стадия известности, когда имя работает на тебя.

Имя… По этому поводу споров тоже было предостаточно, благодаря автографам.

Чаще встречалось банальное Zenon, с отсылкой на древнего грека, создателя знаменитых мозголомных парадоксов. Иногда он превращал свое имя в отрицание всего, выставляя в строке подписи небрежное The_non, ещё реже именовал себя просто «0», подразумевая математический нуль. Но Алексею нравились его философские посты, которые он подписывал Zen_on, намекая, что для понимания его мыслей и идей необходимо включить свой внутренний дзен.

К счастью или нет, но у Алексея с этим человеком был именно тот уровень приятельских отношений, когда можно обратиться за помощью.

Ответ пришёл сразу. Словно джин из бутылки только и ждал, когда его попросят об услуге. Только Алексей ожидал совсем другого, когда вкратце описывал проблему.

- Без паники. Ты НЕ сможешь ЭТО остановить. Прими как факт.

- Но что мне делать?

- Не защищайся, это бесполезно. Это только истощит ресурсы. Я знаю способности твоей системы. Без вариантов.

- Так это устроил ты?

- Давай считать это боевым крещением. После в логах почитаешь про свои ошибки. А сейчас просто открой мне доступ. Я аккуратно зайду, выберу что-нибудь себе на память и тихо свалю. Или будешь отдыхать неопределенный срок, а я получаю доступ своими силами, но на деликатные способы не рассчитывай.

- Ищешь что-то особенное на сервере обыкновенной торговой фирмы?

- Видишь ли, я как старьёвщик, кочую по серверам, разбираю всякий хлам, иногда кое-что прихватываю. Кто знает, кому и что может пригодиться.

- Подло.

- Большинство соглашаются добровольно. После учатся на своих ошибках. К тому же я не только забираю, я могу и поделиться чем-нибудь ценным. От меня одна польза.

- Сомнительная.

- Не спеши с выводами. Я двигатель прогресса, стимулятор развития систем безопасности. Я устраиваю грандиозные краш-тесты за мизерную оплату.

- Хорошо, но два условия. Первое: я должен знать, что за информацию ты скопировал, а второе: предложи что-то такое, что может заинтересовать.

- Ты не в том положении, чтобы ставить условия.

- Ну уложи меня, а там посмотрим, что ты ещё умеешь.

-4

Несколько минут Алексей сидел в напряжённом ожидании. Пальцы чуть подрагивали. Викина резинка плотно обхватила запястье. Так бывало почти всегда, когда от его решений зависело многое. Она словно держала его за руку. И может, он как обычно, погорячился. Ставить условия с его стороны очень рискованно. Ещё рискованней было последнее предложение. Только он не блефовал. После атаки он пойдёт по следу. С его арсеналом проблем с этим не будет, вот только последствия этого краш-теста для его сервера будут катастрофическими.

- Давай без кровопролитий, у меня есть база поставщиков ваших конкурентов, могу даже авансом слить. А то, что мне понравится у вас, ты и сам потом увидишь.

- Ну, милости просим…