Найти тему
Русский мир.ru

Драгоценный источник

В центре Москвы, на углу Большой Дмитровки и Кузнецкого Моста, есть уникальный памятник архитектуры – усадьба московского вице-губернатора, сенатора, действительного тайного советника Николая Мясоедова. Сегодня в ней располагается Российская государственная библиотека искусств, созданная сто лет назад усилиями корифеев Малого театра.

Текст: Арина Абросимова, фото: Александр Бурый

Массивная дверь Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) отсекает весь уличный шум: здесь тихо, уютно и спокойно. Поднимаемся по крутой беломраморной лестнице, поворачиваем направо – и нас встречают сотрудники РГБИ. «Библиотекари – особенный народ, – подчеркивает директор РГБИ кандидат филологических наук заслуженный работник культуры РФ Ада Колганова, находящаяся на этом посту уже двадцать лет. – Мы очень внимательно выбираем сотрудников, ведь команда сегодня особенно важна. Помимо необходимых навыков и знаний нужно, чтобы люди в должной степени умели проявлять… занудство. Это определенный психологический склад – такая «фармацевтическая» точность во всем. И любой читатель может получить помощь от библиографа, библиотекаря, дежурного по справочному бюро».

Директор РГБИ, литературовед заслуженный работник культуры РФ Ада Колганова
Директор РГБИ, литературовед заслуженный работник культуры РФ Ада Колганова

До 2009 года РГБИ была закрытой библиотекой – только для специалистов. Сейчас она публичная, но в целях сохранности раритетов не ко всем ее фондам действует свободный доступ читателей. А фонды библиотеки внушительные: более 2 миллионов единиц хранения. Некоторые раритеты имеют музейную ценность. «Да, раритеты – это уже музейные категории, – подтверждает директор. – РГБИ отличается от других библиотек именно сходством с музеем, хотя наша библиотека не равноценна музею, у нас иные задачи. В РГБИ собрано то, что имеет отношение к сценическому воплощению и относится к изобразительному материалу – это очень широкий спектр».

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

«В XVI–XVII веках земли, на которых стоит наш особняк, принадлежали роду Лопухиных. Здесь были боярские палаты, нарядный терем, – рассказывает специалист РГБИ Ольга Бабаева. – Частично сохранился белокаменный фундамент терема. В 1793 году по проекту Матвея Казакова на нем возводился главный дом усадьбы Николая Ефимовича Мясоедова. Обратите внимание: дом стоит на крутой горке, которая резко спускается к Охотному Ряду. И большая часть главного здания имеет два этажа, а если посмотреть с Кузнецкого Моста, то оно – трехэтажное. Это очень грамотное проектировочно-архитектурное решение, которое сгладило сложный рельеф местности и выдержало проверку временем: здание двести лет надежно стоит на старом фундаменте! Сохранен и первозданный фасад, украшенный по центру ризалитом с пилястровым портиком. Парадный вход в дом был с Кузнецкого Моста. Во внутреннем дворе мы видим три блока: хозяйственный, людской и дом-дворец. Есть конюшня, колодец, фуражная, каретный сарай».

Здание РГБИ, бывшая усадьба Мясоедова на Большой Дмитровке в Москве
Здание РГБИ, бывшая усадьба Мясоедова на Большой Дмитровке в Москве

Известно, что в доме Мясоедова, так же как в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское, существовал крепостной театр, поэтому можно сказать, что театральная история живет здесь с тех самых пор. В 1809 году усадьбу приобрел граф Федор Иванович Толстой – путешественник, любитель женщин и завзятый дуэлянт, прозванный Американцем после участия в кругосветном плавании Крузенштерна. Из поездок он привозил старинные книги и рукописи, часть которых хранится сейчас в РГБИ. Толстой первым реконструировал главное здание усадьбы, но и в дальнейшем его неоднократно перестраивали. Оттого в нынешних интерьерах библиотеки так много архитектурных «несовпадений»: странные выступы в стенах, ложные арки, смещенные анфилады, несимметричные полуколонны.

В этой усадьбе Федор Толстой жил редко, в основном используя ее для хранения своих коллекций. Но время от времени здесь собирались известные люди. А в 1895 году племянник владельца дома, Лев Толстой, читал в этих стенах свою пьесу «Власть тьмы» перед артистами Малого театра. «Если можно так выразиться, Федор Иванович изменил идейное содержание этого здания – от театрального к библиотечному, – говорит Ольга Бабаева. – И удивительно, что эти два направления в конце концов слились воедино: в ХХ веке здесь разместилась Театральная библиотека».

Специалист РГБИ Ольга Бабаева
Специалист РГБИ Ольга Бабаева

В 1829 году дом у Федора Толстого выкупила государственная казна, после чего здесь разместилась Московская контора Императорских театров, а через год открылась Московская театральная школа при Императорских театрах. И в советские годы, и до недавнего времени в этом здании все еще находилась дирекция Государственного академического Большого театра России.

После 1917 года в доме располагались Управление государственными театрами, Комитет охраны государственных музыкальных инструментов, редакция журнала «Театр». В пристройках и флигелях усадьбы театральным работникам предоставлялись квартиры и комнаты: здесь в разное время жили директор Императорских театров Владимир Теляковский, актеры Гликерия Федотова и Михаил Щепкин, певцы Надежда Обухова и Иван Козловский, артист балета Виктор Смольцов, историк-востоковед Борис Заходер, педагоги, студенты и даже артисты цирка...

Ряды картотеки — миллионы названий книг, имен авторов, жанров и направлений искусства...
Ряды картотеки — миллионы названий книг, имен авторов, жанров и направлений искусства...

ВСЕМ МИРОМ

В 1918–1919 годах профессор Московского университета, театровед и литературовед Александр Александрович Фомин преподавал в Костромском государственном рабоче-крестьянском университете, где руководил созданием библиотеки вуза. Он ездил по бывшим помещичьим усадьбам Поволжья, спасая от разграбления частные библиотеки. А с сентября 1920-го Фомин читал лекции по истории русской литературы и театра на Высших драматических курсах при Малом театре, которые находились на Пушечной улице. Фомин считал, что качество учебного процесса и уровень подготовки будущих актеров невозможны без специальной научно-исследовательской библиотеки. Именно он предложил дирекции Малого театра организовать библиотеку при Драматических курсах. Эта инициатива была поддержана наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и в марте 1921 года Александр Фомин был назначен директором Академической библиотеки при Малом театре.

Вместе с Фоминым «отцами-основателями» будущей РГБИ стали председатель дирекции Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин, профессора курсов – филолог-классик Аполлон Грушка, историк Константин Сивков, художник и педагог Дмитрий Кардовский, режиссер и драматург Николай Попов. Библиотеку они начали собирать самостоятельно. В этот процесс включились педагоги, актеры и режиссеры Малого театра, их родственники, друзья, знакомые... С 1921 года велась «Книга пожертвований Академической библиотеки Малого театра». Имя Александра Фомина как жертвователя встречается в этом списке 173 раза, его супруги – 282 раза.

Читальный зал
Читальный зал

Торжественное открытие Академической библиотеки Малого театра состоялось 24 мая 1922 года в здании Высших драматических курсов (ныне – Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России). Присутствовавший на церемонии Константин Сергеевич Станиславский назвал «единственную в своем роде» Театральную библиотеку «драгоценным источником». В числе гостей были яркие мастера театра, оставившие автографы в памятной «Парчовой книге», которую и поныне берегут в РГБИ.

К коллективному собиранию книг наряду с деятелями Малого театра присоединились Московское общество драматических писателей и композиторов, государственный Книжный фонд, репертуарные библиотеки. За 1922 год в фонд Театральной библиотеки поступило около 900 книг и около 100 листов гравюр, а в 1926-м – уже 50 тысяч томов! Это были не только пожертвования, но и покупки у частных лиц и букинистов.

При входе у парадной лестницы — дубовая вешалка, созданная в стиле модерн сто лет назад
При входе у парадной лестницы — дубовая вешалка, созданная в стиле модерн сто лет назад

В 1925 году библиотека начала обслуживать все московские театры. «Изначально было ясно, что при создании фондов должны действовать принципы, отличающиеся от норм формирования других библиотек, – замечает директор РГБИ Ада Колганова. – Театр – искусство синтетическое, которое не ограничивается текстами, нужен визуальный ряд, включая авторские театральные эскизы и самые разные виды графики. И со временем выросло особое звено нашей библиотеки, которое сегодня называется «Центр визуальной информации». Там хранятся разнообразные коллекции, интересные именами, спектаклями, жанрами».

В Центре визуальной информации РГБИ нас встречает его руководитель – Елена Хапланова. «Здесь собран комплекс документов XVI–XXI веков, уникальный по своему составу и представляющий большой историко-культурный интерес, – рассказывает Елена Хапланова. – Графика, фотографии, гравюры, открытки, репродукции. Есть и коллекция образцов тканей XIX–XX веков, которая помогает художникам, сценографам, костюмерам при работе над историческими проектами, – это уникальная возможность воссоздать интерьеры и костюмы. От других отделов РГБИ мы отличаемся правом самостоятельного комплектования фонда. Например, сейчас наш сотрудник ведет переговоры о приобретении работ нынешнего главного художника Мариинского театра. У нас хранятся многочисленные эскизы художников театра, кино, анимации и, конечно, иллюстраторов. Это в основном графика, но вот, посмотрите, эскиз маслом на оргалите: Ялтинская киностудия, «Художественный широкоформатный цветной музыкальный фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982 год. Одна из первых ролей замечательного актера Андрея Харитонова…».

Множество печатной продукции прошлых десятилетий хранится в Центре визуальной информации РГБИ
Множество печатной продукции прошлых десятилетий хранится в Центре визуальной информации РГБИ

В 1936 году «Театралка», как назвали ее москвичи, получила статус Государственной центральной театральной библиотеки и начала обслуживать и провинциальные театры. Во второй половине 1930-х библиотека, как и все остальные, пережила волну идеологических запретов: в это время было уничтожено немало книг и архивных материалов. Однако, несмотря на риск, библиотекари все же сберегли некоторые документы, а новый отдел, театральной прессы, занялся созданием тематической коллекции газетных публикаций. «Вот, например, «Заявление на подбор научно-художественных материалов для сценических постановок и работ по театроведению» – это официальный библиотечный бланк, – говорит Елена Хапланова. – 19 июня 1933 года его заполнил художник-авангардист Александр Григорьевич Тышлер, которому нужны были материалы рубежа XVIII–XIX веков. Он пишет, что это нужно для спектакля «Рекруты» в минском театре БелГОСЕТ. А вот заявка художественного руководителя Камерного театра Александра Яковлевича Таирова от 8 января 1944 года. Он готовил спектакль «Без вины виноватые» Островского к 30-летию Камерного театра. Когда через пять лет началась «борьба с космополитами», Таиров был уволен и во многих библиотеках ликвидировали периодику, вырезки статей о гонимых творцах. К нам тогда тоже приходили с проверками, но наш сотрудник эту папку закинул за стеллажи, и она в итоге сохранилась. Когда в 2004 году снимали фильм «Смерть Таирова», эта папка очень пригодилась».

Руководитель Центра визуальной информации РГБИ Елена Хапланова
Руководитель Центра визуальной информации РГБИ Елена Хапланова

В числе знаменитых посетителей библиотеки – Александр Роу, Всеволод Мейерхольд, Эраст Гарин, Иван Козловский, Елена Гоголева, Майя Плисецкая, Алексей Баталов, Евгений Урбанский, Татьяна Доронина, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский, Василий Лановой, Станислав Любшин, Игорь Кваша, Юрий и Виталий Соломины, художники Петр Вильямс, Евгений Лансере, Юрий Пименов, Константин Юон, Борис Мессерер и многие другие…

ПУТЬ К ГАРМОНИИ

В годы Великой Отечественной войны «Театралка» не эвакуировалась и даже не закрылась, хотя помещение почти не отапливалось. Во время воздушной тревоги библиотекари и читатели шли к метро и спускались на станцию «Охотный Ряд». Библиотека работала, обслуживая фронтовые театры, агитбригады и ансамбли, корреспондентов Совинформбюро и военнослужащих.

Графические листы с новинками моды выходили каждый месяц, и не только в Париже, но и в России. 1830-е годы
Графические листы с новинками моды выходили каждый месяц, и не только в Париже, но и в России. 1830-е годы

В 1948 году библиотека переехала в бывшую усадьбу Мясоедова – в дом №8/1 по Пушкинской улице (ныне – Большая Дмитровка). Уже в 1950–1970-е годы фонды библиотеки значительно выросли, увеличилось и число читателей. Появились отраслевой библиографический и методический отделы, началось издание библиографических указателей, организация книжно-иллюстративных выставок, читательских конференций, творческих встреч. В 1980-е расширился видовой состав фонда, в 1990-е создан фонд электронных изданий и коллекция видеоматериалов…

Эскизы костюмов театрального художника Давида Боровского для спектакля "Борис Годунов"
Эскизы костюмов театрального художника Давида Боровского для спектакля "Борис Годунов"

Одна из главных ценностей библиотеки, конечно, старинные фолианты и документы. В фондах хранятся книги, самые ранние из которых изданы еще в XVI веке, коллекции литографированных пьес, переданные в дар библиотеке известными деятелями культуры, рукописи, архивные материалы. Среди уникальных экземпляров – отечественные старопечатные книги середины XVIII века, прижизненные издания произведений Гольдони, братьев Гонкур, Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова, Пушкина. Есть здесь и богатейшее собрание пьес Петра Каратыгина, Дмитрия Ленского, Федора Кони, Петра Григорьева. Библиографической редкостью являются и такие первые послереволюционные издания, как манифест пролетарского театра «Революция и театр» Платона Керженцева, напечатанный в Москве в 1918-м, а также чудом сохранившийся четвертый том авторского экземпляра «Истории танцев» Сергея Худекова, изданный в том же году в Петрограде.

Заявка на подбор материалов от знаменитого киносказочника Александра Роу
Заявка на подбор материалов от знаменитого киносказочника Александра Роу

Заведующая отделом хранения РГБИ Ольга Болдырева, надев белоснежные перчатки, показывает бесценный раритет в светло-бежевом пергамене: «Хочу обратить ваше внимание на монографию легендарного танцевального мастера Готфрида Тауберта. Название переводится с немецкого как «Истинный танцмейстер». Этот трактат был напечатан в 1717 году в одном из центров германского книгопечатания, в Лейпциге, известными типографами Ландишенами. Самый пик эпохи барокко! Тауберт, как никто, повлиял на танцевальную культуру Европы, но на протяжении долгого времени его имя было забыто и признание заслуг запоздало... А причиной был текст книги, написанный таким изощренным языком, что современники не всегда могли постичь его глубину и широту. Лишь в XXI веке появились толкователи, произведение перевели на английский язык, сопроводили профессиональными комментариями, и тогда звезда Тауберта засияла. Через триста лет после издания книги, в 2017 году, в Лейпциг со всего мира съехались исследователи и хореографы, чтобы провести «Таубертиаду» – фестиваль искусства и культуры барокко. А в фонде нашей библиотеки эта чудесная книга появилась в 1965 году в составе частной коллекции библиофила и театроведа Николая Дмитриевича Волкова. В монографии более 1200 страниц: здесь история, практические навыки, понятие народного танца, мастерство танцмейстера и его взаимоотношения с учениками… Тауберт был убежден, что танец имеет божественное происхождение. Он дает три основных постулата. Теория танца – это наука, созданная мудрецами в соответствии с данными Богом принципами и помогающая врожденному стремлению человека к движению. Практика позволяет реализовать заложенное Богом и объясненное учеными, в этом разделе все основано на принципах математики. И третий раздел – этика, которая является конечной целью достижения гармонии падшего человечества: гармония проявляется через физическое движение как воплощение морали и добродетели.

Монография легендарного танцевального мастера Готфрида Тауберта "Истинный танцмейстер"
Монография легендарного танцевального мастера Готфрида Тауберта "Истинный танцмейстер"

В книге много гравюр в резцовой технике, филигранных по ремеслу. Все они дошли до нас в аутентичном виде, без утрат. Потрясающе исполнены двуцветный титульный лист и фронтиспис – гравюра заняла все пространство листа. Вот необыкновенно романтичный образ автора-танцмейстера – сразу в трех ипостасях! Вверху композиции это теоретик и философ, погруженный в свои мысли. Слева от центра он показывает движения ученику, в правом нижнем углу руководит танцевальной группой. А в центре композиции – аккомпанирующий танцам оркестр. Самые «эмоциональные» страницы находятся во второй главе, где автор назвал менуэт главным в танцевальном искусстве, придав ему магический смысл. Шаги, стояние, поклоны, костюм и непосредственно танцевальные движения – это «социальный танец», танец человеческого общения».

Заведующая отделом хранения РГБИ Ольга Болдырева
Заведующая отделом хранения РГБИ Ольга Болдырева

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Ада Колганова замечает, что профессиональное изучение фондов, архивов, коллекций РГБИ не прекращается. Пример такой работы – Театрально-книжные чтения. Начиная с 1997-го раз в два года РГБИ собирает специалистов из многих стран на Михоэлсовские чтения для обсуждения творческого наследия актера и режиссера Соломона Михоэлса и общих проблем национального театра в контексте многонациональной культуры. Доклады и дискуссии конференций публикуются в научных изданиях и справочниках РГБИ.

"Музей читателя" в РГБИ — место для выставок, лекций, презентаций, творческих встреч мастеров культуры с читателями...
"Музей читателя" в РГБИ — место для выставок, лекций, презентаций, творческих встреч мастеров культуры с читателями...

Библиотека занимается и издательской деятельностью, популяризируя малоизвестные изображения и документы, и спасением уникальных предметов: здесь реставрируются дагеротипы, гравюры, открытки, фотографии, прикладная графика, рукописи.

На огромном столе хранитель фонда гравюр и литографий РГБИ Татьяна Мордкович развернула перед нами большие старинные альбомы с великолепными иллюстрациями: вот изданная в Париже в 1723 году подробнейшая хроника «Коронация Людовика XV, короля Франции и Наварры», вот 23 акварели Эжена-Луи Лами «Кадриль «Марии Стюарт» во дворце Тюильри» 1829 года, а вот этнографические гравюры Емельяна Корнеева «Народы, обитающие в Российской империи. XIX век». Эти иллюстрации созданы людьми разных эпох и стран, в разных стилях и техниках, и от каждого листа веет духом времени. Это и калейдоскоп, и летопись, и энциклопедия, и эстетическое удовольствие.

Обложка книги "Сокровища России из Оружейной палаты Московского Кремля", изданной в 2007 году
Обложка книги "Сокровища России из Оружейной палаты Московского Кремля", изданной в 2007 году

«В отличие от музея у нас функции иные и направление другое. Например, один человек должен быть специалистом самого широкого спектра: нужно знать стили, эпохи, художников и так далее, – комментирует Татьяна Мордкович. – История костюма – одна из главных тем нашей библиотеки. У нас она представлена материалами, начиная с Античности и заканчивая ХХ веком. Это порядка 7 тысяч листов. Есть французские журналы мод разных времен, с цветными картинками и текстовым описанием того или иного костюма. Техника гравюры на стали позволяла делать много оттисков, и тиражи таких журналов бывали внушительными. А здесь вы видите офорты XVI века на евангельские сюжеты.

Хранитель фонда гравюр и литографий РГБИ Татьяна Мордкович
Хранитель фонда гравюр и литографий РГБИ Татьяна Мордкович

Вот литографии XIX века: Ветхий Завет и мифологические герои… Или вот – известный сказочник Шарль Перро, у нас есть его двухтомник 1696 года издания «Великие люди Франции XVII века». Это более сотни биографий поэтов, ученых, художников, врачей, и главное – прижизненные портреты, например, драматургов Мольера и Корнеля, композитора Жан-Батиста Люлли, баснописца Жана де Лафонтена, самого Шарля Перро… Еще хочу показать вам уникальную книгу, купленную в букинистическом магазине: «Историа о орденах или чинах воинских паче же кавалерских: Обдержащая уставления поведения и практику, принципалных деиств, и великомагистерских, со оружием, и их фигурами». Это первая работа по фалеристике на русском языке. Автор – голландский мастер Адриан ван Шхонебек, которого Петр I пригласил в Россию. Голландец организовал Гравировальную мастерскую при Оружейной палате, в которой обучал русских учеников делать гравюру на меди в технике офорта. Над этой книгой Шхонебек работал два года, она издана в 1710 году на Печатном дворе в Москве. У нас хранится настоящий раритет – первичный экземпляр, в нем еще не на всех страницах под рисунками есть подписи! И было бы очень интересно сравнить эти рисунки и подписи с экземплярами окончательной печати. Это перспективная тема для научного исследования».

Книгохранилище — это еще и особенный запах, знакомый всем любителям живой печатной книги...
Книгохранилище — это еще и особенный запах, знакомый всем любителям живой печатной книги...

РГБИ – это, пожалуй, редкий случай рождения объекта культуры из недр театра. Можно сказать, уникальный. Сегодня РГБИ – один из авторитетных просветительских центров России. Библиотека стала настоящей научно-художественной лабораторией, куда обращаются творческие коллективы и авторы при создании книг, фильмов, спектаклей, телепрограмм, выставок, которые станут предметом изучения для будущих поколений.