Не знаю, как вы, а я просто обожаю этот роскошный, изысканный фильм, снятый по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма. В киношедевре «Театр», который создал в 1978 году на Рижской киностудии Янис Стрейч, все прекрасно: и яркие, талантливые актеры, и дивная музыка Раймонда Паулса, и шикарные интерьеры, и элегантные костюмы.
И, наверное, самое прекрасное в этом бессмертном фильме (а ведь и сегодня смотрится с удовольствием, не правда ли?) – это главная героиня. Умопомрачительная, харизматичная дива сцены (нисколько не портят ее зрелые лета) – великолепная Джулия Ламберт в исполнении несравненной Вии Артмане.
Все остальные персонажи тоже очень обаятельны. Но все же они – лишь окружение этой звезды, обрамляющее ее лучезарность.
Как-то привычно было всегда думать так. Упиваться головокружительными похождениями Джулия Ламберт. Ее манерными, но упоительными ужимками. Ее лукавым очарованием. Ее зрелой женственностью. Царственной статью. Умением держаться.
Я и сама восторгалась, бесконечно пересматривая любимый фильм. Пока однажды не увидела совсем иное. Неожиданное. Но лежащее на поверхности.
Вспомните сюжет фильма «Театр». И попробуйте ответить на вопрос: кого по-настоящему любит эта звезда сцены?
А ведь наша прекрасная героиня – абсолютная эгоистка. Есть такое психологическое понятие – «интимофобия». То есть патологическая неспособность к любви. Так вот это о великолепной Джулия Ламберт. Вспомните сюжет фильма «Театр». И попробуйте ответить на вопрос: кого по-настоящему любит эта звезда сцены?
Может мужа своего, несколько чопорного, но, в целом, добропорядочного джентльмена (его играет бесподобный Гунар Цилинский)? Ничуть не бывало. В основе ее отношения к нему – привычка и холодный этикет.
Быть может, Джулия Ламберт любит своего единственного сына (в исполнении юного тогда еще Петериса Гаудиньша)? Вряд ли. Все ее поведение свидетельствует о том, что она играет роль матери, заботливой и нежной. На деле же вполне себе равнодушна к собственному чаду.
И, наконец, поздняя страсть Джулии – молодой клерк Том Феннел (его играет супер-мачо «золотого» советского кино Ивар Калныньш).
Казалось бы, вот он волшебный свет «любви последней, зари вечерней». Вот в этом любовном самозабвении и обнаружит актриса все свои сокровища нерастраченной души. Ан нет. Когда Том оставляет ее, у Джулии страдает только самолюбие. А когда в самом финале возникает возможность вернуть возлюбленного, Джулия выказывает полнейшее равнодушие.
Душа Джулия Ламберт пуста. Ее истинная суть – зашкаливающий цинизм – прекрасно проявляется в замечательных внутренних монологах. И, вообще, ее настоящую, знает только один человек – толстушка-служанка Иви. Вот она-то и видит приму насквозь. И режет безжалостную правду-матку.
В чём же правда?
А правда, она, вот в чем. Есть у Джулии любовь. Его величество – Театр. Только здесь Джулия живет по-настоящему. В реальном мире все ей кажется ничтожным, марионеточным. Соответственно и поступает. Вспомните, как Джулия Ламберт морально уничтожила, фактически сломала будущее своей молодой сопернице на спектакле-бенефисе.
Конечно, похвально быть влюбленным в свое призвание. Да вот только кажется, что, скорее всего, Джулия Ламберт не искусство любит, а себя в искусстве. Уж очень много самоупоения в торжествующем взгляде актрисы…
Вот такой получился неоднозначный образ в любимом старом фильме. Ядовитый и живой. Слепящий жизненной правдой. А все благодаря гениальности незабвенной актрисы Вии Артмане.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ