Дмитрий Андреевич Крыжановский был одним из тех людей, работа которых определяла архитектурный облик Петербурга в начале прошедшего века. Приехавший в столицу из далекого Иркутска выпускник Императорской академии художеств строил не просто много, а очень много. До 1917-го он реализовал в общей сложности более шестидесяти проектов. И это не считая участия в проектах коллег в качестве строительного подрядчика. Темпы были очень высокими, а график очень плотным. Вполне логично, что в этом самом графике, времени на особые архитектурные изыски просто физически не хватало. При этом, Дмитрий Андреевич, на мой взгляд, не имел каких-то особых личных стилистических пристрастий и смело экспериментировал смешивая самые разные популярные у публики «тренды». Вообще стиль конечно важен, но в большинстве его проектов он был вторичен по отношению к утилитарным задачам планировки и наиболее эффективного использования драгоценных квадратных метров. Впрочем у Крыжановского были порою совершенно замечательные и неожиданные стилистические импровизации…
Внушительный доходный дом на углу Каменноостровского проспекта и Песочной улицы строился с 1910-го по 1911-й. Участок был довольно большой, но угловая конфигурация была сложновата для сочетания идеи глубокого курдонера и «пожеланий» о плотной доходной застройке. Курдонер пришлось убирать на Песочную, а территорию, выходившую фасадом на проспект «скошенным углом», замыкать неизбежным «колодцем» внутри.
По идее, несмотря на первоначальные трудности планировочных решений, особого авторского внимания проект не предполагал. В этот период Дмитрий Андреевич вел практически одновременно 10 (!) проектов строительства доходных домов и, в данном случае, документы, поданные в Городскую управу, предусматривали не особенно выразительный и довольно эклектичный фасад. Трудно сказать, что вдруг заставило Крыжановского переделать именно этот проект, но в результате построенное здание было совсем не похоже на ранее согласованный вариант…
Импровизация архитектора превратила этот дом в образец северного модерна с яркими акцентами, стилизованными под неоготику. Типичный для стиля, и весьма не дешевый, «ярусный набор» различных материалов фасадной отделки. Характерные эркеры, стильные порталы и «шагающие» окна парадных лестниц, просторные лестничные пролеты и оригинальный рисунок ограждений, яркие витражи… Просто удивительная эргономика пространства.
В 1912-м новый доходный дом на Каменноостровском получил серебряную медаль конкурса городских фасадов столицы. В очень обширном творческом наследии Крыжановского – это наверное один из самых замечательных проектов. Впрочем, оплативший архитектурные эксперименты заказчик, изначально на подобный результат, думаю, не замахивался…
В 1910-м, накануне своего 65 летнего юбилея, этот участок приобрел и затеял на нем солидное «доходное строительство», купец 2-й гильдии торговавший «мужским платьем» - Рафаил Исаакович Берштейн. Почтенный торговец многие годы вел бизнес в собственном магазине на Садовой улице, прямо напротив Гостиного двора, да и получению доходов от недвижимого имущества был отнюдь не чужд. Первый собственный доходный дом он приобрел еще в 1898-м. Причем не абы где, а на Невском проспекте. Именно там он и проживал с супругой, тремя сыновьями и дочерью. Новый доходный дом, скорее всего, Рафаил Исаакович рассматривал уже в качестве своего достойного и прибыльного наследства. Возможно по этой причине он согласился и на дополнительные затраты, которые явно потребовались при изменениях проекта Крыжановским. Впрочем, с его огромным опытом в деловом мире, Берштейн прекрасно рассчитывал свои инвестиции и не прогадал в конечном итоге. После окончания строительства он переехал на новое место жительства с супругой и старшим сыном. Подальше от шумного Невского и поближе к «дачным островам»...
Интересно, что дом этот стал еще и настоящим «пристанищем архитекторов». Шесть лет тут жил собственно сам автор проекта. Два года – автор известного манифеста «Рациональное в новейшей архитектуре» Владимир Петрович Апышков. Четыре года – Михаил Александрович Сонгайло. Калиберда, Ганнекен, Вайтенс, Лукницкий, строитель мостов Передерей… Одним словом в случае этой удивительной импровизации Крыжановского «звезды сошлись» весьма любопытным образом.
Такая вот история.