В центре Москвы, на углу Большой Дмитровки и Кузнецкого Моста, есть уникальный памятник архитектуры – усадьба московского вице-губернатора, сенатора, действительного тайного советника Николая Мясоедова. Сегодня в ней располагается Российская государственная библиотека искусств, созданная сто лет назад усилиями корифеев Малого театра.
Текст: Арина Абросимова, фото: Александр Бурый
Массивная дверь Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) отсекает весь уличный шум: здесь тихо, уютно и спокойно. Поднимаемся по крутой беломраморной лестнице, поворачиваем направо – и нас встречают сотрудники РГБИ. «Библиотекари – особенный народ, – подчеркивает директор РГБИ кандидат филологических наук заслуженный работник культуры РФ Ада Колганова, находящаяся на этом посту уже двадцать лет. – Мы очень внимательно выбираем сотрудников, ведь команда сегодня особенно важна. Помимо необходимых навыков и знаний нужно, чтобы люди в должной степени умели проявлять… занудство. Это определенный психологический склад – такая «фармацевтическая» точность во всем. И любой читатель может получить помощь от библиографа, библиотекаря, дежурного по справочному бюро».
До 2009 года РГБИ была закрытой библиотекой – только для специалистов. Сейчас она публичная, но в целях сохранности раритетов не ко всем ее фондам действует свободный доступ читателей. А фонды библиотеки внушительные: более 2 миллионов единиц хранения. Некоторые раритеты имеют музейную ценность. «Да, раритеты – это уже музейные категории, – подтверждает директор. – РГБИ отличается от других библиотек именно сходством с музеем, хотя наша библиотека не равноценна музею, у нас иные задачи. В РГБИ собрано то, что имеет отношение к сценическому воплощению и относится к изобразительному материалу – это очень широкий спектр».
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
«В XVI–XVII веках земли, на которых стоит наш особняк, принадлежали роду Лопухиных. Здесь были боярские палаты, нарядный терем, – рассказывает специалист РГБИ Ольга Бабаева. – Частично сохранился белокаменный фундамент терема. В 1793 году по проекту Матвея Казакова на нем возводился главный дом усадьбы Николая Ефимовича Мясоедова. Обратите внимание: дом стоит на крутой горке, которая резко спускается к Охотному Ряду. И большая часть главного здания имеет два этажа, а если посмотреть с Кузнецкого Моста, то оно – трехэтажное. Это очень грамотное проектировочно-архитектурное решение, которое сгладило сложный рельеф местности и выдержало проверку временем: здание двести лет надежно стоит на старом фундаменте! Сохранен и первозданный фасад, украшенный по центру ризалитом с пилястровым портиком. Парадный вход в дом был с Кузнецкого Моста. Во внутреннем дворе мы видим три блока: хозяйственный, людской и дом-дворец. Есть конюшня, колодец, фуражная, каретный сарай».
Известно, что в доме Мясоедова, так же как в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское, существовал крепостной театр, поэтому можно сказать, что театральная история живет здесь с тех самых пор. В 1809 году усадьбу приобрел граф Федор Иванович Толстой – путешественник, любитель женщин и завзятый дуэлянт, прозванный Американцем после участия в кругосветном плавании Крузенштерна. Из поездок он привозил старинные книги и рукописи, часть которых хранится сейчас в РГБИ. Толстой первым реконструировал главное здание усадьбы, но и в дальнейшем его неоднократно перестраивали. Оттого в нынешних интерьерах библиотеки так много архитектурных «несовпадений»: странные выступы в стенах, ложные арки, смещенные анфилады, несимметричные полуколонны.
В этой усадьбе Федор Толстой жил редко, в основном используя ее для хранения своих коллекций. Но время от времени здесь собирались известные люди. А в 1895 году племянник владельца дома, Лев Толстой, читал в этих стенах свою пьесу «Власть тьмы» перед артистами Малого театра. «Если можно так выразиться, Федор Иванович изменил идейное содержание этого здания – от театрального к библиотечному, – говорит Ольга Бабаева. – И удивительно, что эти два направления в конце концов слились воедино: в ХХ веке здесь разместилась Театральная библиотека».
В 1829 году дом у Федора Толстого выкупила государственная казна, после чего здесь разместилась Московская контора Императорских театров, а через год открылась Московская театральная школа при Императорских театрах. И в советские годы, и до недавнего времени в этом здании все еще находилась дирекция Государственного академического Большого театра России.
После 1917 года в доме располагались Управление государственными театрами, Комитет охраны государственных музыкальных инструментов, редакция журнала «Театр». В пристройках и флигелях усадьбы театральным работникам предоставлялись квартиры и комнаты: здесь в разное время жили директор Императорских театров Владимир Теляковский, актеры Гликерия Федотова и Михаил Щепкин, певцы Надежда Обухова и Иван Козловский, артист балета Виктор Смольцов, историк-востоковед Борис Заходер, педагоги, студенты и даже артисты цирка...
ВСЕМ МИРОМ
В 1918–1919 годах профессор Московского университета, театровед и литературовед Александр Александрович Фомин преподавал в Костромском государственном рабоче-крестьянском университете, где руководил созданием библиотеки вуза. Он ездил по бывшим помещичьим усадьбам Поволжья, спасая от разграбления частные библиотеки. А с сентября 1920-го Фомин читал лекции по истории русской литературы и театра на Высших драматических курсах при Малом театре, которые находились на Пушечной улице. Фомин считал, что качество учебного процесса и уровень подготовки будущих актеров невозможны без специальной научно-исследовательской библиотеки. Именно он предложил дирекции Малого театра организовать библиотеку при Драматических курсах. Эта инициатива была поддержана наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и в марте 1921 года Александр Фомин был назначен директором Академической библиотеки при Малом театре.
Вместе с Фоминым «отцами-основателями» будущей РГБИ стали председатель дирекции Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин, профессора курсов – филолог-классик Аполлон Грушка, историк Константин Сивков, художник и педагог Дмитрий Кардовский, режиссер и драматург Николай Попов. Библиотеку они начали собирать самостоятельно. В этот процесс включились педагоги, актеры и режиссеры Малого театра, их родственники, друзья, знакомые... С 1921 года велась «Книга пожертвований Академической библиотеки Малого театра». Имя Александра Фомина как жертвователя встречается в этом списке 173 раза, его супруги – 282 раза.
Торжественное открытие Академической библиотеки Малого театра состоялось 24 мая 1922 года в здании Высших драматических курсов (ныне – Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России). Присутствовавший на церемонии Константин Сергеевич Станиславский назвал «единственную в своем роде» Театральную библиотеку «драгоценным источником». В числе гостей были яркие мастера театра, оставившие автографы в памятной «Парчовой книге», которую и поныне берегут в РГБИ.
К коллективному собиранию книг наряду с деятелями Малого театра присоединились Московское общество драматических писателей и композиторов, государственный Книжный фонд, репертуарные библиотеки. За 1922 год в фонд Театральной библиотеки поступило около 900 книг и около 100 листов гравюр, а в 1926-м – уже 50 тысяч томов! Это были не только пожертвования, но и покупки у частных лиц и букинистов.
В 1925 году библиотека начала обслуживать все московские театры. «Изначально было ясно, что при создании фондов должны действовать принципы, отличающиеся от норм формирования других библиотек, – замечает директор РГБИ Ада Колганова. – Театр – искусство синтетическое, которое не ограничивается текстами, нужен визуальный ряд, включая авторские театральные эскизы и самые разные виды графики. И со временем выросло особое звено нашей библиотеки, которое сегодня называется «Центр визуальной информации». Там хранятся разнообразные коллекции, интересные именами, спектаклями, жанрами».
В Центре визуальной информации РГБИ нас встречает его руководитель – Елена Хапланова. «Здесь собран комплекс документов XVI–XXI веков, уникальный по своему составу и представляющий большой историко-культурный интерес, – рассказывает Елена Хапланова. – Графика, фотографии, гравюры, открытки, репродукции. Есть и коллекция образцов тканей XIX–XX веков, которая помогает художникам, сценографам, костюмерам при работе над историческими проектами, – это уникальная возможность воссоздать интерьеры и костюмы. От других отделов РГБИ мы отличаемся правом самостоятельного комплектования фонда. Например, сейчас наш сотрудник ведет переговоры о приобретении работ нынешнего главного художника Мариинского театра. У нас хранятся многочисленные эскизы художников театра, кино, анимации и, конечно, иллюстраторов. Это в основном графика, но вот, посмотрите, эскиз маслом на оргалите: Ялтинская киностудия, «Художественный широкоформатный цветной музыкальный фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982 год. Одна из первых ролей замечательного актера Андрея Харитонова…».
В 1936 году «Театралка», как назвали ее москвичи, получила статус Государственной центральной театральной библиотеки и начала обслуживать и провинциальные театры. Во второй половине 1930-х библиотека, как и все остальные, пережила волну идеологических запретов: в это время было уничтожено немало книг и архивных материалов. Однако, несмотря на риск, библиотекари все же сберегли некоторые документы, а новый отдел, театральной прессы, занялся созданием тематической коллекции газетных публикаций. «Вот, например, «Заявление на подбор научно-художественных материалов для сценических постановок и работ по театроведению» – это официальный библиотечный бланк, – говорит Елена Хапланова. – 19 июня 1933 года его заполнил художник-авангардист Александр Григорьевич Тышлер, которому нужны были материалы рубежа XVIII–XIX веков. Он пишет, что это нужно для спектакля «Рекруты» в минском театре БелГОСЕТ. А вот заявка художественного руководителя Камерного театра Александра Яковлевича Таирова от 8 января 1944 года. Он готовил спектакль «Без вины виноватые» Островского к 30-летию Камерного театра. Когда через пять лет началась «борьба с космополитами», Таиров был уволен и во многих библиотеках ликвидировали периодику, вырезки статей о гонимых творцах. К нам тогда тоже приходили с проверками, но наш сотрудник эту папку закинул за стеллажи, и она в итоге сохранилась. Когда в 2004 году снимали фильм «Смерть Таирова», эта папка очень пригодилась».
В числе знаменитых посетителей библиотеки – Александр Роу, Всеволод Мейерхольд, Эраст Гарин, Иван Козловский, Елена Гоголева, Майя Плисецкая, Алексей Баталов, Евгений Урбанский, Татьяна Доронина, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский, Василий Лановой, Станислав Любшин, Игорь Кваша, Юрий и Виталий Соломины, художники Петр Вильямс, Евгений Лансере, Юрий Пименов, Константин Юон, Борис Мессерер и многие другие…
ПУТЬ К ГАРМОНИИ
В годы Великой Отечественной войны «Театралка» не эвакуировалась и даже не закрылась, хотя помещение почти не отапливалось. Во время воздушной тревоги библиотекари и читатели шли к метро и спускались на станцию «Охотный Ряд». Библиотека работала, обслуживая фронтовые театры, агитбригады и ансамбли, корреспондентов Совинформбюро и военнослужащих.
В 1948 году библиотека переехала в бывшую усадьбу Мясоедова – в дом №8/1 по Пушкинской улице (ныне – Большая Дмитровка). Уже в 1950–1970-е годы фонды библиотеки значительно выросли, увеличилось и число читателей. Появились отраслевой библиографический и методический отделы, началось издание библиографических указателей, организация книжно-иллюстративных выставок, читательских конференций, творческих встреч. В 1980-е расширился видовой состав фонда, в 1990-е создан фонд электронных изданий и коллекция видеоматериалов…
Одна из главных ценностей библиотеки, конечно, старинные фолианты и документы. В фондах хранятся книги, самые ранние из которых изданы еще в XVI веке, коллекции литографированных пьес, переданные в дар библиотеке известными деятелями культуры, рукописи, архивные материалы. Среди уникальных экземпляров – отечественные старопечатные книги середины XVIII века, прижизненные издания произведений Гольдони, братьев Гонкур, Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова, Пушкина. Есть здесь и богатейшее собрание пьес Петра Каратыгина, Дмитрия Ленского, Федора Кони, Петра Григорьева. Библиографической редкостью являются и такие первые послереволюционные издания, как манифест пролетарского театра «Революция и театр» Платона Керженцева, напечатанный в Москве в 1918-м, а также чудом сохранившийся четвертый том авторского экземпляра «Истории танцев» Сергея Худекова, изданный в том же году в Петрограде.
Заведующая отделом хранения РГБИ Ольга Болдырева, надев белоснежные перчатки, показывает бесценный раритет в светло-бежевом пергамене: «Хочу обратить ваше внимание на монографию легендарного танцевального мастера Готфрида Тауберта. Название переводится с немецкого как «Истинный танцмейстер». Этот трактат был напечатан в 1717 году в одном из центров германского книгопечатания, в Лейпциге, известными типографами Ландишенами. Самый пик эпохи барокко! Тауберт, как никто, повлиял на танцевальную культуру Европы, но на протяжении долгого времени его имя было забыто и признание заслуг запоздало... А причиной был текст книги, написанный таким изощренным языком, что современники не всегда могли постичь его глубину и широту. Лишь в XXI веке появились толкователи, произведение перевели на английский язык, сопроводили профессиональными комментариями, и тогда звезда Тауберта засияла. Через триста лет после издания книги, в 2017 году, в Лейпциг со всего мира съехались исследователи и хореографы, чтобы провести «Таубертиаду» – фестиваль искусства и культуры барокко. А в фонде нашей библиотеки эта чудесная книга появилась в 1965 году в составе частной коллекции библиофила и театроведа Николая Дмитриевича Волкова. В монографии более 1200 страниц: здесь история, практические навыки, понятие народного танца, мастерство танцмейстера и его взаимоотношения с учениками… Тауберт был убежден, что танец имеет божественное происхождение. Он дает три основных постулата. Теория танца – это наука, созданная мудрецами в соответствии с данными Богом принципами и помогающая врожденному стремлению человека к движению. Практика позволяет реализовать заложенное Богом и объясненное учеными, в этом разделе все основано на принципах математики. И третий раздел – этика, которая является конечной целью достижения гармонии падшего человечества: гармония проявляется через физическое движение как воплощение морали и добродетели.
В книге много гравюр в резцовой технике, филигранных по ремеслу. Все они дошли до нас в аутентичном виде, без утрат. Потрясающе исполнены двуцветный титульный лист и фронтиспис – гравюра заняла все пространство листа. Вот необыкновенно романтичный образ автора-танцмейстера – сразу в трех ипостасях! Вверху композиции это теоретик и философ, погруженный в свои мысли. Слева от центра он показывает движения ученику, в правом нижнем углу руководит танцевальной группой. А в центре композиции – аккомпанирующий танцам оркестр. Самые «эмоциональные» страницы находятся во второй главе, где автор назвал менуэт главным в танцевальном искусстве, придав ему магический смысл. Шаги, стояние, поклоны, костюм и непосредственно танцевальные движения – это «социальный танец», танец человеческого общения».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Ада Колганова замечает, что профессиональное изучение фондов, архивов, коллекций РГБИ не прекращается. Пример такой работы – Театрально-книжные чтения. Начиная с 1997-го раз в два года РГБИ собирает специалистов из многих стран на Михоэлсовские чтения для обсуждения творческого наследия актера и режиссера Соломона Михоэлса и общих проблем национального театра в контексте многонациональной культуры. Доклады и дискуссии конференций публикуются в научных изданиях и справочниках РГБИ.
Библиотека занимается и издательской деятельностью, популяризируя малоизвестные изображения и документы, и спасением уникальных предметов: здесь реставрируются дагеротипы, гравюры, открытки, фотографии, прикладная графика, рукописи.
На огромном столе хранитель фонда гравюр и литографий РГБИ Татьяна Мордкович развернула перед нами большие старинные альбомы с великолепными иллюстрациями: вот изданная в Париже в 1723 году подробнейшая хроника «Коронация Людовика XV, короля Франции и Наварры», вот 23 акварели Эжена-Луи Лами «Кадриль «Марии Стюарт» во дворце Тюильри» 1829 года, а вот этнографические гравюры Емельяна Корнеева «Народы, обитающие в Российской империи. XIX век». Эти иллюстрации созданы людьми разных эпох и стран, в разных стилях и техниках, и от каждого листа веет духом времени. Это и калейдоскоп, и летопись, и энциклопедия, и эстетическое удовольствие.
«В отличие от музея у нас функции иные и направление другое. Например, один человек должен быть специалистом самого широкого спектра: нужно знать стили, эпохи, художников и так далее, – комментирует Татьяна Мордкович. – История костюма – одна из главных тем нашей библиотеки. У нас она представлена материалами, начиная с Античности и заканчивая ХХ веком. Это порядка 7 тысяч листов. Есть французские журналы мод разных времен, с цветными картинками и текстовым описанием того или иного костюма. Техника гравюры на стали позволяла делать много оттисков, и тиражи таких журналов бывали внушительными. А здесь вы видите офорты XVI века на евангельские сюжеты.
Вот литографии XIX века: Ветхий Завет и мифологические герои… Или вот – известный сказочник Шарль Перро, у нас есть его двухтомник 1696 года издания «Великие люди Франции XVII века». Это более сотни биографий поэтов, ученых, художников, врачей, и главное – прижизненные портреты, например, драматургов Мольера и Корнеля, композитора Жан-Батиста Люлли, баснописца Жана де Лафонтена, самого Шарля Перро… Еще хочу показать вам уникальную книгу, купленную в букинистическом магазине: «Историа о орденах или чинах воинских паче же кавалерских: Обдержащая уставления поведения и практику, принципалных деиств, и великомагистерских, со оружием, и их фигурами». Это первая работа по фалеристике на русском языке. Автор – голландский мастер Адриан ван Шхонебек, которого Петр I пригласил в Россию. Голландец организовал Гравировальную мастерскую при Оружейной палате, в которой обучал русских учеников делать гравюру на меди в технике офорта. Над этой книгой Шхонебек работал два года, она издана в 1710 году на Печатном дворе в Москве. У нас хранится настоящий раритет – первичный экземпляр, в нем еще не на всех страницах под рисунками есть подписи! И было бы очень интересно сравнить эти рисунки и подписи с экземплярами окончательной печати. Это перспективная тема для научного исследования».
РГБИ – это, пожалуй, редкий случай рождения объекта культуры из недр театра. Можно сказать, уникальный. Сегодня РГБИ – один из авторитетных просветительских центров России. Библиотека стала настоящей научно-художественной лабораторией, куда обращаются творческие коллективы и авторы при создании книг, фильмов, спектаклей, телепрограмм, выставок, которые станут предметом изучения для будущих поколений.