🧿 контекст
Grey Gardens – документальный фильм. Он был снят в 1975 году, а в 2010-м Библиотека Конгресса США включила его в Национальный реестр фильмов как исторически значимую картину.
Эдит Бовье Бил (мать) – тётя Жаклин Кеннеди, а Эдит («Литл Иди») Бовье Бил (дочь) – кузина Жаклин Кеннеди.
Long story short, кажется, эта картина важна для американского общества, потому что показывает жизнь некогда богатой и влиятельной семьи, а в настоящем – её закат. Героини фильма – яркие и запоминающиеся, сильные и необычные личности.
🧿 о чем фильм
На протяжении всего фильма мы наблюдаем диалоги, отвлечённые разговоры, ссоры между Эдит Бил и «Литл Иди». Героини вспоминают прошлое, значимые события своей жизни, упущенные возможности и то, что удалось свершить. Всё происходит на фоне разрушающегося дома, снующих везде кошек и енотов, зарослей деревьев и кустарников, солнца и океана.
🧿 отношения между героинями
Мать и дочь находятся в сложных и напряжённых отношениях: они постоянно ссорятся, не слушают, игнорируют потребности друг друга и часто говорят в камеру именно о себе. В начале фильма кажется, что «Литл Иди» не замечает свою мать и уходит от неё при любой возможности – ей невыносимо быть рядом. И тут я испытываю сочувствие к Эдит Бил, пожилая женщина совсем одна и с ней даже дочь не общается открыто и тепло. Но пройдёт несколько разговоров, и становится понятно, что Эдит Бил была тираном в детстве и даже во взрослой жизни «Литл Иди», требовала и требует от неё помощь и не признаёт заслуги дочери в своей жизни, а только обесценивает её действия. Конечно, Эдит Бил пожилая женщина и не обладает прежней памятью, рассудком и пониманием окружающего мира, но и взаимодействовать с ней невыносимо тяжело. Через два года после съёмок Эдит Бил уйдёт из жизни.
С другой стороны, «Литл Иди»… Её тоже очень сложно понять, где она рассказывает о реальных событиях своей жизни, а где лукавит или фантазирует. Её образ и речи наполнены легкостью, нонконформизмом, загадочностью и разрушенными надеждами и мечтами. По её словам, мать часто не считалась с её мнением, игнорировала желания и устремления, не поддерживала. «Литл Иди» всегда мечтает поскорее уехать в Нью-Йорк, но в Серых Садах её держит ослабевшая и угасающая мать. При этом и сама Иди, хоть и помогает матери по дому и кормит её, поддерживает разговором и помогает в бытовых делах, часто не слушает мать и игнорирует её боль, не сочувствует пожилой женщине. И кажется, можно дать ей на это право, но всё равно всплывает ком в горле, когда Иди в очередной раз отворачивается от матери.
🧿 на что можно обратить внимание
Физический упадок усадьбы и ментальное состояние героинь. Дом разваливается, в нём много дыр, через которые путешествуют кошки и еноты. Роскошные фотографии и портреты жительниц усадьбы соседствуют с кошачьим кормом, газетами для экскрементов домашних животных. Так же и разговоры Эдит и Иди: то героини вспоминают значимые моменты своей жизни, то вступают в перепалку из-за готовки еды или страданий прошлого.
Становление героинь произошло на фоне мировых войн, и Иди в одной из сцен говорит о том, как происходили войны и как они влияли на американское общество того времени, на её конкретных знакомых. Можно поразмыслить о том, как текущий кризис инкорпорируется в нашу жизнь и как мы будем размышлять о нём через годы. Что изменится?
Ещё можно взглянуть на то, как постепенно приходит смерть в Серые Сады: и физический упадок, и ментальный, как капли дёгтя захватывают пространство. Ни прошлый социальный статус, ни былое богатство не спасут обитателей дома от смерти и разрухи. Кажется, смерть равняет и богатых, и бедных – увядание везде выглядит одинаково: какие-то бессмысленные предметы, смрад и живущие сами по себе животные, грязь, пыль, запустение.
И, конечно, можно подумать о том, как взаимодействуют между собой героини в отношениях «мать-дочь» и как мы, зрители, общаемся со своими родителями или детьми; бывает ли такое, что мы бессознательно игнорируем их, ведь мы так устали от повторяющихся проблем в общении? Или, может быть, родитель/ребёнок совсем не слышит то, что ему хочет сказать партнёр по коммуникации?
🧿 стоит ли смотреть?
В фильме много непростых вопросов – как взаимодействовать с пожилыми родственниками? Как найти любовь и быть собой в 50 лет? Что делать со своей жизнью, когда кажется, что многое уже прошло? Тем не менее, картина задокументировала необычную коммуникацию, жизнь и упадок, человечность и сухость. Я смотрел фильм с большим удовольствием и буду пересматривать ещё в будущем.
На Кинопоиске ставлю ему 9/10.
#психолог #психологифильм #кино #фильм